Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 24 декабря 2014 г. N 20950-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу ООО "Зиракс" (вх. N 20950-14) (далее - заявитель) на действия ОАО "Международный аэропорт "Пермь" (далее - организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку антигололедного жидкого реагента на формиатной основе и гранулированного реагента для ОАО "Международный аэропорт "Пермь", извещение N 31401783604 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - закупка), установила:
08.12.2014 г. на официальном сайте закупок заказчиком были опубликованы извещение, а также документация о закупках.
Датой окончания приема заявок установлено 19.12.2014 г. Рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 29.12.2014 г.
Заявитель полагает, что закупочная документация содержит ряд незаконных условий, а именно: предмет закупки предполагает закупку товара конкретного производителя по товарным знакам: Антигололедный гранулированный реагент "НКММ", Антигололедный жидкий реагент на формиатной основе "НОРДВЭЙ-Ф", при этом документацией не предусмотрена возможность представления аналогов и эквивалентов требуемого к закупке товара. Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком необоснованно объединены в один лот закупки твердого и жидкого реагентов, имеющих разный химический состав и технологии производства, различные условия и периоды использования, сроки и условия хранения. Указанными действиями заказчика необоснованно сужается круг претендентов на участие в закупке, нарушаются нормы Федерального закона от 26.07.2006г.N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик доводы жалобы не поддерживает, считает, что закупка проведена в полном соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции". Закупка проводилась в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Целью закупки было удовлетворение потребности заказчика в комплексной поставке твердого и жидкого реагентов у единого поставщика. Указанные в извещении о закупке антигололедный жидкий реагент на формиантной основе и гранулированный реагент указанных в документации марок функционально и технологически связаны, поскольку обладают общими функциональными свойствами - удаление гололедных образований с аэродромных покрытий. Технологически товар адаптирован под существующие климатические условия, в отличии от других товаров - аналогов. В связи с чем, заказчиком в документации не предусмотрена возможность поставки аналогов запрашиваемого товара. На основании изложенного, ответчик просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлен порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 названного закона.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, ОАО "Международный аэропорт "Пермь" относится к лицам, поименованным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. Таким образом, при осуществлении закупок для собственных нужд общество должно руководствоваться положениями названного Закона.
Довод заявителя о том, что закупка должна была проводиться с применением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подлежит отклонению, поскольку из п. 7 главы II документации о закупке "информационная карта" следует, что источником финансирования закупки являются собственные средства заказчика.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены конкретные случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а именно:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации по извещению N 31401783604 следует, что:
- извещение, документация о закупке размещены 08.12.2014 г.;
- план закупок общества на 2014 г., содержащий рассматриваемую закупку с порядковым номером 185, размещен 28.11.2014 г.;
- положение о закупках ОАО "Международный аэропорт "Пермь", утвержденное Решением Совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Пермь" (протокол N 08/14 от 06.10.2014 г.), с последними изменениями размещено 16.10.2014 г.
- разъяснения положений документации от 10.12.2014 г. опубликованы 10.12.2014 г.;
- протокол N31401783604-01 вскрытия конвертов, протокол N 31401783604-02 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок опубликованы 22.12.2014 г.
Таким образом, вся информация, подлежащая размещению в соответствии с требованиями Закона о закупках, заказчиком на официальном сайте размещена.
Кроме того, оценив доводы жалобы, исследовав ее материалы в совокупности с пояснениями сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе установленные заказчиком требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, Закон о закупках не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования места происхождения товара или наименование производителя (Постановление ФАС Уральского округа по делу N А71-11453/2012).
Как следует из извещения, документации о запросе предложений, предметом закупки является поставка антигололедного жидкого реагента на формиатной основе "НОРДВЭЙ-Ф" и антигололедного гранулированного реагента "НКММ" для нужд ОАО "Международный аэропорт "Пермь".
Требования к качеству, техническим характеристикам поставляемого товара, требования к его безопасности, требования к поставляемому товару и иные показатели, связанные с определением соответствия поставленного товара потребностям Заказчика установлены Главой IV "Техническое задание" закупочной документации (п. 2, 3 раздела 3 главы II информационная карта закупочной документации).
Таким образом, исходя из предмета рассматриваемой закупки, целью ее проведения является удовлетворение потребности заказчика в поставке антигололедных жидкого реагента на формиатной основе и гранулированного реагента с указанными характеристиками и указанного производства. В ходе рассмотрения жалобы заказчик пояснил, что целью закупки было удовлетворение потребности заказчика в комплексной поставке твердого и жидкого реагентов у единого поставщика. Указанные в извещении о закупке антигололедный жидкий реагент на формиантной основе и гранулированный реагент указанных в документации марок функционально и технологически связаны, поскольку обладают общими функциональными свойствами - удаление гололедных образований с аэродромных покрытий. Технологически товар адаптирован под существующие климатические условия, в отличии от других товаров - аналогов. В связи с чем заказчиком в документации не предусмотрена возможность поставки аналогов и эквивалентов запрашиваемого товара, о чем заказчиком давались разъяснения положений документации о запросе предложений (письма от 10.12.2014 г.), размещенные на официальном сайте закупок 10.12.2014 г.
Таким образом, заказчиком представлено надлежащее обоснование потребности закупки товара, указанного в документации о запросе предложений.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что указанное требование установлено к товару, а не участникам закупки. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными характеристиками и указанного производства, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников закупки.
При этом Комиссией учтено, что право на участие в закупке заявителем могло быть реализовано, в том числе путем подачи соответствующей заявки.
Учитывая изложенное, действия заказчика по установлению в документации о закупке требований к закупаемому товару, в том числе к производителю, не противоречат ч. 10 ст. 4, ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, Закону о защите конкуренции.
Доводы заявителя о нарушении ст. 17 Закона о защите конкуренции объединением в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров (жидкий и твердый антигололедный реагенты) также подлежат отклонению Комиссией антимонопольного органа по указанным выше основаниям как не подтвержденные материалами жалобы и не основанные на нормах ч. 1 ст. 1, ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
В силу изложенных обстоятельств, Комиссия Пермского УФАС России оснований для признания жалобы заявителя обоснованной не усматривает.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ, ч. 10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Зиракс" (вх. N 20950-14) на действия ОАО "Международный аэропорт "Пермь" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку антигололедного жидкого реагента на формиатной основе и гранулированного реагента для ОАО "Международный аэропорт "Пермь", извещение N 31401783604 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 декабря 2014 г. N 20950-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016