Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 мая 2013 г. N 225-Ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Членов Комиссии: |
Тютеревой Е.Н.
|
- |
специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
|
Султановой Э.М. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ООО "РеМи", в присутствии:
представителей Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Городская клиническая больница N6,
представителей Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска,
представителей ООО "РеМи",
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 20.05.2013 поступила жалоба ООО "РеМи" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тест-системы для лабораторных исследований для Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Городской клинической больницы (N0169300000113001924) (далее - аукцион).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте в сети "Интернет" 08.05.2013.
Максимальная (начальная) цена контракта - 2 430 983,39 рублей.
Контракт по состоянию на 27.05.2013 не заключен.
Жалоба заявителя содержит следующие доводы.
Аукционная документация разработана с нарушением требований законодательства о размещении заказов так как требования к товару по позициям N5, 44, 50, 59, 61, 47, указанные в аукционной документации, соответствуют параметрам препарата единственного производителя.
По доводам жалобы представители заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее.
По позиции N5представители заказчика пояснили следующее. Диагностические ИФА тест-системы применяются на донорских станциях, в диагностических центрах и лабораториях медицинских учреждений. Качество ИФА тест-систем (их чувствительность и специфичность), квалификация специалистов, условия проведения анализов в лабораториях непосредственно влияют на достоверность результатов анализов. Для того чтобы контролировать качество исследований выпускаются панели сывороток крови человека. Стандартные панели сывороток применяются для оценки чувствительности и специфичности тест-систем. Сыворотки проверяются (аттестуются) в различных иммуноферментных тест-системах и иммунных блотах отечественного и зарубежного производства. Тест-система должна выявлять все положительные сыворотки (проверка чувствительности) и не выявлять отрицательные (проверка специфичности). По позиции N5 Технического задания заявлена стандартная панель, которая должна выявлять качество тест-системы по "антигену р24 ВИЧ-1, по одновременному выявлению антител к ВИЧ-1, ВИЧ-2 и антигена р24 ВИЧ-1, по минимальной чувствительности выявления антигена р24 ВИЧ-1". ООО НПО "Диагностические системы" выпускает Стандарт ВИЧ-1 АГ р24 (+), который выявляет только антиген р24 (ВИЧ-1) (инструкция производителя прилагается). Следовательно, сравнивать набор, указанный в жалобе ООО "РеМи", с запрашиваемым ЛПУ невозможно и нецелесообразно, так как данный набор не соответствует не только по составу, но и по своему назначению, что является необходимым для заказчика.
По позиции N44 представители заказчика пояснили следующее. Лаборатория оснащена полуавтоматическим ИФА анализатором Multiscan, Thermo Fisher Scientific, Финляндия, на котором проводятся гормональные исследования. Указание точных параметров тест-систем, на которые поступила жалоба, обосновано наличием настроенных в лаборатории протоколов постановки тест-систем в анализаторе Multiscan.
В этих протоколах прописаны объемы вносимых образцов, при определении различных анализов, объемы различных реактивов. Также, в протоколы вносятся концентрации калибровочных проб, на основании которых происходит расчет данных. Требование к увеличенным объемам некоторых реагентов, например, 18 - 19 мл конъюгата в наборе для определения ХГЧ, товарная позиция N 44, продиктовано понятием "мертвого" объема прибора при раскапывании.
Поставка тест-систем с отличными от указанных в Спецификации техническими характеристиками приведет к масштабному перепрограммированию оборудования (Multiscan) с привлечением сервисного инженера сторонней организации. Процесс перенастройки приборов и внедрения новых методик всегда требуют большой затраты как временных, так и трудовых ресурсов лечебно-профилактического учреждения. Для того, чтобы лаборатория выдавала достоверные результаты анализов, новые методики всегда проходят апробацию, данные сравниваются с референтным методом и только в случае получения высокой корреляции данных внедряются в деятельность лаборатории.
Установленное требование "Кол-во анализируемой сыворотки 50 мкл" по позиции N50, "Кол-во анализируемой сыворотки 20 мкл" по позициям NN59,61 содержится в колонке "Показатели эквивалентности".Наименование данной колонки предполагает поставку товара с эквивалентными показателями и позволяет поставить товар как с меньшим объемом анализируемой сыворотки, так и с большим объемом анализируемой сыворотки. Аналогичный объем анализируемого образца имеет набор "ИммуноФА-ЛГ" производства ЗАО "НВО Иммунотех".
По позиции N47 представители заказчика представили инструкцию на препарат "ИФА-ТТЗ-1" производства ЗАО "НВО Иммунотех", чувствительность которого также составляет 0,15нмоль/л.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы Комиссия, руководствуясь статьей 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, что, в свою очередь, позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения на аукционе с учетом характеристик товара.
Установление характеристик к товару в документации об открытом аукционе в электронной форме, не должно приводить к тому, что фактически под указанные характеристики будет подходить продукция только одной торговой марки (производителя), поскольку при этом нарушаются такие принципы размещения заказов, как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, недопущение злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Частью 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частями 1-2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов и запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Приложение N1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме содержит спецификацию на тест-системы для лабораторных исследований.
Согласно спецификации заказчику требуется 74 позиции. Заказчиком установлены показатели эквивалентности и показатели, значения которых не могут изменяться.
По позиции N5 заказчику требуется тест система для проведения входного контроля качества по выявлению антигена р24 ВИЧ-1, по одновременному выявлению антител к ВИЧ-1, ВИЧ-2 и антигена р24 ВИЧ-1, по минимальной чувствительности выявления антигена р24 ВИЧ-1. Показателем эквивалентности служит срок годности восстановленных образцов сывороток не менее 1 мес. При температуре от 2С до 8 С, не менее 6 мес. При температуре минус 20 С. Показатель, значение которого не может изменяться, в том числе содержит концентрацию антигена р24 ВИЧ-1: 200 пг/мл, 100 пг/мл, 50 пг/мл, 20 пг/мл, 10 пг/мл, 5 пг/мл, 2 пг/мл, 1 пг/мл, 0,5 пг/мл, 0,2 пг/мл.
При этом, общее количество необходимого к поставке товара аукционная документация не содержит, возможность перерасчета заказчиком не предоставлена.
Представленные заявителем инструкции по применению свидетельствуют о том, что товар с указанной заказчиком характеристикой производится только ЗАО "Медико-биологический союз".
При этом, товар, производимый НПО "Диагностические системы", имеющий концентрацию 200 пг/мл подвергается разведению для получения концентрации 0 пг/мл, 100 пг/мл, 50 пг/мл, 20 пг/мл, 10 пг/мл, 5 пг/мл, 2,5 пг/мл, 1 пг/мл, 0,5 пг/мл, 0,25 пг/мл.
Согласно части 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Таким образом, в Законе о защите конкуренции установлено два основных критерия, позволяющих говорить о взаимозаменяемости товаров:
- функциональная однородность;
- качественные характеристики.
Иные производители тест-систем не имеют возможности участвовать в размещении данного заказа, поскольку не производят тест-системы в концентрации и формах, указанных заказчиком, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа, а следовательно, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, размещение заказа на поставку тест-систем в форме "концентрат для приготовления раствора для инфузий" без указания возможности поставки тест-систем, имеющих возможность разведения до необходимых концентраций, неуказание общего количества поставляемого товара, в случае если набор содержит иные формы выпуска, противоречит части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и части 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из анализа инструкций по медицинскому применению, следует, что предназначение, способ проведения исследований являются аналогичными.
Преимущества тест-систем, имеющих различные концентрации, перед тест-системами с одной концентрацией (не требует разведения, обеспечение большей точности дозировки, исключение риска ошибки, привычка в использовании), связанные с проведением разведения, а не с его эффективностью, не могут определять потребность заказчика и его выбор на товарном рынке.
По позиции N44, согласно которой показателем, который не может изменяться установлен конъюгат готовый, жидкий, без дополнительных разведений 1 фл 18-19 мл, также не обоснован довод заказчика о необходимости перенастройки имеющегося оборудования, так как оборудование имеет параметры настройки, которые подробно описываются в технических паспортах и инструкциях к оборудованию.
Более того, заявителем представлены инструкции по применению, согласно которым на рынке производится ряд тест-систем с количеством конъюгата незначительно превышающим или недостающим 18-19 мл, имеющих идентичный принцип анализа.
Аналогично по позициям NN 50, 59, 61, 47 установление заказчиком точных характеристик без возможности предложения аналогичного по свойствам товара, без обоснованной на то потребности, противоречит частям 1-2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов.
Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60, статьи 17 Закона о размещении заказов, решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "РеМи" на действия заказчика в части нарушения части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6, Закона о размещении заказов, части 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии
В.А.Ливочник
Члены комиссии
Е.Н.Тютерева
Э.М.Султанова
ПРЕДПИСАНИЕ N 225ж/2012
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов
27 мая 2012 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Тютеревой Е.Н.
|
- |
специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Султановой Э.М. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
на основании решения Челябинского УФАС России от 27.05.2012 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "РеМи" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тест-системы для лабораторных исследований для Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Городской клинической больницы (N0169300000113001924)(далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства, предписывает:
1. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N6:
1.1 с момента размещения настоящего предписания на официальном сайте не заключать контракт по итогам аукциона (изв. N 0169300000113001924), оформленным протоколами рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.05.2013.
1.2 в срок до 04.06.13 принять решение об отмене аукциона на право заключения контракта на поставку тест-системы для лабораторных исследований для Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Городской клинической больницы (N0169300000113001924) и обеспечить передачу решения об отмене аукциона в Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска для размещения на официальном сайте в сети "Интернет";
2. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в течение двух рабочих дней после получения от заказчика решения об отмене аукциона разместить данное решение на официальном сайте в сети "Интернет".
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить в срок с 30.05.2013 исполнение пункта 2 настоящего предписания.
4. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N6 в срок до 07.06.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию решения об отмене аукциона на право заключения контракта на поставку тест-системы для лабораторных исследований с отметкой о получении данного решения Управлением муниципального заказа Администрации города Челябинска.
5. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в срок до 10.06.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения об отмене аукциона.
6. ООО "РТС-тендер" в срок до 14.06.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 3 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
В.А.Ливончик
Члены Комиссии
Е.Н.Тютерева
Э.М.Султанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 мая 2013 г. N 225-Ж/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016