Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 15 мая 2013 г. N 09/7289
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Яковлев Пётр Владимирович - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Кручинина Н.С. - заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе; Хамраева Ю.Ш. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,
рассмотрев дело N Р09-44/12 от 17.04.2013 г., возбужденное по признакам нарушения ООО "КЕЙ" ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N Р09-44/12 от 17.04.2013 г.: ООО "КЕЙ", лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства,
заинтересованных лиц - ОАО "АЛЬФА-БАНК", ООО "Рекламное агентство "Проспект", (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 N8995), ООО "Стандарт" (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 г. N9000),
в присутствии генерального директора заинтересованного лица ООО "Регион Медиа" - Шахматенко Дмитрия Владимировича, установила:
18 декабря 2012 г. в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на лайтбоксе, установленном на балюстраде эскалатора метрополитена станции метро "Василеостровская" г. Санкт-Петербурга, выявлена реклама сети супермаркетов цифровой техники "Кей" следующего содержания: "Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210-м - 18 990 руб. А что за предложение Альфа-Банк". Внизу размещена информация, выполненная мелким шрифтом, нечитаемая с учетом места ее размещения без специальных средств.
На основании проведенного специалистами Санкт-Петербургского УФАС России анализа документов и материалов, имеющихся в деле, в том числе информации, размещенной на рекламном плакате, представленном на запрос Управления в натуральную величину, установлено следующее.
1. В соответствии с договором N1909-12/1 от 31 августа 2012 г., заключенным между ООО "Рекламное агентство "Проспект" (Исполнитель) и ООО "Стандарт" (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламонасителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы в СПБ ГУП "Петербургский метрополитен". Согласно приложению N19 от 31 августа 2012 г. и приложению N9 от 31 августа 2012 г. к договору N1909-12/01, стороны пришли к соглашению о распространении рекламы брэнда КЕЙ на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на балюстрадах эскалатора на станциях метрополитена: Технологический институт 1, Технологический институт 2. - период размещения с 01.10.2012 г.- 31.12.2012 г., а также рекламы брэнда КЕЙ также на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на станции метрополитена Василеостровская - период размещения с 01.09.2012 г.-31.12.2012 г.
В соответствии с договором N02/12 от 23 августа 2012 г., заключенным между ООО "Стандарт" (Исполнитель) и ООО "Регион Медиа" (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламы в СПБ ГУ "Петербургский метрополитен". Согласно приложению N15 от 25 сентября 2012 г. к договору N02/12 от 23 августа 2012 г., стороны пришли к соглашению о размещении рекламных материалов на лайтбоксах на балюстрадах эскалатора (614х914 мм) и лайтбоксах на выходе с эскалатора (1214 от 764 мм) на станциях метрополитена: Василеостровская, Озерки, Технологический институт 1, Технологический институт 2. Период размещения рекламы с 01 октября - 31 октября 2012 г. Количество рекламных мест- 4шт.
В соответствии с договором N05/12 от 15 августа 2012 г., заключенным между ООО ""Регион Медиа" (Исполнитель) и ООО "Кей" (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламоносителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы "Кредит 0-0-12" на станциях метрополитена: Василеостровская, Технологический институт 1, Технологический институт 2, согласно адресной программе в СПБ ГУП "Петербургский метрополитен".
Таким образом, рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы: "Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210-м - 18 990 руб. А что за предложение Альфа-Банк", размещавшейся на станциях метрополитена в период с 01.09.2012 г. - 31.12.2012 г., является ООО "Кей", а рекламораспространителем - лицом, осуществившим распространение рекламы - ООО "Рекламное агентство "Проспект".
2. ООО "Кей" в соответствии со свидетельством о регистрации юридического лица, зарегистрировано 13 июня 1996 г.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 29.04.2013 N100198В/2013 основными видами деятельности ООО "Кей" являются розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами, дополнительными видами деятельности являются - оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами, розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет).
Договором о сотрудничестве N 78010731 от 27 июля 2010 г. с торговой организацией, заключенным между ОАО "АЛЬФА-Банк", (именуемое в дальнейшем Банк) и ООО "Кей", (именуемое в дальнейшем Партнер) установлен порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в Торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставляемого Банком. В соответствии с п. 3.2 настоящего договора основанием для продажи торговой точкой товара с оплатой за счет предоставленного Банком кредита является положительное решение Банка о предоставлении Клиенту Кредита, что подтверждается надлежащим образом оформленной спецификацией (документ, подтверждающий предоставление банком кредита клиенту для совершения покупки в торговой точке в соответствии с указанном в нем перечнем товаров) и заявлением, если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении к настоящему договору. Согласно п. 3.3 договора Банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе от предоставления Кредита на основании данных анкеты-заявления Клиента. Банк оставляет за собой право отказать клиенту в предоставлении Кредита без объяснения причин. Банк самостоятельно определяет условия предоставления клиентам кредитов. Партнер самостоятельно определяет перечень товаров, реализуемых в торговых точках с оплатой за счет предоставленного банком кредита и размеры скидки, представляемой Партнером Клиенту при приобретении Товара в Кредит, которые доводит до сведения Банка и Клиентов в письменной форме (п 3.5). Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение неопределенного срока (п.10.1).
Согласно дополнительному соглашению N1 к договору о сотрудничестве с торговой организацией от 27 июля 2010 г. N78010731, стороны договорились о следующих условиях предоставления потребительского кредита: размер первоначального взноса - 0%, процентная ставка за пользования кредитом - 9,5 %, срок кредита-12 месяцев, минимальная сумма покупки - 2000 рублей, стоимость услуг Банка, указанных в п.4.6. договора - 0%.
3. Исходя из анализа текстовой и изобразительной информации, в том числе прописанной мелким шрифтом, представленной на оригинал - макете в натуральную величину, установлено.
Надпись, расположенная в верхней части плаката "Сделаю предложение!" выполнена черными буквами, ниже в ярко красном цвете - "Кредит 0-0-12", в синим цвете - "от 2 000 рублей!". Справа от центра размещено изображение компьютера, сопровождающееся информацией "Ноутбук Samsung 300 CI5-3210-м" (черным цветом), "18 990 руб." и "А что за предложение" (красным цветом), синим цветом - "Кредитное за 53 руб./день". Слева, внизу плаката представлены в красном цвете буква с подчеркиванием "А" и словосочетание "Альфа-Банк", черным цветом - "В.О., Средний проспект, д.34". В правом углу плаката размещен товарный знак супермаркета цифровой техники "Кей". Между буквой "А", "Альфа-Банк" и "В.О., Средний проспект, д.34" мелким шрифтом нанесена следующая информация: "кредит 0-0-12 предоставляет ОАО "АЛЬФА-БАНК", Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций N1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита". Данная информация выполнена мелким шрифтом, нечитаемая, с учетом места ее размещения без специальных средств.
На основании данных, представленных ГУП "Петербургский метрополитен", технические характеристики лайтбоксов следующее: лайтбокс 0,615х0,915, размещенный на балюстраде, имеет высоту короба: старый 0,95-м, новый 0,96 м. Высота опоры составляет от 2,05 до 2,4 м. Высота от низа короба до поручней эскалатора -1,3-1,4 м. Высота от верха короба до поручней эскалатора-2,26-м.-2,36-м.; скорость движения лестничного полотна эскалаторов на станциях метрополитена составляет 0, 75 м/с. Расстояние от ступеней до поручней эскалатора метрополитена 800-1100 мм.
4. В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Смысловое содержание рекламной информации, представленной мелким шрифтом, с учетом места размещения рекламоносителя (лайтбокс) и освещения, не может быть воспринято потребителем.
Таким образом, в рекламе отсутствуют условия кредитования, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, а именно: срок предоставления кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.
5. Исходя из содержания информации, размещенной в рекламе: "Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей", "Кредитное за 53 руб./день!", "18 990 руб.", не представляется возможным определить является ли сумма "18 990 руб." окончательным платежом по потребительскому кредиту, какова фактическая стоимость кредита для заемщика.
В соответствии с ч. 7 ст.5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Если рассматривать норму, установленную ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе", с точки зрения правовой значимости составляющих ее лексем, то для ее применения необходимо установить, какая информация в рассматриваемом случае является существенной, отсутствие которой ведет к искажению смыслового содержания рекламного предложения, и, как результат, потребитель вводится в заблуждение.
Легальное определение существенной информации отсутствует в законодательстве Российской Федерации. Исходя из судебной практики к существенной информации отнесена информация, необходимая к размещению в силу закона.
Существенной информацией, на основании положений ч.3 ст. 28 ФЗ "О рекламе", является информация о сроках предоставления кредита, процентной ставки по кредиту, максимальной суммы, а также иная информация необходимая потребителю для осуществления правильного выбора, отсутствует.
Вместе с тем, поскольку реклама услуг направлена на формирование у потребителя желание ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у него такой рекламой.
6. В рекламном предложении указана процентная ставка 10% по кредиту. В дополнительном соглашении банка указана процентная ставка - 9,5%.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения в отношении тарифов потребительского кредита - процентной ставке.
7. В связи с тем, что услуги в области потребительского кредитования являются финансовыми услугами, в рекламе отсутствует наименование банка, оказывающего данные услуги.
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
На основании вышеизложенного, в рекламе ООО "Кей": "Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210-м - 18 990 руб. А что за предложение Альфа-Банк" и мелким нечитаемым шрифтом: "кредит 0-0-12 предоставляет ОАО "АЛЬФА-БАНК", Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций N1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита", размещенной на территории Санкт-Петербургского метрополитена, содержатся признаки нарушения ФЗ "О рекламе", а именно:
1) ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании
юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;
2) ч.3 ст. 28 ФЗ "О рекламе" - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.
3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: "10%".
4) ч. 7 ст.5 ФЗ "О рекламе" - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, по состоянию на 15 мая 2013 г не располагала сведениями о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Согласно п.9.2 договора N05/12 от 15 августа 2012 г., заключенного между ООО "Регион Медиа" (Исполнитель) и ООО "Кей" (Заказчик) договор может быть продлен по взаимному согласию Сторон.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать рекламу: "Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210-м - 18 990 руб. А что за предложение Альфа-Банк" и мелким нечитаемым шрифтом: "кредит 0-0-12 предоставляет ОАО "АЛЬФА-БАНК", Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций N1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита", размещенную на территории г. Санкт-Петербургского метрополитена ненадлежащей.
2. Признать в действиях ООО "Кей" как рекламодателя, выразившихся в определении объекта рекламирования и содержание рекламы: "Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210-м - 18 990 руб. А что за предложение Альфа-Банк" и мелким нечитаемым шрифтом: "кредит 0-0-12 предоставляет ОАО "АЛЬФА-БАНК", Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций N1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита", размещенная на территории Санкт-Петербургского метрополитена, нарушения ФЗ "О рекламе", а именно:
1) ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе" - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании
юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;
2) ч.3 ст. 28 ФЗ "О рекламе" - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.
3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: "10%".
4) ч. 7 ст.5 ФЗ "О рекламе" - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.
3. Выдать предписание ООО "Кей" о прекращении нарушений ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о привлечении ООО "Кей" к административной ответственности.
5. Выдать рекламораспространителю ООО "Рекламное агентство "Проспект" предписание о прекращении нарушений как лицу, способному устранить в оперативном порядке указанные нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
Яковлев П.В. |
|
|
Члены Комиссии: |
Кручинина Н.С. |
|
Хамраева Ю.Ш. |
predpisanie_prospekt_delo_key.doc
predpisanie_2.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2013 г. N 09/7289
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016