Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 17 декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Калинина О.Ю. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Технологии кварцевых кристаллов" (далее - ООО "ТД ТКК") на действия заказчика ОАО "Швабе-Оборона и защита" при проведении запроса котировок на право заключить договор на поставку изделий из кварцевого стекла.
в отсутствие представителей ООО "ТД ТКК", ОАО "Швабе - Оборона и Защите", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы. От ООО "ТД ТКК" поступило ходатайство (вх. N1153 от 16.12.2014) о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "ТД ТКК" на действия заказчика ОАО "Швабе-Оборона и защита" при проведении запроса котировок на право заключить договор на поставку изделий из кварцевого стекла. Заявитель сообщает следующее.
По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в данной котировочной сессии заказчиком был сформирован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном запросе котировок N31401724729-1 от 04.12.2014 и размещен на электронной площадке www.etprf.ru в 14:12 (+03:00) 05.12.2014 г.
В данном протоколе принято решение отказать ООО "ТД ТКК" в допуске к участию в электронном запросе котировок. Основание принятого решения: в составе заявки на участие в электронном запросе котировок не представлены документы: копии годовой бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа за последний отчетный период; справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам или акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам, полученная не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о закупке; карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная банком.
Во-первых, в Извещении о проведении электронного запроса котировок (редакция N2), опубликованном 24.11.14 данных требований не содержалось.
Во-вторых, заявитель считает в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном запросе котировок N31401724729-1 от 04.12.2014r пункт "и" - необоснованным, т.к. данная информация составляет коммерческую тайну и не подлежащей обязательной публикации; пункт "к" - считает необоснованным, т.к, это является ограничением конкуренции в связи с тем, что срок изготовления данной справки составляет не менее 14 календарных дней; пункт "м" - считает необоснованным, т.к. ООО "ТК ТКК" участвовало в электронном запросе котировок с применением ЭЦП в соответствии с ФЗ от 06.04.2011 N63 ФЗ "Об электронной подписи".
ОАО "Швабе- Оборона и Защита" представило следующие возражения на жалобу ООО "ТД ТКК" (вх. N13633 от 16.12.2014).
Заказчик заключил договор на поставку изделий из кварцевого стекла, используя процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с участником процедуры закупки, представившим заявку на участие в электронном запросе котировок,. соответствующую требованиям документации об электронном запросе указанной в заявке на участие в электронном запросе котировок., и по цене, указанной в заявке на участие в электронном запросе котировок, а именно с ОАО "Гусевский стекольный завод им. Ф.Э. Дзержинского".
С доводами жалобы ООО "ТД ТКК" заказчик не согласен по следующим основаниям.
В извещении о проведении электронного запроса котировок (редакции N2, опубликованная 24.11.2014) имеются все требования, опубликованные в первоначальной редакции.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Исходя из части 2 статьи 2 указанного закона Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Исходя из пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к частникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Разделом 5 "Порядок проведения запроса котировок в электронной форме (электронного запроса котировок)" Инструкции по проведению закупочных процедур ОАО "Швабе - Оборона и Защита" (Приложение N1 к Положению о закупочной деятельности), а именно, подпунктом "К" пункта 5.3.2.5.2 предусмотрено, что в Перечень документов, которые должен предоставить участник закупки в составе заявки на участие в электронном запросе котировок, должны входить следующие документы, также это предусмотрено документацией об электронном запрос котировок.
- заверенные участником закупки копии документов, содержащие сведения о наличии производственных мощностей, квалифицированного персонала, площадей производственных помещений, лабораторий, основных фондов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки;
- заверенные копии годовой бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа (форма 1-4, пояснительная записка);
- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам или акт сверки расчетов налогоплательщика по ногам, сборам и взносам, полученная не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о закупке;
- карточка с образцами подписей и оттисками печати, заверенная банком;
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном запросе котировок N31401724729-1 от 04.12.2014 участнику закупки - ООО "ТД ТКК" было отказано в допуске к участию в электронном запрос котировок, поскольку в составе заявки на участие не представлены документы: заверенные копии годовой бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа; справка о состоянии расчетов по налогам. сборам. пеням, штрафам или акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам, полученная не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о закупке; карточка с образцами подписей и оттисками печати. заверенная банком.
В соответствии со ст. 8.1 Положения о закупочной деятельности при рассмотрении заявок на участие в электронном или закрытом конкурсе, электронном аукционе (рассмотрении и оценке заявок на участие в электронном запросе котировок, электронном запросе предложений) закупочная комиссия вправе не допустить к участию в конкурсе, электронном аукционе (отклонить заявку на участие в электронном запрос котировок. электронном запросе предложений такого участника) в следующих случаях:
- заявка на участие и/или документы, представленные в составе заявки на участие, не соответствует требованиям документации о закупке, в том числе не представлены сведения и/или документы, предоставление которых в заявке (в составе заявки) предусмотрено документацией о закупке;
- заявка на участие участника закупки не содержит документы, предусмотренные документацией о закупке;
Действия Заказчика относительно отказа ООО "ТД ТКК" в допуске к участию в электронном запросе котировок являются законными, не противоречащими нормам действующего законодательства, поскольку заказчиком в документации об электронном запросе котировок на право заключить договор на поставку изделий из кварцевого стекла, а именно, в разделе 3.2 указаны требования к содержанию документов, входящих в состав Заявки на участие в электронном запросе котировок (подпункты и. к. М пункта 5 статьи 3.2.1 Документации).
Ссылка заявителя о том, что пункт "и" Протокола является необоснованным, т.к., данная информация составляет коммерческую тайну и не подлежит обязательной публикации несостоятельна, поскольку использование коммерческой тайны регулируется такими нормативными документами, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 3 "О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
В соответствии с положениями ст. 3 Закона о коммерческой тайне коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, означает ознакомление определенных лиц с такой информацией. При этом есть ряд документов, которые не могут составлять коммерческую тайну:
- учредительные документы и устав в соответствии со ст. 5 Закона о коммерческой тайне, п. 1 Постановления,
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 1 Постановления.
Согласно, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Таким образом, данный Закон устанавливает режим коммерческой тайны только для внутренней отчетности организации.
Согласно п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N34-н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
Таким образом, финансовая отчетность предприятия не является коммерческой тайной и имеет статус открытой информации. Запретов на размещение информации о чужих балансах на сайте организации действующим законодательством не предусмотрено.
В отношении довода заявителя о том, что пункт "к" является необоснованным, т.к. это является ограничением конкуренции в связи с тем, что срок изготовления справки составляет не менее 14 календарных дней, поясняем следующее.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам. процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней.
Исходя из того, что сроки для выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам установлены федеральным законодательством. Данное обстоятельство не может являться ограничением конкуренции. Кроме того, участники процедуры закупки, желающие принять участие в проводимых заказчиком торгах, имеют возможность получить указанный выше документ (справку) заблаговременно, с целью предъявления ее совместно с заявкой.
Довод заявителя о том, что пункт "м" является необоснованным. т.к. ООО "ТД ТКК" участвовало в электронном запросе котировок с применением ЭЦП в соответствии с ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", заказчик считает несостоятельным.
Исходя из складывающихся хозяйственных связей между контрагентами, а также сложившейся судебной практикой для подтверждения должной осмотрительности при выборе контрагента по сделке у заказчика имеется возможность запросить надлежащим образом заверенную копию карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенную банком с целью сличения в последующем при получении от контрагента первичной документации и счетов-фактур подписи на данных документах с образцами подписей, имеющихся в карточке, что не коим образом не делает действия заказчика противоправными закону и аморальными по отношению к контрагенту.
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров от 06.11.2014 ОАО "Швабе - Оборона и Защита" переименовано в АО "Швабе - Оборона и Защита".
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
24.11.2014 ОАО "Швабе-Оборона и защита" разместило на сайте http://zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного запроса котировок на право заключить договор на поставку изделий из кварцевого стекла.
В соответствии с п. 7 Извещения участник процедуры закупки заполняет заявку в соответствии с порядком, определенным в Регламенте электронной торговой площадки на сайте www.etprf.ru с "24" ноября 2014 г. по "01" декабря 2014 г. до 10.00 местного времени.
Дата рассмотрения заявок 04.12.2014.
На указанном сайте заказчиком размещена также документация об указанном запросе котировок (далее - Документация).
В соответствии с п. 3.1.1 Документации для участия в электронном запросе котировок Участник процедуры закупки готовит котировочную заявку в соответствии с требованиями части III "Инструкция по подготовке Заявки на участие в электронном запросе котировок" и в соответствии с формами документов, установленными в приложении N 2 "Образцы форм и документов для заполнения Участниками процедуры закупки".
В соответствии с п. 3.2.1 Документации заявка на участие в электронном запросе котировок должна содержать в том числе: 5) электронные копии документов об Участнике процедуры закупки в составе:
и) копии годовой бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа за последний отчетный период;
к) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам или акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам, полученная не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о закупке;
м) карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная банком;
Согласно п.п. 1 п. 5.2. Документации Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в электронном запросе котировок в случае, если заявка на участие и/или документы, представленные в составе заявки на участие, не соответствует требованиям документации о закупке, в том числе не представлены сведения и/или документы, предоставление которых в заявке (в составе заявки) предусмотрено документацией о закупке.
Согласно протоколу N31401724729-1 от 04.12.2014 рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном запросе котировок заявителю отказано в допуске к участию в закупке по причине непредставления указанных документов.
Поскольку предоставление указанных документов предусмотрено документацией о закупке, отказ закупочной комиссии в допуске ООО "ТК ТКК" к участию в запросе котировок по причине непредставления указанных документов правомерен.
Новосибирское УФАС России принимает доводы АО "Швабе - Оборона и Защита" о законности требования заказчика о представлении указанных документов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "ТД ТКК" на действия заказчика ОАО "Швабе-Оборона и защита" при проведении запроса котировок на право заключить договор на поставку изделий из кварцевого стекла необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Е.В. Долженкова
О.Ю. Калинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 декабря 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016