Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 17 декабря 2014 г. N 1425-ФАС52-07/14
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев материалы дела N1425-ФАС52-07/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Негосударственного образовательного учреждения "Смарт" (606024, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Ватутина, д.82, оф.115), в присутствии генерального директора общества Ч., установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 24.09.2014 г. поступило обращение Депутата Законодательного собрания Нижегородской области пятого созыва Лескова С.А. по поводу распространения рекламных сообщений в журнале "Глянец в Дзержинске" N1 за сентябрь 2014 г., содержащих, по мнению заявителя, признаки нарушения ФЗ "О рекламе".
06 ноября 2014 года Комиссия Нижегородского УФАС России по результатам рассмотрения дела N1228-ФАС52-07/14 признала ненадлежащей рекламные сообщения, распространенные НОУ "Смарт" в журнале "Глянец в Дзержинске" N 1 за сентябрь 2014 года, поскольку они противоречат требованиям части 10.1 статьи 5, пункта 8 статьи 7, статьи 8, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
03.12.2014 г. уполномоченным должностным лицом Нижегородского УФАС России составлен Протокол N1425-ФАС52-07/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Изучив материалы административного дела, должностное лицо Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
На странице 3 журнала "Глянец в Дзержинске" N1 за сентябрь 2014 г. распространялось сообщение загородного отеля "ЧАЙКА" следующего содержания: "ЧАЙКА загородный отель. Новый развлекательный комплекс ждет Вас! Открытая терраса ресторана и просторная площадка балкона спорт-бара - живописная природа и окские просторы стали ещё ближе!_ Спорт-бар приглашает гостей на открытую площадку с шикарным видом на реку. В баре каждый найдет себе место по вкусу: "спортивные гурманы" насладятся просмотром главных спортивных событий на большом экране, оценят барную карту, котейльное и кальянное меню_За яркими впечатлениями не нужно отправляться далеко - удивительные возможности для отдыха рядом! (831) 24-30-40. Нижегородская область, пос. Желнино. www.chayka-hotel.ru".
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Сообщение является рекламным, так как направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - загородному отелю "ЧАЙКА", и к товару - гостиничным услугам, ресторану, спорт-бару, и мотивации потребителей рекламы к тому, чтобы воспользоваться услугами общественного питания, в том числе, услугами кальянного меню.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
На странице 16 распространялось сообщение следующего содержания: "Фильм Люка Бессона "LUCY" появился в российских кинотеатрах IMAX. Синема парк. Нижний Новгород. ТРК "Седьмое небо" Бронирование билетов по телефону: 8-800-7-000-111, +7(831) 296-98-68_"
Данное сообщение является рекламой кинофильма. Рекламное сообщение (афиша) направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - кинотеатру, и к товару, которым, в данном случае, является развлекательная услуга по прокату кинофильма "LUCY".
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей квалификации в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, без указания категории данной информационной продукции.
В рекламном сообщении кинофильма "LUCY" отсутствует информация о возрастных ограничениях к просмотру данного фильма. Между тем, Комиссия Нижегородского УФАС России из открытых источников, в том числе, в информационно-коммуникационной сети Интернет, установила, что фильм "LUCY" имеет возрастные ограничения "18+".
В связи с тем, что в рекламе информационной продукции отсутствует информация о возрастных ограничениях, распространение данного рекламного сообщения противоречит требованиям части 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
На странице 35 распространялось сообщение следующего содержания "6 сентября 22:00 РК "Галактика" Первый городской фестиваль "Глянец"_ до 24.00 всем гостям шампанское в подарок! _". Сообщение содержит изображение девушки с бокалом шампанского в руке.
Данное сообщение является рекламой. Сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - Первому городскому фестивалю "Глянец", товаром, в данном случае, является развлекательное мероприятие.
Рассматриваемое рекламное сообщение является рекламой развлекательного мероприятия, то есть информационной продукцией, подлежащей квалификации в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, без указания категории данной информационной продукции. В связи с тем, что в рекламе информационной продукции (афиша) отсутствует информация о возрастных ограничениях, распространение данного рекламного сообщения противоречит требованиям части 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
На странице 20 распространялось сообщение следующего содержания: "ООО "Центр правовых и риэлторских услуг "Окский дом" Услуги юриста. Все операции с недвижимостью (жилая, коммерческая) Ипотека на выгодных условиях. Г. Дзержинск, Циолковского, 15, оф. 216, тел.: 26-00-15, 26-36-67, 8(952)-760-50-00".
Данное сообщение является рекламой, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - Центру правовых и риэлторских услуг, товаром, в данном случае, являются юридические услуги по приобретению недвижимости, в том числе, через ипотеку.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Рекламное сообщение содержит информацию об оказании финансовых услуг (ипотека), однако не указано наименование лица, оказывающего данную услугу.
Таким образом, рекламное сообщение ООО "Центр правовых и риэлторских услуг "Окский дом" противоречит требованиям части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
На странице 27 распространялось сообщение предприятия общественного питания "Сушечная" следующего содержания: "_попробовать самые вкусные настоящие японские роллы можно в "Сушечной", что открыта на третьем этаже торгового центра "Дзержинец". Кстати, расплатиться по счету там можно в одно касание с помощью банковской карты! Карточкой можно оплачивать и доставку на дом любых блюд из "Сушечной". Вся информация и меню по телефонам: +7(920) 060-68-88 и 274-456 а также на сайте "Сушечной" - сушечная.рф и на странице Вконтакте - vk.com/pravilnaya_kyxnya.".
Данное сообщение является рекламой, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - предприятию общественного питания "Сушечная", товаром, в данном случае, являются услуги общественного питания, в том числе, услуги по доставке товара на дом. Таким образом, рекламное сообщение содержит информацию о дистанционном способе продажи товаров.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.
Таким образом, на регулирование отношений, связанных с приобретением гражданами товаров, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными нормативными актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Федеральным законом 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" дополнен статьей 26.1, которая установила особенности правового регулирования договора купли-продажи дистанционным способом.
Согласно пункту 1 этой статьи договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.
При этом в статье Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" речь не идет о новом виде договора, а регулируются только отдельные условия реализации договора розничной купли-продажи, охватываемые понятием "способ продажи" На договор, заключенный указанным способом, распространяются нормы гражданского законодательства о договоре розничной купли-продажи и нормы законодательства о защите прав потребителей, не противоречащие специальным нормам о договоре дистанционной продажи.
Федеральным законом от 25.10.2007 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности статья 497 Гражданского кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, в которой наряду с договором купли-продажи товара по образцам говорится также о договоре розничной купли-продажи, заключенном дистанционным способом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя - гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
До передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и оказании услуг).
Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).
В силу пункта 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Правилами предусмотрено, что покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя (пункт 14 Правил).
С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара, иные обязательства, связанные с передачей товара (пункт 18 Правил).
Таким образом, момент заключения договора розничной купли-продажи может быть и иным, чем предусмотрено в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации - с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 также утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.
В силу пункта 4 указанных правил Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, рекламное сообщение "Сущечная" содержит рекламу товаров (услуг) через дистанционный способ продажи (доставки). В связи с этим, рекламное сообщение "Сушечная" противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 10.1 статьи 5, пункта 8 статьи 7, статьи 8, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ООО "Агентство "Альянс" в письме (вх.N5047 от 10.10.2014) сообщило, что в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации NТУ52-00957 от 10.07.2014 г. журнал "Глянец в Дзержинске" зарегистрирован в качестве СМИ, учредителем которого является физическое лицо: Перцев Сергей Львович. Между Перцевым С.Л. (Учредитель) и НОУ "Смарт" (Издатель) заключен договор N1 от 01.08.2014 г., в соответствии с которым, Учредитель поручает, а Издатель принимает на себя обязательства по выпуску журнала "Глянец в Дзержинске".
НОУ "Смарт" заключило Агентский договор N1 от 01.08.2014 г. с ООО "Агентство "Альянс". В соответствии с пунктом 1.5 Агентского договора, ООО "Агентство "Альянс" не является издателем, рекламораспространителем, не несет ответственности за содержание рекламы и последствий распространения рекламы.
Рекламораспространителем рекламных сообщений является НОУ "Смарт".
Таким образом, рекламные сообщения, распространенные НОУ "Смарт" в журнале "Глянец в Дзержинске" N1 за сентябрь 2014 года противоречат требованиям части 10.1 статьи 5, пункта 8 статьи 7, статьи 8, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, НОУ "Смарт" совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт нарушения НОУ "Смарт" требований части 10.1 статьи 5, пункта 8 статьи 7, статьи 8, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" установлен решением N800-ФАС52-07/14 от 21.08.2014 г. Комиссии Нижегородского УФАС России.
Место совершения правонарушения - Нижегородская область.
Время совершения правонарушения - сентябрь 2014 года.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отношении НОУ "Смарт".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
НОУ "Смарт" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры.
Должностное лицо считает доказанной вину НОУ "Смарт" в совершении административного правонарушения.
Таким образом, НОУ "Смарт" нарушена часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения НОУ "Смарт" к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
Отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено.
При назначении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело, считает возможным наложить штраф в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать Негосударственное образовательное учреждение "Смарт" (606024, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Ватутина, д.82, оф.115; ИНН 5249995480, КПП 524901001, ОГРН 1125200003367) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
В 10-дневный срок после уплаты штрафа надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Предупредить о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;
БИК - 042202001; расчетный счет - 40101810400000010002;
Получатель - УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);
Код налога - 16111626000010000140;
ИНН 5260041262;
КПП 526001001;
ОКТМО 22701000.
Назначение платежа - денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти.
Сумма штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет - 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.
Заместитель
руководителя управления С.В.Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 декабря 2014 г. N 1425-ФАС52-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016