Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 29 октября 2014 г. N 86-Р-14
Резолютивная часть решения оглашена 16.10.2014 г. г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 29.10.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Франскевич О.П. - заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены Комиссии: |
Алехина А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления; Марова О.О. - старший специалист 3 разряда отдела антимонопольного законодательства и рекламы; Митрофанова Е.И. - специалист 2 разряда отдела антимонопольного законодательства и рекламы |
рассмотрев дело N 86-Р-14, возбужденное в отношении ЗАО "Енисейтелеком" (далее - ЗАО "ЕТК") по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") выразившегося в распространении на рекламной конструкции вдоль проезжей части по улице Крылова в г. Абакане, рекламы следующего содержания: "0 руб ВХОДЯЩИЕ В РОУМИНГЕ, УСЛУГА "МИРОВОЙ РОУМИНГ" в рамках услуги "Мировой роуминг" входящие вызовы не тарифицируются. Абонентская плата 14 руб. в сутки с учетом НДС. Полный список сетей операторов связи, в которых не тарифицируется входящие вызовы по услуге "Мировой роуминг" на сайте www.etk.ru Улуги оказывает ЗАО "Енисейтелеком".
В присутствии представителя ЗАО "ЕТК" <_> действующего на основании доверенности N <_> установила:
В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение ЗАО "Енисейтелеком" на рекламной конструкции вдоль проезжей части по улице Крылова в г. Абакане, рекламы следующего содержания: "0 руб ВХОДЯЩИЕ В РОУМИНГЕ, УСЛУГА "МИРОВОЙ РОУМИНГ" в рамках услуги "Мировой роуминг" входящие вызовы не тарифицируются. Абонентская плата 14 руб. в сутки с учетом НДС. Полный список сетей операторов связи, в которых не тарифицируется входящие вызовы по услуге "Мировой роуминг" на сайте www.etk.ru Услуги оказывает ЗАО "Енисейтелеком".
Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В данной рекламе текст о существенных условиях, влияющих на стоимость предоставляемых услуг, представлен мелким нечитаемым шрифтом, тогда как привлекательное условие "0 руб входящие в роуминге" указан крупным. Следовательно, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы вводится в заблуждение относительно условий предоставления такой услуги, так в части надписи с нечитаемым шрифтом указано, что входящие в роуминге не тарифицируется, однако взимается существенная абонентская плата 14 рублей в сутки, а также приводится ссылка на сайт www.etk.ru пройдя по которой необходимо посмотреть список сетей операторов связи в которых не тарифицируются входящие вызовы по услуге "Мировой роуминг".
Фотокопия Баннера с рекламной информацией находится на высоте примерно 2,5-3 метра и направлена на проезжую часть. Отсюда следует, что потребитель имеет возможность увидеть только выделенный текст в рекламе (сделанный более крупным шрифтом), так как на прочтение баннера в среднем понадобиться около 3 секунд.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" возложена на рекламодателя. Исходя из представленных договоров, рекламодателем определено ЗАО "Енисейтелеком".
Определением о возбуждении дела от 19.09.2014 года, рассмотрение было назначено на 16.10.2014 года.
На рассмотрении дела 16.10.2014 года, представитель по доверенности <_>представил на обозрение комиссии Акт фактического демонтажа рекламного материала к рамочному Договору N <_> на размещение, распространение и обслуживание наружной рекламы. Суть вменяемого нарушения представителю ясна, дополнительных пояснений не предоставляется.
Комиссия Хакасского УФАС России проанализировав материалы дела, пришла к выводу, что факт нарушения ЗАО "ЕТК" подтверждается:
Фотофиксацией произведенной специалистом Хакасского УФАС России;
Актом проведения мониторинга наружной рекламы;
Договором N <_> заключенным между ООО РА "Ориентир-М" (Исполнитель) и ЗАО "ЕТК" (Заказчик). На основании данного договора, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение комплекса работ и услуг по монтажу и размещению рекламных материалов Заказчика. На основании пункта 3.2.2. указанного выше Договора, Заказчик обязуется не позднее трех календарных дней до начала компании предоставить рекламный материал в количествах, необходимых для проведения рекламной компании. В п. 3.2.4. Обеспечить достоверность рекламных материалов, представляемых Исполнителю и их соответствие законодательству РФ и нормативным актам органов власти и управления.
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссия пришла к выводу о том, что поскольку информация о существенных условиях рекламируемой услуги написана мелким шрифтом, трудным для восприятия, формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Используемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать свободное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи без дополнительно прилагаемых усилий по прочтению какой-либо ее части.
Ненадлежащая реклама может не только нанести вред потребителям услуг, но и дает необоснованное конкурентное преимущество недобросовестному рекламодателю, что категорически запрещено действующим законодательством.
Комиссия Хакасского УФАС России, проанализировав и изучив Акт фактического демонтажа рекламного материала, представленный представителем ЗАО "ЕТК" не принимается, как доказательство демонтажа спорной рекламной конструкции, так как данный Акт относится к Рамочному Договору N <_> тогда как Договор оказания услуг по монтажу и размещению, в соответствии с которым было произведено размещение спорной рекламы заключен <_>
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать рекламу "0 руб ВХОДЯЩИЕ В РОУМИНГЕ, УСЛУГА "МИРОВОЙ РОУМИНГ" в рамках услуги "Мировой роуминг" входящие вызовы не тарифицируются. Абонентская плата 14 руб. в сутки с учетом НДС. Полный список сетей операторов связи, в которых не тарифицируется входящие вызовы по услуге "Мировой роуминг" на сайте www.etk.ru Услуги оказывает ЗАО "Енисейтелеком", распространенную ЗАО "ЕТК" ненадлежащей, не соответствующей части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Выдать предписание ЗАО "ЕТК" о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а также в установленный срок представить доказательства в Хакасское УФАС России.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии О.П. Франскевич
Члены комиссии: А.А. Алехина
О.О. Марова
Е.И. Митрофанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 октября 2014 г. N 86-Р-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016