Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 16 мая 2013 г. N 10/6648
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2013 г. Санкт-Петербург
В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2013 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Яковлев П.В. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Козлова О.А. - начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии;
Рябух Е.Л. - начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;
рассмотрев дело NК10-278/12, возбужденное в отношении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (местонахождение: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 4, далее - КЭиИО) по признакам нарушения в действиях части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при выдаче в порядке, определенном распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 N525-ра (далее - Распоряжение N525-ра), разрешения на природный газ в качестве основного вида топлива действующим, строящимся и реконструируемым предприятиям только при наличии полученного указанными предприятиями у организации по транспортировке природного газа (ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") заключения о технической возможности подачи природного газа,
в присутствии представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела NК10-278/12:
от КЭиИО - ответчик:
Соколов К.С. - начальник юридического отдела (по дов-ти от 30.01.13 N15-80/13-0-0);
Данилкова С.Н. - главный специалист отдела газификации (по дов-ти от 09.11.12 N15-805/12-0-0);
Кормилицина Е.В. - главный специалист юридического отдела (по дов-ти от 25.04.13 N15-325/13-0-0);
от лиц, привлеченных участию в рассмотрении дела:
ООО "ПетербургГаз":
Горбов А.В. - начальник сектора общеправовой работы юридического отдела (по дов-ти от 29.12.12 N756);
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург":
Светенков Д.В. - начальник отдела договорной работы контрольно-правового управления (по дов-ти от 19.12.12 N02-1/723);
Кочергин В.В. - заместитель начальника отдела договорной работы контрольно-правового управления (по дов-ти от 19.12.12 N02-1/708); установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) из ФАС России письмом от 17.11.2011 NИА/5483-ПР (вх. N15598 от 25.11.2011) поступило на рассмотрение обращение гр. Полянской Н.Б. (проживает по адресу: г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, д. 4, кв. 12) на действия ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", выразившиеся во взимании высокой платы (30000 руб.) за изготовление и выдачу заключения о технической возможности подачи природного газа сторонним организациям.
Управлением на основании заявления гр. Полянской Н.Б. возбуждено дело NК10-28/12 по признакам нарушения в действиях ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (местонахождение: Санкт-Петербург, ул. Варшавская, дом 3, далее - Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") при выдаче платных заключений о технической возможности подачи природного газа сторонним организациям (далее - Заключение).
В заявлении гр.Полянская Н.Б. указывает на то, что установленная Обществом плата при выдаче Заключения в размере 30 тыс. руб. является необоснованно высокой для субъектов малого бизнеса при согласовании использования природного газа в качестве основного вида топлива.
Требование предоставления указанного Заключения в КЭиИО потребителями природного газа в Санкт-Петербурге для получения разрешения на его использование установлено Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 N525-ра (далее - Распоряжение N 525-ра).
КЭиИО, как лицо, привлеченное к участию в рассмотрении дела NК10-28/12, считает (см. письмо КЭиИО от 06.11.2012 N15-16848/12-0-2 в адрес Управления), что установленное Распоряжением N525-ра обязательное требование предоставления организациями - потребителями природного газа указанного Заключения соответствует нормам действующего законодательства РФ.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30.11.2012 N539-ОВ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела возбуждено дело NК10-278/12 по признакам нарушения в действиях КЭиИО части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Поскольку решение по делу NК10-278/12 имеет значение для рассмотрения дела NК10-28/12, определением от 03.12.2012 (исх.N10/14835 от 06.12.2012) рассмотрение NК10-28/12 приостановлено на срок рассмотрения дела К10-278/12.
Определением от 03.12.2012 (исх.N10/14621 от 03.12.2012) о назначении дела NК10-278/12 к рассмотрению Общество и ООО "ПетербургГаз" привлечены к участию в рассмотрении дела.
2. Позиция КЭиИО по обстоятельствам, которые явились основанием для возбуждения дела NК10-278/12, изложена в письмах КЭиИО в адрес Управления от 28.01.2013 N15-19867/12-1-1, от 25.03.2013 N15-19867/12-4-1 и состоит в следующем.
КЭиИО указал, что установленное Распоряжением N525-ра требование представления потребителями природного газа соответствующих заключений, выдаваемых ГРО и Обществом, соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 29.10.1992 N832 и совместного приказа Минэкономразвития России, Минэнерго России и ОАО "Газпром" от 15.10.2002 N333/358/101, согласно которым выдача разрешения об использовании природного газа в качестве топлива осуществляется по согласованию с местными газоснабжающими и газотранспортными организациями.
КЭиИО пояснил, что при выдаче разрешений действует в порядке, установленном Распоряжением N525-ра, которым предусмотрено предоставление Заключения Общества.
КЭиИО указал, что в соответствии с определениями Федерального закона от 31.03.1999 N69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" и Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N317, Общество и ООО "ПетербургГаз" являются соответственно газотранспортной (ОТГ) и газораспределительной организацией (ГРО), которые обеспечивают в границах эксплуатационной ответственности своих сетей техническую возможность подачи газа потребителям Санкт-Петербурга.
КЭиИО считает, что постановление Правительства N83 не может быть применимо к отношениям при выдаче разрешений на использование природного газа в качестве топлива, и, соответственно, по выдачи заключений о технической возможности подачи газа.
КЭиИО также пояснил, что в соответствии с п.15 Правил пользования газом, основанием для разработки проектов газоснабжения является как топливный режим, так и технические условия на присоединение к газораспределительной системе, выдаваемые ГРО. При этом технические условия присоединения к газораспределительной системе выдаются ГРО только при наличии топливного режима.
3. Позиция Общества по вопросу выдачи предусмотренного Распоряжением N525-ра Заключения изложена в письмах (с приложением документов) в адрес Управления от 01.02.2013 N02-2/1578, от 04.03.2013 N02-2/3807 и состоит в следующем.
Общество указало, что Заключение выдается на основании постановления Правительства N832 и совместного приказа Минэкономразвития России, Минэнерго России и ОАО "Газпром" от 15.10.2002 N333/358/101 в силу обязательных требований указанных нормативных актов для получения разрешения на использование природного газа в качестве топлива.
Общество обратило внимание на то, что на Общество при подготовке и выдаче Заключения распространяются утвержденных постановлением Правительства N83 правила, поскольку Общество как газотранспортная организация не принимает участия в процессе подключения потребителей к газовым сетям, в том числе в процессе выдачи и согласования технических условий на подключение к сетям газоснабжения.
Общество считает, что действующее законодательство не содержит запретов по взиманию платы за выдачу установленных распоряжением N525 заключений о технической возможности подачи природного газа.
4. Комиссия, рассмотрев материалы дела NК10-228/12, выслушав ответчика и привлеченных к участию в деле лиц, установила следующее.
Общество является единственной газотранспортной организацией, которая с использованием арендованного у ОАО "Газпром" газопотребляющего оборудования (магистральные газопроводы, газораспределительные станции, компрессорные станции и пр.) оказывает услуги по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам в границах своей эксплуатационной ответственности по территории субъектов РФ: Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской, Калининградской, Брянской (частично) областей и республики Карелия от границ газотранспортных организаций - дочерних обществ ОАО "Газпром" (ООО "Газпром трансгаз Ухта" и ООО "Газпром трансгаз Москва") до границ газораспределительных организаций, в том числе, ОАО "Смоленскоблгаз", ОАО "Петербурггаз" и до государственных границ.
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 N525-ра (далее - Распоряжение N 525-ра) для получения разрешения на использования природного газа в качестве основного вида топлива установлена обязанность организации-заявителя по представлению в КЭиИО, в том числе, следующих видов документов по согласованию использования природного газа:
- заключение газораспределительной организации (далее - ГРО, на территории Санкт-Петербурга - ООО "ПетербургГаз") о технической возможности подачи природного газа к объекту газоснабжения (далее - Заключение ГРО);
- заключение организации по транспортировке и хранению природного газа (далее - ОТГ, на территории Санкт-Петербурга - Общество) о технической возможности подачи природного газа (относится к рассматриваемому в деле NК10-28/12 Заключению, далее - Заключение), с предоставлением в ОТГ, в том числе, Заключения ГРО.
Таким образом, в соответствии Распоряжением N525-ра, как Заключение Общества, так и Заключение ГРО, являются необходимыми документами согласования с газотранспортной и газораспределительной организацией, которые обязан представить потребитель природного газа в КЭиИО для получения разрешения использования природного газа в качестве основного вида топлива.
На практике при получении организациями, расположенными на территории Санкт-Петербурга, соответствующего согласования у газотранспортной организации в установленном Распоряжением N525-ра порядке, Общество взимает плату за выдачу заключения о технической возможности подачи природного газа плату в размере 30 282,87 руб.
В отличие от Общества при обращении организации-потребителя газораспределительная организация в лице ООО "ПетербургГаз" (далее - ГРО) в соответствии с требованиями Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83 (далее - Постановление N83) выдает предусмотренное Распоряжением N525-ра заключение о технической возможности подачи природного газа бесплатно.
Газотранспортные сети Общества технологически связаны с газораспределительными сетями ГРО. Оборудование потребителя, потребляющее природный газ, технологически не связано с сетями Общества.
Однако при установлении КЭиИО природного газа в качестве основного вида топлива существующим, реконструируемым и строящимся предприятиям организация-потребитель, согласно установленному Распоряжением N525-ра порядку, вынуждена обращается за Заключением к Обществу, плата за подготовку которого составляет 30 тыс.рублей.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортными или газораспределительными организациями при наличии упомянутого разрешения.
Порядок выдачи разрешения на использование газа в качестве топлива установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 N 832 (ред. от 21.01.2002) "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать для расположенных на их территории действующих, строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий (объединений), других хозяйствующих субъектов и топливопотребляющих установок, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, в качестве вида топлива природный газ для котельных и на другие топливные нужды с годовым расходом до 10 тыс. тонн (в условном исчислении) по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями.
Во исполнение пункта 6 Порядка приказом Минэкономразвития РФ N 333, Минэнерго РФ N 358, ОАО "Газпром" N 101 от 15.10.2002 утвержден Порядок оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок, в соответствии с которым к ходатайству об установлении вида топлива, представляемому в соответствующие органы, которые принимают по этому вопросу решения, рекомендуется прилагать, в том числе, документы согласования об использовании природного газа.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, решение об использовании природного газа в качестве топлива принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями. Предоставление в орган исполнительной власти документов согласования об использовании природного газа со стороны организации-потребителя природного газа носит рекомендательный характер, при этом ни форма указанного согласования, ни его порядок вышеуказанными нормативными документами не определены.
Администрация Санкт-Петербурга в соответствии с представленными ей постановлением Правительства N832 полномочиями и в Порядке, утвержденном приказом N333/358/101, распоряжением N525-ра утвердило Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга с действующими на территории Санкт-Петербурга организациями, использующими природный газ, и владельцами газопотребляющих установок в процессе установления природного газа в качестве основного вида топлива (далее - Порядок 1).
Указанным распоряжением КЭиИО поручено руководствоваться Положением 1 при установлении природного газа для котельных, теплоцентралей, и других топливных нужд. Положением 1 установлена также обязанность организаций потребителей природного газа для согласования природного газа предоставлять в КЭиИО не только заключение о технической возможности подачи природного газа от ГРО, к газоснабжающим сетям которой непосредственно присоединяется газопотребляющее оборудование потребителя, но и Заключение от ОТГ, газовые сети и оборудование которой технологически присоединено с сетями ГРО, но не к сетям потребителя природного газа.
Распоряжение N525-ра и утвержденное распоряжением Положение 1 не содержат указания о возмездности выдаваемых ОТГ заключений.
Законом N135-ФЗ, в том числе статьей 15 Законом N135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Требование предоставления Заключения ОТГ (в рассматриваемом случае - Общества) в утвержденном Распоряжением N525-ра Порядке 1 предъявляется ко всем без исключения организациям-потребителям природного газа, обратившимся за разрешением его использования в КЭиИО.
При рассматриваемых обстоятельствах ограничивающих конкуренцию действий КЭиИО при выдаче разрешений на использование природноготгаза в установленном Распоряжением N525-ра порядке не устанолвено.
5. Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующие.
Требование обязательного представления в КЭиИО организацией-потребителем природного газа заключения Общества установлено Распоряжением N525.
По мнению Управления, несоответствующим правовым нормам является применение различных подходов (платно и бесплатно) при выдаче являющихся фактически одинаковыми по своему содержанию заключений Обществом и ООО "ПетербургГаз".
Заключение Общества содержит результат анализа, как это и установлено в Распоряжении N 525-ра, наличия (отсутствия) технической возможности транспортировки газа в запрашиваемых объемах по магистральным газопроводам через ближайшую газораспределительную станцию Общества к точке подключения потребителя к сетям газораспределительной организации (на территории Санкт-Петербурга - к сетям ООО "ПетербургГаз").
ООО "ПетерургГаз" при выдаче предусмотренного Распоряжением N525-ра заключения руководствуется утвержденными постановлением Правительства N83 Правилами (далее - Правила N82) и выдает заключение в форме технических условий.
В соответствии с п.14 Правил N83, в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.
Указанная норма Правил N83 исключает необходимость обращения организации-потребителю в Общество.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и статьей 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела NК10-278/12 в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга нарушения антимонопольного законодательства.
2. Направить предложения и рекомендации в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга об осуществлении действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
О.А. Козлова
Е.Л. Рябух
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2013 г. N 10/6648
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016