Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 22 декабря 2014 г. N 03-76/14А
Резолютивная часть оглашена "17" декабря 2014 г.
Изготовлено в полном объеме "22" декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе:
Кузьмин А. Д. - заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России.
Борисова Т.П. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Ефремова А.В. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Васильева С.Д. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии
при участии:
от заявителя - государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" - представитель по доверенности N1091 от 09.01.2014 г., Оконешников С.П.;
от организатора торгов - филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком" - представитель по доверенности N0807/29/13-14/3 от 21.03.2014 Слепцов Г.П.,
специалиста филиала Сахателеком ОАО Ростелеком" - Сарыглар Д.Ю. доверенность N18-13/01 от 12.02.2013 г.,
рассмотрев дело N03-76/14А, возбужденное в отношении Филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком", находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Курашова, д. 22, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 22 августа 2014 года (вх. N5808) обратилось государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) (далее - Заявитель, ГКУ "СГЗ") с заявлением о нарушении Филиалом Сахателеком ОАО "Ростелеком" (далее - Сахателеком) антимонопольного законодательства, выразившегося в требовании об оплате за выдачу технических условий для доступа к сети связи проектируемого объекта: "Школа-сад на 20/15 мест в с.Юкагир Усть-Янского улуса с модульной котельной".
Из представленных сведений и документов в ходе рассмотрения заявления установлено, что 06.08.2014 года ГКУ "СГЗ" обратился в адрес Сахателеком с заявкой о выдаче технических условий для доступа к сети связи проектируемого объекта: "Школа-сад на 20/15 мест в с.Юкагир Усть-Янского улуса с модульной котельной".
Сахателеком письмом N0807/05/3956-14 от 15.08.2014 года указал на то, что с 01 августа 2014 г. первоначальная выдача технических условий, продление ранее выданных условий с внесением изменений и продление ранее выданных технических условий без внесения изменений, а также внесение изменений и дополнений в ранее выданные технические условия без их продления, производятся на платной основе.
Исходя из заявления ГКУ "СГЗ" технические условия выдаются без взимания платы, поскольку согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела представитель ГКУ "СГЗ" Оконешников С.П. поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Сахателеком пояснил, что технические условия необходимы для организации технической возможности, просил прекратить рассмотрение дела, поскольку в данном случае не требуется выдача технический условий, так как существует техническая возможность телефонизации объекта по технологии радиодоступа DECT.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктами 10 и 11 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N627 (далее - Правила государственного регулирования цен), при определении предельной цены на услугу присоединения, включающей в себя предельную цену организации точки присоединения, учитывается комплекс работ, необходимой оператору связи, обратившемуся в предложением о заключении договора о присоединении сетей электросвязи.
Кроме того указанные расходы в целом корреспондируют с перечнем работ, определенным пунктом 16 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N161, которые оказываются оператором сети связи в рамках услуги присоединения.
Таким образом, операторы связи (как в условиях государственного регулирования, так и в условиях свободного ценообразования) при присоединении своих сетей электросвязи устанавливают единовременный тариф на услугу присоединения, включающий все расходы на организацию присоединения сетей электросвязи (в том числе расходы на согласование и выдачу технических условий присоединения).
Согласно пункту 89 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства от 18.05.2005 N310 плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке оборудования в нетелефонизированном помещении. Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи устанавливается оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Иными словами, оплата производится однократно лишь при установке оборудования. Выдача технических условий является одним из процессов технологического присоединения, не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка электросвязи, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N83, сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи" сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
Таким образом, сети связи не относятся к сетям инженерно-технического обеспечения и на их строительство и подключение к ним часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ не распространяется.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 03.12.2014 NШС-13311/8 (вх.N9026п от 16.12.2014) услуги подключения (присоединения) проектируемого объекта к сетям местной телефонной связи, а также по выдаче технических условий для доступа к сетям местной телефонной связи не включены в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, и ФСТ России не устанавливает тарифы на данные услуги связи. Затраты, связанные с согласованием проектной документации и выдачей технических условий, не учитываются в тарифах на регулируемые услуги связи.
Положение о выдаче технических условий и согласовании проектной документации на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электросвязи на безвозмездной основе предусматривается в разработанном Минкомсвязью России проекте постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", который на данный момент находится на стадии согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, действующим законодательством Российской Федерации на момент рассмотрения данного дела не установлено норм, обязывающих оператора связи выдавать и согласовывать технические условия на безвозмездной основе.
Материалами дела установлено, что выдача технических условий по объекту "Школа-сад на 20/15 мест в с.Юкагир Усть-Янского улуса с модульной котельной" не требуется в связи с тем, что в данном населенном пункте ОАО "Ростелеком" предоставляет услуги телефонной связи посредством технологии радиодоступа DECT. Так, в письме к ГКУ "СГЗ" N0807/05/4247-14 от 08.09.2014 г. Сахателеком указывает, что нет необходимости выдачи технических условий для предоставления доступа к сети связи указанного объекта в связи с наличием технической возможности.
Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) в письме от 15.12.2014 г. N2876-02/14 (вх.N9041 от 16.12.2014) указало, что подключение DECT подразумевает установку абонентского оборудования, обычно с внешней антенной, для подключения телефонного аппарата.
Исходя из материалов дела выявлено, что 08 декабря 2014 года филиалом Сахателеком в адрес ГКУ "СГЗ" направлено письмо N0807/05/6882-14, в котором указывало, что приведенные ранее тарифы на выдачу технических условий были сформированы ошибочно и применены некорректно, в настоящее время технические условия на телефонизацию здания (доступа к сети связи) выдаются оператором связи бесплатно.
В ходе рассмотрения дела представитель ГКУ СГЗ пояснил, что конфликт с филиалом Сахателеком исчерпан, поскольку оператор связи добровольно устранил допущенные нарушения, выдав соответствующее письма от 08.12.2014 г.N0807/05/6882-14, от 08.09.2014 N08/07/05/4247-14 о возможности телефонизации объекта "Школа-сад на 20/15 мест в с. Юкагир Усть-Янского улуса с модульной котельной" по технологии радиодоступа DECT.
Приказом Федеральной службы по тарифам России N 5/11-Р от 24.03.2000 года ОАО "Ростелеком" и его Макрорегинальные филиалы, осуществляющие деятельность в сфере услуг электросвязи, включены в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в раздел II "Услуги общедоступной электросвязи", под регистрационным номером N77-2-7.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Тем самым, наличие доминирующего положения у ОАО "Ростелеком" и его филиалов на рынке оказания услуг по передаче электросвязи на территории Республики Саха (Якутия) бесспорно.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что выдача технических условий по объекту "Школа-сад на 20/15 мест в с. Юкагир Усть-Янского улуса с модульной котельной" не требуется, в связи с наличием технической возможности телефонизации объекта посредством технологии радиодоступа DECT. Также установлено, что технические условия на телефонизацию объекта (доступа к сети связи) выдаются оператором связи филиалом Сахателеком ОАО "Ростелеком" бесплатно. Таким образом, доказательств, свидетельствующих о нарушении Филиалом Сахателеком ОАО "Ростелеком" требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не установлено, следовательно доказательств о нарушении прав ГКУ СГЗ в материалах дела отсутствуют. Необходимо отметить, что действующим законодательством Российской Федерации порядок выдачи технических условий на безвозмездной основе не регламентирован.
Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. в части взимания платы за выдачу технических условий для доступа к сети связи отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
прекратить дело N03-76/14А, возбужденное в отношении Филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 декабря 2014 г. N 03-76/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016