Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ДМ-06/16895 (опубликовано 26 декабря 2014 г.)
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <>
рассмотрев дело N06-238/2014 по признакам нарушения Менделеевским городским исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части отсутствия утвержденного локального нормативного правового акта - схемы размещения нестационарных торговых объектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
в отсутствие представителя ответчика Менделеевского городского исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, ответчик извещен надлежащим образом, установила:
На основании приказов от 24.02.2014 года N02/69-пр, от 31.03.2014 N02/105-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в Совете Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Проверка начата 04 марта 2014 года, окончена 30 апреля 2014 года.
В ходе изучения локальных нормативно-правовых актов Менделеевского муниципального района Республики Татарстан было установлено, что в Районе отсутствует такой локальный нормативно-правовой акт, как схема размещения нестационарных торговых объектов.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 03.07.2014 года N02/235 -к было возбуждено дело N06-238/2014 по признакам нарушения Советом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части отсутствия утвержденного локального нормативного правового акта - схемы размещения нестационарных торговых объектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N06-238/2014 было установлено, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Менделеевск Менделеевского муниципального района Республики Татарстан к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, создание условий для обеспечения жителей городского поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 48 Устава Менделеевский городской исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан создает условия для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организует рынки и ярмарки.
На основании вышеизложенного, Комиссией было установлено, что надлежащим ответчиком по делу N06-238/2014 является Менделеевский городской исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Определением от 04.09.2014 года NРБ-06/13227 Менделеевский городской исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан был привлечен в качестве ответчика по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отсутствия утвержденного локального нормативного правового акта - схемы размещения нестационарных торговых объектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что нестационарным объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В п. 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 содержится аналогичное определение нестационарного торгового объекта, а в примечании к указанному пункту уточняется, что к таким объектам относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. Нестационарными передвижными торговыми объектами являются лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.
В силу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2).
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что осуществлять торговлю через нестационарные объекты торговой сети (палатки, киоски, автофургоны) можно только с разрешения органов местного самоуправления - указанные торговые точки должны значиться в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 26 февраля 2011 г. N 34-ОД "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов" - схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления Республики Татарстан в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Менделеевск Менделеевского муниципального района Республики Татарстан к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, создание условий для обеспечения жителей городского поселения услугами торговли и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 48 Устава Менделеевский городской исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан создает условия для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организует рынки и ярмарки.
Таким образом, в соответствии с п.10 ст.14 федерального закона N131-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", п.3 ст.10 Федерального закона N381-ФЗ от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также п.5 ст. 54 Устава, полномочия по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Вместе с тем, на момент проведения проверки Татарстанского УФАС России, схема размещения нестационарных торговых объектов не утверждалась, следовательно, у хозяйствующих субъектов осуществляющих нестационарную торговую деятельность, отсутствовали законные основания для осуществления предпринимательской деятельности.
Отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Менделеевска ограничивает права хозяйствующих субъектов на размещение нестационарных торговых объектов, в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.
Более того, отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Менделеевска ставит хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах в исключительное положение, так как фактически отсутствует доступ на размещение нестационарных торговых объектов, а торговая деятельность осуществляется без наличия на то законных оснований.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры (подпункт "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Таким образом, бездействие Менделеевского городского исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, в части не принятия локального нормативно-правового акта - схемы размещения нестационарных торговых объектов является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела Комиссии Татарстанского УФАС России была представлена информация о том, что Постановлением Менделеевского городского исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от 22.05.2014 г. N07, схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Менделеевска была утверждена.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", Комиссия Татарстанского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым обратить внимание ответчика на позицию по принятию и разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов, изложенную в письме Министерства промышленности и торговли РФ от 27.01.2014 NЕВ-820/08.
По мнению Минпромторга РФ, схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.
Минпромторг РФ считает целесообразным:
1) не допускать при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать исходя из принципа "меняется место - сохраняется бизнес" предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса. В случаях применения в практике субъектов РФ срочных договоров или иных разрешительных документов на размещение и функционирование объектов необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществление хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса. В таких случаях высвобождающиеся места размещения целесообразно предлагать в установленном порядке для ведения торговой деятельности другими хозяйствующими субъектами;
2) принимать действенные меры по развитию малого торгового предпринимательства путем предоставления хозяйствующим субъектам при наличии соответствующих запросов от них новых мест для размещения торговых объектов и осуществления торговой деятельности. Следует обратить особое внимание на необходимость увеличения количества объектов продаж социально значимых товаров (в первую очередь свежих продуктов питания - овощей, фруктов, ягод, бахчевых культур, молока и молочной продукции, мяса и мясной гастрономии, рыбы, хлеба и хлебобулочных изделий, а также печатной продукции, цветов, изделий народных (художественных) промыслов);
3) обеспечить стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса. Не допускать пересмотра ранее объявлявшихся и утвержденных правил и процедур без принятия действенных и заблаговременных мер по недопущению сокращения предпринимательской активности, а также по предоставлению хозяйствующим субъектам реальных альтернативных возможностей бесперебойного продолжения и развития предпринимательской деятельности. Указанные меры необходимо вырабатывать публично с привлечением к выработке и обсуждению решений предпринимательского сообщества.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Татарстанского УФАС России, решила:
1. Признать Менделеевский городской исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в не принятии локального нормативно-правового акта - схемы размещения нестационарных торговых объектов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела N06-238/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением Менделеевским городским исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ДМ-06/16895 (опубликовано 26 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016