Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 9 декабря 2014 г. N 02-01/18.1/54-2014
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;
Члены Комиссии:
<> - начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти;
<> - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти;
При участии:
<> - представитель ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" (по доверенности),
<> - представитель ООО "Профитек", ООО "Фирма Аудитинформ" (по доверенности),
рассмотрев дело N 02-01/18.1/54-2014 по признакам нарушения ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" (далее - Заказчик, ГУП ЯНАО "УССГ") положений Федерального закона N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности), в части непроведения конкурса в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, и статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили на рассмотрение жалобы ООО "Фирма Аудитинформ", ООО "Профитек" (г. Омск) на действия ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001).
Заявители считают, что ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в части неправомерного допуска к участию в конкурсе участника ООО "Растам-Аудит", как участника предоставившего недостоверные сведения в заявке. Также, по мнению ООО "Профитек", заказчик неверно произвел оценку заявки Общества.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или Конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1).
Следовательно, основанием для подачи жалобы на действия организатора торгов может быть нарушенное право.
Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах ввиду неразмещения необходимой информации либо в форме необоснованного отклонения заявки участника.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Следовательно, при проведении открытого конкурса организации, указанные в настоящей статье, обязаны руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В части доводов относительно несоответствия содержания протокола вскрытия конвертов с заявками участников закупки требованиям ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Указанной нормой установлено, что информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, (кроме цены контракта) не были указаны в протоколе вскрытия конвертов от 21.11.2014.
В части доводов относительно оценки заявки ООО "Профитек" не в соответствии с порядком, установленным конкурсной документацией.
Для определения победителя конкурса конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок, которые не были отклонены при рассмотрении. Оценка заявок осуществляется в случае, если две и более заявки признаны надлежащими по результатам рассмотрения заявок.
Данная процедура регулируется ч. 5 - 9 ст. 53 Закона о контрактной системе и Правилами оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно п.8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта" а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла"
Квалификация участников закупки характеризуется, в том числе наличием у участника финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 27 Правил N 1085 критериями оценки названного показателя могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно конкурсной документации критериями оценки являются:
Цена договора (значимость критерия 60%)
Качество и квалификация участника конкурса (значимость критерия 40%),
Оценка опыта аудита предприятий (за период 2010-2013 гг.) (подтверждается копиями актов приема-передачи выполненных работ) (баллы от 0 до 30),
Наличие в штате участника квалифицированных аудиторов (подтверждается копиями трудовых договоров, копиями квалификационных аттестатов, а также выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, размещенные на сайте Минфина) (баллы от 0 до 70).
В документации о закупке относительно нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Конкурсной документацией заказчика предусмотрено два показателя, раскрывающих содержание нестоимостных критериев и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров по нестоимостным критериям. Между тем, значимость этих подкритериев, как это предусмотрено правилами, документацией не установлена. Учитывая то, что по нестоимостным критериям оценки установлен лишь единственный показатель значимости - 40%, а фактически оценка заявок происходила по критериям значимости, установленных по подкритериям (30 % и 70%), данные действия заказчика противоречат положениям 53 статьи Закона о контрактной системе.
В части доводов относительно предоставления ООО "Растам-АУДИТ" недостоверной информации установлено.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Исходя из материалов дела, непосредственно в заявке на участие в конкурсе по нестоимостным критериям оценки Общество указало, что опыт аудита госпредприятий за период 2010-2013 года (подтверждается копиями актов приема передачи выполненных работ) составляет 98 предприятий. Между тем, в ходе проведения процедуры оценки комиссией было установлено, что фактически предоставлено меньшее количество актов и к оценке было принято лишь 86 актов. Иные документы в составе заявки отсутствовали.
Кроме того, по критерию количество аттестованных сотрудников с опытом работы 5 и более лет (подтверждается квалификационными аттестатами) участник указал 23 сотрудника, а в ходе проведения процедуры оценки комиссией было установлено, что фактически предоставлено меньшее количество аттестатов и к оценке было принято лишь 14 сотрудников. Иные документы в составе заявки отсутствовали.
Следовательно, комиссия, установив факт предоставления недостоверной информации, обязана была отстранить ООО "Растам-АУДИТ" на этапе оценки заявок, но этого не сделала.
Между тем, в жалобах заявителей содержится информация относительно детального содержания заявки ООО "Растам-АУДИТ", что может свидетельствовать о допуске сотрудников заявителей непосредственно к заявкам участников. В этой связи комиссия считает целесообразным направить материалы жалоб в правоохранительные органы.
Признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции не установлены.
В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, то есть выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобы ООО "Фирма Аудитинформ", ООО "Профитек" (г. Омск) на действия ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001), обоснованными.
2. Признать заказчика ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" нарушившим требования п. 9 ч. 1 ст.50, ч. 6 ст. 52, ч. 3.1 ст. 53, ч. 5 ст. 53, Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001).
3. Выдать заказчику ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001).
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
П Р Е Д П И С А Н И Е N 02-01/18.1/54-2014
09.12.2014 года г. Салехард
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;
Члены Комиссии:
<> - начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти;
<> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти;
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 09.12.2014 года по делу N 02-01/18.1/54-2014 о нарушении конкурсной комиссией ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" требований. 9 ч. 1 ст.50, ч. 6 ст. 52, ч. 3.1 ст. 53, ч. 5 ст. 53, Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001), предписывает:
Заказчику - ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа":
1. Отменить все протоколы, сформированные при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001).
2. Аннулировать открытый конкурс по отбору аудиторской организации для осуществления услуг по обязательному аудиту бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП ЯНАО "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа" за 2014 г. (извещение N 0590200001314000001).
3. Разместить в сети Интернет информацию об аннулировании открытого конкурса N 0590200001314000001.
4. В случае проведения повторного конкурса учесть замечания Комиссии по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и требования Закона о контрактной системе, изложенные в решении N 02-01/18.1/54-2014.
Срок исполнения предписания: 25.12.2014 г.
Документы, подтверждающие исполнение предписания Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в срок до 26.12.2014 г.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 декабря 2014 г. N 02-01/18.1/54-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016