Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 15 декабря 2014 г. N 93
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, и.о. заместителя руководителя управления;
Жуков И.А. - член комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
Долидович Е.Е.- член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N93 по признакам нарушения ООО "ОШ-1" /юр. адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 347, адрес фактический: 355000, г. Ставрополь, Южный обход, 57, ИНН 2635819477, ОГРН 1132651007081/ законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5.части 1 статьи 28 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе",
в отсутствии законного представителя ООО "ОШ-1" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N93 по признакам нарушения рекламного законодательства (уведомление о вручении почтового отправления N35500381017339 от 08.12.2014 и N35500381017322 от 11.12.2014). установила:
С 09.06.2014 по 04.07.2014 г. в ходе проведения плановой выездной проверки деятельности ООО "Октагон" были выявлены нарушения законодательства о рекламе.
При проведении проверки было установлено, что согласно договора N50 на размещение и обслуживание рекламно-информационных материалов наружной рекламы от 01.01.2013 г., заключенного ООО "Октагон" и ООО "Магистраль" (в городе Пятигорске 03 апреля 2014 г. на ФАД "Кавказ" 348 км +500-м., на щите наружной рекламы размещалась реклама следующего содержания "CHEVROLET NIVA КРЕДИТ ОТ 0% Альфа кар КМВ. Г. Минеральные Воды, а/м "Кавказ", 348 км. Тел.: (87922) 6 21 21 www.gm-avtovaz.ru. Горячая линия: 8 800 200 00 76".
При более детальном рассмотрении фотографии было установлено, что в данной рекламе указаны условия предоставления кредита: "Ставка от 0%" - маркетинговая ставка по программе Chevrolet Finance, реализуемой совместно с ВТБ 24(ЗАО) (генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций N1623 от 13 июля 2000 г.). Указанная маркетинговая ставка не является процентной ставкой по кредиту и отражает фактические затраты на финансирование покупки нового автомобиля Chevrolet NIVA 2013, 2014 г. выпуска любой из пяти комплектаций, приобретаемого у официальных дилеров Chevrolet с привлечением кредитных средств ВТБ 24 (ЗАО), при одновременном снижении стоимости со стороны дилера Chevrolet. Условия кредитования: Chevrolet NIVA срок кредита 12 месяцев, минимальны первоначальный взнос от 40 % от рекомендованной розничной цены приобретаемого автомобиля, процентная ставка по кредиту, указанная в кредитном договоре -13%; Приобретаемый с помощью кредитных средств автомобиль необходимо ежегодно страховать от рисков утраты, угона и ущерба с указанием банка в качестве выгодоприобретателя в течение всего срока действия кредитного договора. При несвоевременном внесении ежемесячного платежа выплачиваются пени в размере 0,6% от суммы просроченного платежа за каждый календарный день просрочки. Предложение действует с 1 февраля 2014 г. по 30 апреля 2014 г. Вся информация, указанная выше, действительна по состоянию на 1 февраля 2014 г. Количество машин принимающих участие в Акции - ограничено".
Информация о предоставлении финансовой услуги (кредита), находится в правой нижней части рекламной конструкции, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы. Потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте, способны импульсно воспринять часть информации, указанную более крупным шрифтом (CHEVROLET NIVA КРЕДИТ ОТ 0%). Поэтому потребители рекламы не проинформированы об условиях предоставления финансовой услуги (кредита).
Из вышесказанного следует вывод о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку потребители рекламы просто не могут прочитать ее.
Любой потребитель ищет наиболее выгодные условия кредитования. Только при условии его полной осведомлённости обо всех условиях определяющих фактическую стоимость кредита, потребитель рекламы может сделать правильный конечный выбор.
Необходимо отметить что данная реклама распространяется посредством наружной рекламы которая размещается на специальных рекламных конструкциях технические характеристики которых создают возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии, и информация указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия предоставления кредита не доведена до потребителей, в связи со следующими особенностями ее размещения:
- данная реклама, являясь наружной, направлена на импульсное восприятие потребителями;
- значительный объем существенной информации указан мелким шрифтом;
-потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку.
Совокупность указанных особенностей распространения рекламы, лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст, в котором указано только одно из условий предоставления кредита - КРЕДИТ от 0%.
Информация об условиях предоставления банковского продукта - кредита, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.
Отсутствие существенной информации либо отображение в малодоступной форме вводит потребителя в заблуждение относительно условий предоставления рекламируемой финансовой услуги.
Согласно пункта 28 Постановления от 08.10.12 N58 Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать требования предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
По смыслу названных норм Закона N38-ФЗ нормативно установленный запрет призван оградить потребителей рекламы от негативного искаженного восприятия рекламируемых финансовых услуг, условий их оказаний, а значит, такая информация должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на неё.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя-фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно информации, предоставленной ООО "Магистраль" рекламодателем указанной рекламы на основании договора N232 на размещение и обслуживание рекламно-информационных материалов наружной рекламы от 19.12.2013 г. является ООО "ОШ-1" /юр. адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 347, адрес фактический: 355000, г. Ставрополь, Южный обход, 57, ИНН 2635819477, ОГРН 1132651007081/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 и частью 3 статьи 28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
Таким образом, ООО "ОШ-1"/юр. адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 347, адрес фактический: 355000, г. Ставрополь, Южный обход, 57, ИНН 2635819477, ОГРН 1132651007081/ допущены нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и части 3 статьи 28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "ОШ-1" /юр. адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 347, адрес фактический: 355000, г. Ставрополь, Южный обход, 57, ИНН 2635819477, ОГРН 1132651007081/, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "ОШ-1" /юр. адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 347, адрес фактический: 355000, г. Ставрополь, Южный обход, 57, ИНН 2635819477, ОГРН 1132651007081/ предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22.12.14. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 декабря 2014 г. N 93
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016