Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 24 декабря 2014 г. N 05-06-361/2014
Резолютивная часть решения объявлена 19.12.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 24.12.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N1287 от 10.12.2014 г. в составе:
Председателя комиссии:
- Точиева Батыра Беслановича - и.о. заместителя руководителя Управления,
Членов комиссии:
- Тимиргалиева Владимира Ахатовича - заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
- Мельника Владимира Владимировича - ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в отсутствии представителя заявителя ОАО "СОГАЗ" Югорский филиал, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;
в присутствии представителей ОАО "Юграавиа" Денисовой Н.А., доверенность от 19.12.2014 г. N51, Николаева Е.В., доверенность от 19.12.2014 г. N52;
рассмотрев дело N05-06-361/2014 по жалобе ОАО "СОГАЗ" в лице Югорского филиала (вх.N3001-О от 12.12.2014), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности", в лице Югорского филиала (далее - Заявитель) от 12.12.2014 г. N 3001-ж на действия ОАО "Юграавиа" (далее - Заказчик) при проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО "Юграавиа" услуг по страхованию, извещение N31401775603.
Заявитель указывает, что разделом III документации Заказчик установил следующие обязательные требования к участникам:
а) превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативным значением маржи платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%;
б) опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет;
в) наличие действующего рейтинга надежности от Национального рейтингового агентства" и/или "ЭкспертРА" Рейтинг "НРА" не ниже "АА-" рейтинг "ЭкспертРА" не ниже "В++"
г) наличие достоверной финансовой отчетности по МСФО за последний истекший финансовый год, проверенной одной из следующих аудиторских компаний (включая российские подразделения аудиторских компаний): Pricewaterhouse Coopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG;
д) наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: не менее 9 филиалов;
е) представленность компании в России: не менее 50 филиалов;
ж) требование к величине уставного капитала: не менее 1 млрд. рублей.
По мнению Заявителя, приведенные требования документации, противоречат нормам действующего законодательства и содержат признаки, как ограничения конкуренции, так и недобросовестной конкуренции, что является нарушением норм законодательства о закупках и Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх.N05-24/ТВ-9751/1570 от 16.12.2014 г).
В своем письменном отзыве (от 17.12.2014 N1916), по сути жалобы, Заказчик сообщил, что с доводами изложенными в жалобе, они не согласны в удовлетворении требований Заявителя, просили отказать в полном объеме.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в ОАО "Юграавиа" (далее - Положение о закупках), утвержденного внеочередным собранием участников Общества (протокол N02/12 от 02.03.2012 г.), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с Положением о закупках, 04.12.2014 года Заказчиком, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N31401775603 о проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО "Юграавиа" услуг по страхованию по 5 лотам (далее - Запрос предложений).
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком позже внесены изменения в Положение о закупках и размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.11.2014 г.
В соответствии с пункту 6 Технического задания к Закупочной документации по запросу предложений предъявляется одно из требований - наличие у участников торгов опыта работы от 3-х лет.
Согласно изменениям, Положение о закупках дополнено главой "X" "Особенности закупки финансовых услуг".
Согласно п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы "X" изменений в Положение о закупках, к страховым организациям установлены дополнительные квалификационные требования:
а) превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативным значением маржи платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%;
б) опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет;
в) наличие действующего рейтинга надежности от Национального рейтингового агентства" и/или "ЭкспертРА" Рейтинг "НРА" не ниже "АА-" рейтинг "ЭкспертРА" не ниже "В++"
г) наличие достоверной финансовой отчетности по МСФО за последний истекший финансовый год, проверенной одной из следующих аудиторских компаний (включая российские подразделения аудиторских компаний): PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG;
д) наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: не менее 9 филиалов;
е) представленность компании в России: не менее 50 филиалов;
ж) требование к величине уставного капитала: не менее 1 млрд. рублей.
В силу п.п.6.3, п. 6, ст. 61 главы "IX" изменений в Положение о закупках, Комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения и документации о проведении запроса коммерческих предложений, отказать в допуске участнику в случае:
а) непредоставления документов, определенных настоящим Положением либо наличия в таких документах недостоверных сведений о участнике или о финансовых услугах, на оказание которых проводится закупка;
б) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей ___ настоящего Положения;
в) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации, в том числе наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Как следует из материалов дела, в пункте 3 части III закупочной документации запроса предложений (далее - Закупочная документация), а также п.п. 3 п. 10 Информационной карты, являющееся неотъемлемой частью Закупочной документации, установлены требования к участникам закупки, определенные в п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы "X" Положения о закупках, а именно:
а) превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативным значением маржи платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%;
б) опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет;
в) наличие действующего рейтинга надежности от Национального рейтингового агентства" и/или "ЭкспертРА" Рейтинг "НРА" не ниже "АА-" рейтинг "ЭкспертРА" не ниже "В++"
г) наличие достоверной финансовой отчетности по МСФО за последний истекший финансовый год, проверенной одной из следующих аудиторских компаний (включая российские подразделения аудиторских компаний): PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG;
д) наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: не менее 9 филиалов;
е) представленность компании в России: не менее 50 филиалов;
ж) требование к величине уставного капитала: не менее 1 млрд. рублей.
В соответствии с требованиями пункта 2.5.3 Закупочной документации комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения и документации о проведении запроса коммерческих предложений отказать в допуске участнику в случае:
а) непредоставления документов, определенных настоящим Положением либо наличия в таких документах недостоверных сведений о участнике или о финансовых услугах, на оказание которых проводится закупка;
б) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей ___ настоящего Положения;
в) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации, в том числе наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).
Следовательно, в случае если участник не подходит под вышеуказанные требования, его заявка будет отклонена от участия в закупке.
Таким образом, Заказчик в документации о закупке установил все требования, определенные Положением о закупке, а именно требования к участникам закупки.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что приведенные требования к участникам внесены в Положение о закупках, во исполнение письма Департамента по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округа-Югры (исх.N 13-Исх-8414 от 15.07.2014 г).
Закон о закупках устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Установление на стадии допуска к участию в Запросе предложений таких требований, как: "опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет"; "наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не менее 9 филиалов"; "представленность компании в России: не менее 50 филиалов" ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные выполнить поставку. При этом законодательством не установлены ограничения деятельности в зависимости от опыта работы, разветвленности и т.д.
Заказчиком также не приведено объективных причин, с чем связанно установление критерия "превышение фактического размера маржи, платежеспособности над нормативным значением маржи, платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%".
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 миллионам рублей, и коэффициентов (от 1 до 4 в зависимости от вида страхования).
Следовательно, такое требование как "наличие уставного капитала не менее 1 млрд. рублей" необоснованно, и способно привести к ограничению участия в закупке тех участников, чей уставной капитал ниже чем 1 млрд. рублей, хотя такая организация соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2010 N 37н, целью аккредитации рейтинговых агентств является обеспечение повышения доверия к деятельности рейтинговых агентств путем подтверждения их компетентности в присвоении кредитных рейтингов.
Во исполнение установленных законодательно функций, Министерством финансов Российской Федерации аккредитовано 9 рейтинговых агентств.
Таким образом, страховой организации (потенциальному участнику закупки) может быть присвоен рейтинг надежности иным аккредитованным в установленном порядке рейтинговым агентством, что будет сопоставимо с рейтингом, присвоенным рейтинговыми агентствами Национального рейтингового агентства и "Эксперт РА".
Требования к претенденту о наличии положительной деловой репутации в виде рейтинга надежности по версии рейтинговых агентств Национального рейтингового агентства и "Эксперт РА", приводят к ограничению участия в закупке и ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов при осуществлении ими экономической деятельности, соответственно данное ограничение также не является законным и обоснованным.
Установление указанных критериев на стадии допуска участников к Запросу предложений, не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что включение Заказчиком требований к участникам, изложенных в п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы "X" изменений в Положение о закупках, а также в пункте 3 части III закупочной документации запроса предложений и п.п. 3 п. 10 Информационной карты, являющееся неотъемлемой частью Закупочной документации, не отвечает принципам, установленным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку незаконно и необоснованно ограничивают количество претендентов на участие в закупке.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заказчик, установив оспариваемые требования к участникам закупки, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников указанного Запроса предложений, создавая необоснованные препятствия и ограничения для их участия в закупке, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Как было указано выше, в силу требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при разработке положения о закупках, установления в нем требований к закупке, порядка подготовки проведения процедур заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая то, что реализация требований к страховым организациям, установленных в Положение о закупках Заказчика приводит, а также способно привести в дальнейшем к ограничению конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу Открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" в лице Югорского филиала от 12.12.2014 г. N 3001-ж на действия ОАО "Юграавиа" при проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО "Юграавиа" услуг по страхованию, извещение N31401775603, обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "Юграавиа" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в установлении в п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы "X" изменений в Положение о закупках, а также в пункте 3 части III закупочной документации запроса предложений и п.п. 3 п. 10 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Закупочной документации требований, не отвечающим принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3. Выдать ОАО "Юграавиа" обязательное для исполнения предписание:
- об аннулировании запроса коммерческих предложений;
- о внесении изменений в Положение о порядке проведения закупок ОАО "Юграавиа" с учетом выявленных нарушений.
Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Б.Б. Точиев
Члены Комиссии: В.А. Тимиргалиев
В.В. Мельник
ПРЕДПИСАНИЕ N102
24.12.2014 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа N1287 от 10.12.2014 г. в составе:
Председателя комиссии:
- Точиева Батыра Беслановича - и.о. заместителя руководителя Управления,
Членов комиссии:
- Тимиргалиева Владимира Ахатовича - заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
- Мельника Владимира Владимировича - ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.12.2014 по жалобе Открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" в лице Югорского филиала от 12.12.2014 г. N 3001-ж на действия ОАО "Юграавиа" при проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО "Юграавиа" услуг по страхованию, извещение N31401775603, предписывает:
ОАО "Юграавиа" в целях устранения нарушений, допущенных при проведении закупки, аннулировать запрос коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО "Юграавиа" услуг по страхованию, извещение N31401775603;
ОАО "Юграавиа" внести изменения в Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в ОАО "Юграавиа" в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исключив из него требования, ограничивающих участие в закупке страховых организаций и разместить информацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
ОАО "Юграавиа" опубликовать информацию об аннулировании запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО "Юграавиа" услуг по страхованию, извещение N31401775603 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на сайте Заказчика.
4. ОАО "Юграавиа" в срок до 15.01.2015 года исполнить пункты 1 и 3 настоящего предписания.
5. ОАО "Юграавиа" в срок до 23.01.2015 года исполнить пункт 2 настоящего предписания.
6. ОАО "Юграавиа" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении пунктов 1 и 3 настоящего предписания в срок до "20" января 2015 г. с приложением подтверждающих документов.
7. ОАО "Юграавиа" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении пункта 2 настоящего предписания в срок до "27" января 2015 г. с приложением подтверждающих документов.
8. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления Тимиргалиева В.А.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Б.Б. Точиев
Члены Комиссии: В.А. Тимиргалиев
В.В. Мельник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 декабря 2014 г. N 05-06-361/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016