Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 17 декабря 2014 г. N 5-2/325-14
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;
Суслова Е.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля закупок;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок,
рассмотрев жалобу ООО "ТЭС" на действия Заказчика - БУЗ ВО "Вологодская городская больница N 1" и Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Вологодской области при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Заказчика - Танкович О.В. по доверенности от 16.12.2014, Новожилова О.С. по доверенности от 16.12.2014, Милюткина Е.А. по доверенности от 16.12.2014;
от Уполномоченного органа - Токанова Ю.В. по доверенности N 19 от 03.09.2014;
от ООО "ТЭС" - директор Шлома Н.А. (приказ от 20.12.2012 N 1, решение N 1 от 12.12.2012), Качалов Д.В. по доверенности N 45 от 03.12.2014;
от ИП Щапина А.Н. - Подволоцкий Н.П. по доверенности от 15.12.2014, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "ТЭС" (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО "Вологодская городская больница N 1" (далее - Заказчик) и Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0130200002414004276 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. Считает, что условия аукциона нарушают ст. 8 Закона о контрактной системе, так как, по мнению Заявителя, исключают возможность участия какого бы то ни было лица в процедуре закупки, в связи с тем, что положения документации об электронном аукционе нарушают нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", постановления Главы г. Вологды от 26.01.2010 N 309 "Об утверждении Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда" Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Представители Заявителя пояснили, что, по их мнению, принимая участия в данном электронном аукционе, участники закупки нарушают нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов, что в последующем может повлечь нарушение норм уголовного законодательства.
Также представители Заявителя на рассмотрение жалобы дополнили свои требования, заявив о наличии в документации об электронном аукционе позиций ограничивающих конкуренцию, а именно: объединение в один лот двух видов услуг (вывоз и сдача на утилизацию твердых бытовых отходов), что нарушает ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа и участника закупки ИП Щапина А.Н. с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной. Считают, что документация об электронном аукционе полностью соответствует Закону о контрактной системе и иным нормативно-правовым актам.
Заказчик и Уполномоченный орган представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя и участника закупки ИП Щапина А.Н., пришла к следующему выводу.
03.12.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) была опубликована закупка N 0130200002414004276.
Способ определения подрядчика: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 654 375, 28 рублей.
Наименование объекта закупки: оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Заказчик обладает государственной нуждой, определяет объект закупки, совместно с Уполномоченным органом разрабатывает документацию на основе статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Аукционная документация содержит в себе раздел III. "Описание объекта закупки", в котором указан вид услуги и порядок оказания услуги:
"Вывоз отходов и сдача на размещение их на полигоне для захоронения Исполнитель должен производить ежедневно"
"При оказании услуг Исполнитель должен руководствоваться Федеральным Законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", Постановлением Правительства РФ N 155 от 10.02.1997 г. "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", Постановлением Главы города Вологды от 26 января 2010 г. N309.
Вывоз отходов I-IV класса опасности должен осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями специализированным автотранспортом при наличии договора о конечном размещении отходов с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Копию договора о конечном размещении отходов с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, Исполнитель предоставляет Заказчику при заключении контракта.
Исполнитель обязан осуществлять ежедневный контроль соблюдения сроков вывоза ТБО, ежемесячно представлять Заказчику акт сдачи-приёмки выполненных работ по вывозу ТБО и их сдаче на полигон для захоронения. Акт подписывается ответственными представителями Заказчика и Исполнителя. Исполнитель несёт ответственность за своевременность и качество услуг.
В случае рассыпания твёрдых бытовых отходов в процессе погрузки на автотранспорт, Исполнитель производит уборку контейнерной площадки своими силами.
По требованию Заказчика Исполнитель обязан представить документы, подтверждающие факт размещения отходов на полигоне".
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (подрядчика, исполнителя) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к услугам, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчик не требует от участника закупки представления лицензии или договора, заключенного с организацией, производящей утилизацию отходов, на этапе подачи заявок.
В документации об электронном аукционе присутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта на основании трех коммерческих предложений. Следовательно, имеется три потенциальных участника закупки. В цену контракта заложены расходы на сдачу твердых бытовых отходов на утилизацию.
По статье 3 Закона о контрактной системе под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
ООО "ТЭС" как участник закупки не представило доказательств невозможности оказания услуг.
Таким образом, ограничений количества участников не установлено. Комиссия не усматривает в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений норм Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в связи с доводами представителей Заявителя о наличии в документации об электронном аукционе положений ограничивающих конкуренцию и присутствием в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признаков нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции материалы дела передаются в отдел контроля органов власти УФАС для рассмотрения вопроса о соблюдении Заказчиком и Уполномоченным органом норм Закона о защите конкуренции.
Комиссия отмечает, что рассмотрение соблюдения Заказчиком и Уполномоченным органом норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", постановления Главы г. Вологды от 26.01.2010 N 309 "Об утверждении Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда" и иных нормативно-правовых актов не входит в полномочия и не относится к компетенции Вологодского УФАС России, в связи с чем, данный довод Заявителя не может быть рассмотрен Комиссией. Учитывая изложенное, копия жалобы Заявителя и копия принятого решения направляются в Прокуратуру Вологодской области.
На основании изложенного, жалоба ООО "ТЭС" в рамках Закона о контрактной системе необоснованна.
Вместе с тем, Комиссия в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.
Комиссия на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, решила:
Признать жалобу ООО "ТЭС" необоснованной.
Передать материалы дела в отдел контроля органов власти УФАС для рассмотрения вопроса о соблюдении Заказчиком и Уполномоченным органом Закона о защите конкуренции.
Передать материалы дела в Прокуратуру Вологодской области для рассмотрения вопроса о соблюдении Заказчиком и Уполномоченным органом иных указанных в жалобе нормативно-правовых актов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
Н.В. Мерзлякова
Е.А. Суслова
Ю.Р. Васянович
А.А. Жирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 17 декабря 2014 г. N 5-2/325-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016