Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
от 18 декабря 2014 г. N 020/05
Резолютивная часть решения оглашена "04" декабря 2014 г. г. Биробиджан
Решение в полном объеме изготовлено "18" декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <__>
- <__> |
- руководитель Еврейского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России;
|
|
- <__>
|
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России, |
при участии: руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <_> помощника руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <__> (заявлено устное ходатайство); начальника отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <_> (заявлено устное ходатайство),
рассмотрев дело N 020/05 от 10.11.2014 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области (Адрес) требований части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
По результатам контрольного мероприятия (плановой выездной проверки), проведенного инспекцией Еврейского УФАС России (приказ от 30.12.2013 N 161, акт N 79/05-001 от 05.02.2014) в отношении государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области (далее - Управление Роспотребнадзора по ЕАО) на соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) принято следующее решение.
На основании приказа Еврейского УФАС России от 10.11.2014 N 103 возбуждено дело в отношении Управления Роспотребнадзора по ЕАО по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с нормой, закрепленной в статье 1 Федерального закона РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), указанный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Указанные выше цели предопределены основными задачами, которые решает данный Федеральный закон - это обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств; а также устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Частью 2 ст. 1 Закона N 135-ФЗ установлено, что целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 10.07.2012 N 742 "Об утверждении положения об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Управление)" утверждено положение об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 p. I Положения Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 р. I Положения Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, Положением о Федеральной службе, актами федеральной службы и настоящим Положением.
В соответствии с п. 8.32 р. II Положения Управление в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления.
Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора по ЕАО обязан при размещении государственных заказов соблюдать требования Закона N 94-ФЗ и Закона N 135-ФЗ.
09.09.2013 года государственным заказчиком - Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004).
Начальная (максимальная) цена контракта: 711 450,00 рублей.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в р. 4 Документации об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент).
По результатам данного открытого аукциона в электронной форме 30.09.2013 заключен государственный контракт N 0178100001113000004-0013211-01 с ООО "Восток-УАЗ" на сумму 700 000,00 рублей.
Документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) утверждена 09 сентября 2013 года руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО <__>
Частью 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с п.п.1.3.3 п. 1.3 р. 1.2 Документации наименование, характеристика и количество поставляемого товара указаны в Техническом задании документации (Раздел 3).
В разделе 3 Документации указано техническое задание на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент), в том числе указаны следующие параметры и их функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара:
Наименование параметра
|
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара
|
Модель |
УАЗ -3163 Патриот, комплектация -Limited (или эквивалент) |
Год выпуска |
2013 |
Колесная формула |
4х4 |
Количество мест |
5 |
Количество дверей |
5 |
Длина, мм |
4700 |
Ширина с зеркалами (без), мм |
2100/1953 |
Высота, мм |
1910 / 2000 (с дугами на крыше) |
Колесная база, мм |
2760 |
Колея передних/задних колёс |
1600/1600 |
Дорожный просвет, мм |
210 |
Глубина преодолеваемого брода, мм |
500 |
Двигатель |
бензиновый |
Грузоподъемность, кг |
525 |
Топливо |
бензин с октановым числом не менее 92 |
Рабочий объем, л |
2,693 |
Максимальная мощность л.с. (кВт) |
128 (94,1) при 4600 об/мин |
Максимальный крутящий момент, Нм |
209,7 Н.м при 2500 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч |
150 |
Расход топлива л/100 км. пути: при 90 км/ч, при 120 км/ч |
11,5 15,5 |
Ёмкость топливных баков, л. |
87 |
Аналогом легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited является например, легковой автомобиль УАЗ-3163-348 Патриот с комплектацией Limited, у которого технические характеристики и комплектация отличаются от технических характеристик и комплектации УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited.
Заказчиком в столбце 2 вышеуказанной таблицы "функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара" для участников размещения заказов установлены конкретные технические характеристики и параметры легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ, а именно в ч. 4 документации об открытом аукционе в электронной форме в техническом задании установлены конкретные требования - функциональные и технические характеристики легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited,, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
Частью 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов в торгам, в том числе в результате установления требований к товару, совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте, инструкции, каталоге на изделие, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя.
Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора по ЕАО нарушил требования ч. 1 ст.17 Закона N 135-ФЗ а именно, что при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.,), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме
В адрес Еврейского УФАС России поступили пояснения от Управления Роспотребнадзора по ЕАО от 25.11.2014 N 01-1765/17.
В пояснениях указано, что в соответствии со ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ в техническом задании документации об аукционе подробно указаны требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности автомобиля и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика. При этом в ряде случаев не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что в определенной степени могло повлечь за собой ограничение количества участников аукциона.
По мнению Заказчика, предметом контракта настоящего аукциона является поставка легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited или его эквивалента. При изучении рынка было установлено, что эквивалента заявленной на аукцион модели нет.
В акте Еврейского УФАС России по результатам контрольного мероприятия N 79/05-001 от 05.02.2014 приведен пример аналога автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited которым является например, легковой автомобиль УАЗ - 3163-348 Патриот с комплектацией Limited встречается, однако ко времени объявления аукциона данная модель в течение полугода была снята с производства, как устаревшая модель.
Ульяновский автомобильный завод, который производит вышеуказанные модели автомобилей, имеет в Дальневосточном регионе единственного официального дилера ООО "Восток-УАЗ", который единственный и принял участие в объявленном аукционе.
Заказчик считает, что тот факт, что в техническом задании документации об аукционе не указаны максимальные и (или) минимальные значения ряда показателей автомобиля, в значительной степени не мог ограничить конкуренцию.
Кроме того, в течение всей процедуры проведения аукциона в электронной форме не поступило ни одного запроса на разъяснения документации об аукционе, ни одной жалобы на нарушения закона о размещении заказа не поступало.
В заседании Комиссии представители Управления Роспотребнадзора по ЕАО доводы, изложенные в возражениях поддержали в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к следующему.
Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения документации о проведении аукциона в электронной форме (извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0178100001113000008 от 18.11.2013) на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Одними из принципов размещения заказов, предусмотренным ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ является расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.
Статья 17 Закона N 135-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к торгам, что соотносится с целями Закона N 94-ФЗ, а именно обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В связи с тем, что аукцион в электронной форме является одним из способов размещения заказа в форме торгов, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, антимонопольные требования, установленные ст.17 Закона N 135-ФЗ, распространяются на указанные правоотношения в сфере размещения заказов.
Таким образом, заказчик при формировании и утверждении документации об аукционе в электронной форме, в том числе при установлении требований к товару должен руководствоваться не только положениями Закона N 94-ФЗ, но и антимонопольными требованиями к торгам, не создавая преимущественных условий одному или нескольким участникам аукциона в электронной форме.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме N 0178100001113000004 от 09.09.2013 года и документации об аукционе в электронной форме, размещенным на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru предметом данного аукциона является: "Поставка легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение)".
Заказчиком хоть и установлен эквивалент при поставке легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited, но в техническом задании установлены характеристики только для автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited, в то время как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам
Например, согласно информации размещенной на сайте http://avtouazstart.ru, характеристики автомобиля УАЗ-3163-349 (Limited) (такие как, например, длина - 4700 мм., грузоподъемность - 525 кг. и т.д.) отличаются от характеристик модели автомобиля УАЗ-3163-349 (Limited) (например: длина - 4647 мм., грузоподъемность - 600 кг. и т.д.).
Кроме того, согласно информации, размещенной на сайте http://autorambler.ru, имеются другие модификации УАЗ Patriot с комплектацией Limited, например модификация 2.3 D MT Limited, макс. мощность 113,5 л.с.; модификация 2.7 МТ Limited, макс. мощность 128 л.с.
При таких обстоятельствах, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области требований части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые выразились в следующих действиях: при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), тогда как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам. Данные действия Заказчика влекут за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области нарушившим части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые выразились в следующих действиях: при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), тогда как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам, что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
В связи с тем, что по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение N 0178100001113000004 от 18.11.2013) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области 30 сентября 2014 года заключен государственный контракт N 0178100001113000004-0013211-01 с Обществом с ограниченной ответственностью "Восток-УАЗ" предписание не выдавать.
3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 39 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" передать материалы дела N 020/05 уполномоченному должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии <__>
<__>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 18 декабря 2014 г. N 020/05
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016