Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Кабардино-Балкария
N 07/6105 (опубликовано 23 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "08" декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "22" декабря 2014 года.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Кушхова Ю.А. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
Гаева Р.А. - члена Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;
Гасиевой Т.К. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта Управления;
Кунижевой З.З. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта Управления;
Макаева Р.У. - члена Комиссии, специалиста-эксперта Управления;
Калякова С.Д. - члена Комиссии, специалиста-эксперта Управления,
в присутствии индивидуального предпринимателя. и представителя ООО "." -. по доверенности от 29.11.2013 г.
в отсутствие представителя ИП., надлежащим образом уведомленном о дате, времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело 06/37-14 по признакам нарушения ООО "." (.) и ИП. (.) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в манипулировании ценами на торгах, путем заключения картельного соглашения (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР от 07.10.2014 г. N365 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" в отношении ООО ". и ИП. было возбуждено дело N06/37-14 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела N 06/37-14 послужили:
- сведения полученные в результате рассмотрения жалобы ООО "." на действия аукционной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства КБР (далее заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200000514000002 "Выполнение работ по ремонту автодороги Б.Речка - 4-й поселок для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукцион, закупка);
- материалы, собранные Управлением в ходе расследования по результатам анализа документации по открытым аукциону в электронной форме N0104200002413001790 N1740 "Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса", N0104200002413002023 "N1955 "Выполнение работ по капитальному ремонту общежития" N0104200000514000002 "Выполнение работ по ремонту автодороги Б.Речка - 4-й поселок для нужд Кабардино-Балкарской Республики", представленные ЗАО "Сбербанк-АСТ" вх. от 15.10.2014 г. N 3811;
- ответы на запросы информации, направленные Управлением в адрес ООО "." (вх.3548 от 29.09.2014 г.), ИП. (вх.3543 от 26.09.2014 г.) и ИП. (вх.3544 от 26.09.2014 г.).
Так, 29.03.2014 г. в 17:57 ч. (Извещение в редакции от 16.05.2014 г. N6) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (сайт оператора электронно-торговой площадки http://www.sberbank-ast.ru) была размещена закупка N0104200000514000002 "Выполнение работ по ремонту автодороги Б.Речка - 4-й поселок для нужд Кабардино-Балкарской Республики". Начальная (максимальная) цена контракта - 16 971 867,00 руб.
В извещении указано: дата и время начала подачи заявок - 16.05.2014 г. в 11:59 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 26.05.2014 г. в 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 29.05.2014 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 02.06.2014 г. 11:05.
На участие в аукционе было подано, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 29.05.2014 г., семнадцать заявок, из которых семь заявок были допущены к аукциону.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 02.06.2014 г. победителем признан участник закупки с защищенным номером заявки "7754446" - ООО ".". Предложение о цене контракта - 16 717 288,98 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 05.06.2014 г., вторая часть заявки ООО "." признана соответствующей требованиям документации об аукционе и ООО "." признано победителем аукциона.
24.06.2014 г. на основании пункта 1 части 6 статьи 45 и части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе был составлен протокол отказа от заключения контракта в связи с тем, что сведения о представленной победителем банковской гарантии не содержатся в реестре банковских гарантий и о признании ООО "." уклонившимся от заключения контракта.
25.06.2014 г. был составлен новый протокол отказа от заключения контракта на основании пункта 2 части 6 статьи 45 и части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе в связи с тем, что банковская гарантия, представленная заявителем не содержит условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, а также срок действия банковской гарантии не превышает заканчивается 31.12.2014 г., тогда как срок действия контракта также до 31.12.2014 г., а в документации об аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на два месяца и о признании ООО "Кавказ-строй" уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, заказчик правомерно отказался от заключения контракта с победителем аукциона ООО ".", так как банковская гарантия не соответствовала требованиям установленным в документации об аукционе и требованиям Закона о контрактной системе.
Также в ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что единая комиссия заказчика в нарушение частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе, незаконно допустила к участию в аукционе заявки с защищенными номерами заявок "7752853", "7752861", "7754037", "7754446", в том числе и заявку ООО ".".
Вышеуказанные заявки не содержат указания на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Заказчику, аукционной комиссии заказчика было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, а именно: отменить результаты электронного аукциона и провести повторно процедуру рассмотрения первых частей заявок.
В установленный срок предписание было исполнено в полном объеме.
По результатам повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе было допущено 3 зявки - ООО ".", ИП. и ИП.
В ходе рассмотрения жалобы ООО ".ния внеплановой проверки всей закупки было установлено, что первые части заявок вышеуказанных участников закупки абсолютно идентичны и поданы с одного IP адреса 23.04.2014 г. (178.35.238.201), а затем и 24.05.2014 г. (85.173.102.199).
ООО"."
ИП.
ИП.
IP 178.35.238.201
IP 85.173.102.199
21.07.2014 г. был проведен электронный аукцион. В электронном аукционе приняли участие ООО "." и ИП. Участник N17 - ИП. подал предложение о цене контракта в 11:08 часов с "шагом аукциона" 1% и его ценовое предложение составило 16 802 148, 32 руб. Участник N 18 - ООО "." по истечении срока подачи предложений о цене контактора, подал предложение о цене контракта в 11:22 ч. не ниже чем последнее предложение о цене контракта и также составило 16 802 148,32. В результате победителем признана ИП.
Таким образом, на участие в аукционе было допущено три участника закупки. Два участника закупки сделали одинаковые минимальные предложения о цене контракта, а третий участник вообще не подал ценового предложения. В итоге аукцион признан состоявшимся, но начальная цена контракта была снижена всего на 1%, то есть на один "шаг аукциона".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Определением Кабардино-Балкарского УФАС России от 07.10.2014 г. Дело N06/37-14 было назначено к рассмотрению на 16.10.2014 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссия пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела N06/37-14 и определением от 16.10.2014 г. рассмотрение дела было отложено на 28.10.2014 г.
Представители ответчиков - ООО ".", ИП. и ИП. на рассмотрение дела N06/37-14 28.10.2014 г. не явились. Доказательствами надлежащего уведомления ответчиков о дате, времени и месте рассмотрения дела, Комиссия Управления не располагала и рассмотрение дела было отложено на 25.11.2014 г.
Представители ответчиков - ООО "." и ИП. на рассмотрение дела N06/37-14 25.11.2014 г. не явились. Доказательствами надлежащего уведомления ответчиков о дате, времени и месте рассмотрения дела, Комиссия Управления не располагала и рассмотрение дела было отложено на 02.12.2014 г.
На рассмотрении дела, состоявшемся 02.12.2014 г., лицами, участвующими в деле, были даны пояснения, имеющие отношения к рассматриваемым Комиссией обстоятельствам.
Так, согласно пояснениям ИП., все три заявки (ООО ".", ИП. и ИП.) на участи в аукционе N0104200000514000002 "Выполнение работ по ремонту автодороги Б.Речка - 4-й поселок для нужд Кабардино-Балкарской Республики" были подготовлены ею и соответственно направлены ею же со своего автоматизированного рабочего места с одного IP адреса 23.04.2014 г. (178.35.238.201), а затем и 24.05.2014 г. (85.173.102.199).
По вопросам, касающимся открытых аукционов в электронной форме N0104200002413001790 N1740 "Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса", N0104200002413002023 "N1955 "Выполнение работ по капитальному ремонту общежития", ИП. пояснений не дала. При этом в материалах дела есть письменные пояснения по данному факту, полученные от ИП. на запрос управления (вх.от 26.09.2014 г. N3543), согласно которым ИП. не располагает информацией почему заявки на участие в аукционе N0104200000514000002 "Выполнение работ по ремонту автодороги Б.Речка - 4-й поселок для нужд Кабардино-Балкарской Республики" ООО ".", ИП. и ИП. одинаковые.
Представитель ООО "." пояснил, что не располагает информацией почему заявки ООО ".", ИП. и ИП. одинаковые. В материалах дела также имеются письменные пояснения, согласно которым заявка на участие в аукционе подготовлена главным инженером фирмы в соответствии с общепринятыми требованиями и что касается стиля написания и идентичности заявок, то это совпадение.
В материалах дела имеются также письменные пояснения ИП., согласно которым на последней стадии подачи заявки у ИП.недостаточно средств на счете для внесения их в качестве обеспечения на участие в аукционе и заявка была возвращена (скриншот с личного кабинета прилагается).
Согласно данным, представленным ЗАО "Сбербанк-АСТ", на счету у ИП. действительно было недостаточно средств для внесения их в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе и заявка была возвращена. Таким образом, Комиссия приходит к выводу что ИП.в силу не зависящих от нее обстоятельств не смогла участвовать в аукционе и ее бездействие во время проведения аукциона не было преднамеренным, то есть не было направлено на поддержание цены на торгах.
Комиссией Управления рассмотрены материалы, представленные ЗАО "Сбербанк-АСТ" вх. от 15.10.2014 г. N 3811 и иные материалы дела, в результате были выявлены следующие аналогичные эпизоды.
Открытый аукцион в электронной форме N0104200002413001790 N1740 "Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса" (заказчик - государственное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж" Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики) - предложения в ходе аукциона от ООО "СтройСервис 21 век" и ИП. поступили с одного IP адреса 10.10.2013 г. (62.183.86.176). Победителем аукциона признан ООО ".", который впоследствии отклонен по вторым частям заявок и контракт заключен с ИП. 29.10.2013 г.
ООО"."
ИП.
IP 62.183.86.176
Открытый аукцион N0104200002413002023 "N1955 "Выполнение работ по капитальному ремонту общежития" (заказчик - государственное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж" Министерства образования и наук Кабардино-Балкарской Республики) - предложения в ходе аукциона от ООО "." и ИП.поступили с одного IP адреса 11.11.2013 г. (62.183.85.231). Победителем аукциона признан ООО ".", ИП. подравнялась
ООО"."
ИП.
IP 62.183.85.231
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, местом нахождения ответчиков по делу является: ИП. - г. Нальчик, пр. Кулиева, д. 18; ООО "." -.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, невозможно, в силу того что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно Комиссия пришла к выводу, что ООО "." и ИП. для совершения юридически значимых действий, таких как подача заявок, ценовых предложений совместно использовали на аукционах единую инфраструктуру, которой принадлежат IP-адреса 62.183.86.176, 62.183.85.231, 178.35.238.201, 85.173.102.199.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции, Комиссия, объявила перерыв в заседании до 08.12.2014 г.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что ООО "." и ИП. осуществляли совместную подготовку и/или координирование своих действий по участию в аукционах N0104200002413001790, N0104200002413002023 и N0104200000514000002.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "." и ИП. возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Вышеуказанное поведение хозяйствующих субъектов позволило. выиграть торги (ЭА N0104200000514000002) со снижением в 1% от НМЦ контракта.
Оснований для признания ООО "." и ИП.входящими в одну группу лиц по признакам, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не имеется.
Наличие письменных соглашений между указанными лицами не выявлено.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что ООО ООО "." и ИП. нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в электронном аукционе N0104200000514000002 и, что подтверждается материалами дела, это не единственный случай данной модели поведения при торгах вышеуказанными хозяйствующими субъектами.
На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации картельного соглашения ИП. смогла заключить государственные контракт на сумму 16 802 148,32 руб. Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "." и ИП Г. Комиссией не установлен.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать ООО "." и ИП.нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены при проведении электронного аукциона N N0104200000514000002 "Выполнение работ по ремонту автодороги Б.Речка - 4-й поселок для нужд Кабардино-Балкарской Республики".
В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "." и ИП. предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 06-37/14 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в арбитражный суд КБР.
Председатель комиссии: Ю.А. Кушхов
Члены комиссии: Р.А. Гаев
Т.К. Гасиева
З.З. Кунижева
Р.У. Макаев
С.Д. Каляков
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 06/37-14
08.12.2014 г. Нальчик
Резолютивная часть решения оглашена "08" декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "22" декабря 2014 года.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Кушхова Ю.А. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
Гаева Р.А. - члена Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;
Гасиевой Т.К. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта Управления;
Кунижевой З.З. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта Управления;
Макаева Р.У. - члена Комиссии, специалиста-эксперта Управления;
Калякова С.Д. - члена Комиссии, специалиста-эксперта Управления,
в присутствии индивидуального предпринимателя.и представителя ООО "." -.а по доверенности от 29.11.2013 г.
в отсутствие представителя ИП., надлежащим образом уведомленном о дате, времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело 06/37-14 по признакам нарушения ООО "." (.) и ИП. (.) и. (.) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в манипулировании ценами на торгах, путем заключения картельного соглашения (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 Закона о защите конкуренции и на основании своего решения от 08.12.2014 г. N06/37-14, предписывает:
ООО "." и ИП.не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно представить к 31.12.2014 г. в КБ УФАС России сведения о торгах, в которых принимали участие ООО "." и ИП.31.12.2014 г. Сведения представляются в табличной форме в формате excel и должны содержать: предмет торгов, номера закупок (согласно официального сайта www.zakupki.gov.ru), последние сделанные ООО ".", ИП.предложения, а также электронные файлы заявок, поданные на торги в электронной форме, с пометкой номеров закупок, в которых ООО ".", ИП. признаны победителями.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии: Ю.А. Кушхов
Члены комиссии: Р.А. Гаев
Т.К. Гасиева
З.З. Кунижева
Р.У. Макаев
С.Д. Каляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Кабардино-Балкария N 07/6105 (опубликовано 23 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016