Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 17 ноября 2014 г. N 30-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель
Комиссии:
Галичина Л. Н.
-
заместитель руководителя Челябинского УФАС России-начальника отдела за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Соболь Н. В.
-
главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
Самарина Н. А.
-
ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело N 30-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТрансМедиа" (далее - ООО "ТрансМедиа") по факту распространения рекламы СПА-салона "Mojo", содержащей адрес Интернет-сайта, на котором размещены непристойные фотографии,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, установила:
В Челябинское УФАС России поступило обращение от Магнитогорского отделения Челябинской области Коммунистической партии Российской Федерации (далее - Магнитогорской городское отделение КПРФ, Заявитель) о том, что в городе Магнитогорске Челябинской области на трамвае, осуществляющем перевозку пассажиров по городу Магнитогорску, распространяется наружная реклама мужского СПА-салона "Mojo".
Из заявления следует, что, в рекламе, размещенной на трамвае, присутствует сведения "работа для красивых леди т. 8-908-064-33-03", а также указан сайт www.mojo-relax.ru, содержащий информацию об оказании в рекламируемом СПА-салоне услуг эротического характера, непристойные фотографии и изображения.
По мнению Заявителя, данная реклама на транспорте противоречит морально-нравственным устоям общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних, разрушает семейные ценности, навязывает им правильность и престижность посещения таких заведений, а у девушек формирует положительное отношение к оказанию услуг эротического характера.
Челябинским УФАС России проведен осмотр указанного в рекламе Интернет-сайта, в результате которого выявлено, что на данном сайте в разделе "Программы" содержится информация об оказании мастерами СПА-салона "Mojo" услуг по эротическому массажу, а также изображения обнаженных девушек и мужчин.
Для полного и всестороннего рассмотрения заявления Челябинским УФАС России был направлен запрос в муниципальное предприятие "Магнитогорский городской транспорт" (далее - МП "Маггортранс") о представлении необходимой информации, в том числе документов и сведений о рекламодателе названной рекламы.
МП "Маггортранс" представлен договор N 17/12 на оказание услуг по предоставлению транспортных средств (автобусов, трамваев) МП "Маггортранс" для размещения рекламы (далее - Договор), из которого следует, что рекламодателем рекламы СПА-салона "Mojo" является ООО "Трансмедиа".
С учетом данной информации, Челябинским УФАС России в адрес ООО "Трансмедиа" была направлена корреспонденция, содержащая требование о предоставлении необходимых документов и сведений.
Вместе с тем, ООО "Трансмедиа" по запросу Челябинского УФАС России документов и сведений не представлено. В Челябинском УФАС России сведения о том, что данное общество получало корреспонденцию отсутствуют. Уведомления о вручении корреспонденции в Челябинское УФАС России не вернулись, иные документы и сведения, свидетельствующие о получении ООО "Трансмедиа" корреспонденции, направленной Челябинским УФАС России, также отсутствуют.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в городе Магнитогорске размещена реклама СПА-салона "Mojo", содержащая следующие сведения: "Mojo club", "relax&spa", "работаем с 15 сентября", "работа для красивых леди т. 8-908-064-33-03", "www.mojo-relax.ru".
Поскольку указанный в рекламе сайт содержит информацию о том, что данный СПА-салон специализируется на предоставлении услуг по эротическому массажу, а также содержит изображения обнаженных девушек и мужчин, следовательно, указание в рекламе сведений "работа для красивых леди" является предложением вакансий для девушек по оказанию услуг эротического массажа в рекламируемом СПА-салоне.
Данная реклама направлена на привлечение внимания к оказываемым услугам СПА-салона, создает впечатление о том, что посещение такого рода заведений, а также работа красивых девушек в сфере оказания услуг эротического массажа является общепринятой нормой.
Ввиду того, что реклама размещена на общественном транспорте, такая реклама становится доступна неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, что может привести к разрушению морально-этических устоев общества, неправильному развитию детей.
В силу части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных, оскорбительных образов, сравнений и выражений.
Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "Неприличный" согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, вежливость, благопристойность.
Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Непристойный характер рекламы, заключается в том, что предложение работы для красивых девушек заключается в оказании услуг эротического характера с помощью масс-медиа со ссылкой на сайт, содержащий фотографии обнаженных девушек и мужчин, а поскольку сайт является общедоступным, то обратиться на этот сайт могут все, в чье поле зрения попала данная реклама, в том числе, несовершеннолетние.
В связи с тем, что СПА-салон "Mojo" индивидуализируется как заведение, предоставляющее услуги по эротическому массажу, о чем свидетельствует информация, размещенная в сети "Интернет" на сайте www.mojo-relax.ru, на котором также присутствуют эротические фотографии, его реклама, размещенная на трамвае, в том числе содержащая информацию о предложении вакансий красивым девушкам по оказанию эротических услуг, противоречит требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку рекламодателем рекламы СПА-салона "Mojo" на трамвае является ООО "ТрансМедиа" как лицо, определившее содержание рекламы, ответственность за размещение рекламы, не соответствующей законодательству Российской Федерации о рекламе, несет данное общество.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
МП "Маггортранс" в материалы дела представлены письменные пояснения, из которых следует, что реклама СПА-салона "Mojo" размещалась на трамвае в течение недели с 01 октября 2013 года, затем была демонтирована.
С учетом того, что распространение рекламы прекращено, Челябинское УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО "Трансмедиа" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу СПА-салона "Mojo", размещенную на общественном транспорте - трамвае, нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать, в связи с тем, что последним днем распространения рекламы СПА-салона "Mojo" на борту трамвая является 07 января 2013 года, следовательно, срок для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
Н. А. Самарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 ноября 2014 г. N 30-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016