Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 19 декабря 2014 г. N 139/05-14
Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - Молчанова А.В. - руководителя управления, Членов Комиссии - Рогожкина А.Г. - начальника отдела контроля органов власти, Юрьевой А.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,
В отсутствие представителей Уржумской районной Думы Уржумского района Кировской области,
рассмотрев дело N 139/05-14 по признакам нарушения Уржумской районной Думой Уржумского района Кировской области <_> п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
Решением Уржумской районной Думы Кировской области от 15.11.2013 N 32/261 утвержден "Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области" (далее - Порядок управления и распоряжения имуществом).
Как было установлено, указанный нормативный акт содержит норму, противоречащую действующему антимонопольному законодательству.
Учитывая тот факт, что в бездействии Уржумской районной Думы Уржумского района Кировской области, связанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством "Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области" содержались признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.
На заседание Комиссии Уржумская районная Дума Уржумского района Кировской области своих представителей не направила, письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Уржумской районной Думы Уржумского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Выводы Комиссии основаны на следующем:
Уржумской районной Думой Уржумского района Кировской области принято решение от 15.11.2013 N 32/261 "Об утверждении Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области".
Часть 2 статьи 23 Порядка предусматривает возможность передачи имущества в безвозмездное пользование на цели, связанные с обслуживанием водопроводных и канализационных сетей, тепловых сетей и котельных. Иными словами, рассматриваемый Порядок предусматривает возможность передачи водопроводных и канализационных сетей, а также объектов теплоснабжения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Кроме того, часть 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает аналогичное правило, согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Установление возможности передачи водопроводных, канализационных сетей, объектов теплоснабжения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ, ч. 1 ст. 28.1 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ и ограничивает хозяйственную деятельность потенциальных участников торгов, желающих получить указанное имущество в аренду или по концессионному соглашению, что в свою очередь создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
После возбуждения дела N 139/05-14 Уржумская районная Дума направила свои пояснения, в которых сообщила, что частью 2 статьи 23 Порядка управления и распоряжения имуществом предусматривается возможность передачи в безвозмездное пользование не объектов водоснабжения, водоотведения или теплоснабжения, а объектов казны на цели, связанные с обслуживанием объектов водоснабжения и теплоснабжения, что в целом не противоречит положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В ответ на представленные пояснения Кировским УФАС была запрошена информация о наличии в реестре муниципального имущества муниципального образования Уржумский муниципальный район объектов с назначением как "объекты, предназначенные для обслуживания водопроводных, канализационных и тепловых сетей". Уржумской районной Думой Уржумского района сообщается, что в реестре муниципального имущества объектов с указанным назначением не имеется.
Поскольку в казне муниципального образования отсутствует имущество, прямо предназначенное для обслуживания водопроводных, канализационных и тепловых сетей в соответствии с их назначением, представляется затруднительным определить принадлежность того или иного имущества к данной категории. На основании чего доводы Уржумской районной Думы являются несостоятельными.
Кроме того, указанное положение не исключает возможности злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления, в частности, принятия актов и (или) осуществления действий (бездействий), направленных на передачу в безвозмездное пользование объектов тепло- и водоснабжения, которые в целом приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Уржумской районной Думы.
Так как на момент принятия решения по делу "Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области" не приведен в соответствие действующему антимонопольному законодательству, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.
Руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Уржумской районнойсвязанном с не приведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством "Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области", утв. Решением Уржумской районной Думы Уржумского района Кировской области от 15.11.2013 N 32/261, в части, не соответствующей части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15
2. Уржумской районной Думе Уржумского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Председатель Комиссии А.В. Молчанов
Члены Комиссии А.Г.Рогожкин
А.С. Юрьева
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 декабря 2014 г. N 139/05-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016