Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 29 мая 2013 г. N 3-01/04-2013
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - и.о.руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/04-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр-ом <_> (г.Пенза, ул. <_> д. <_> кв. <_>) рекламы биологически активной добавки в газете "Пензенская Правда" от 22.03.2013 N 21 (N24257), с нарушением пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
- в отсутствие гр-на <_> (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения гр-на <_> о месте и времени рассмотрения дела N 3-01/04-2013),
<_> представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. установила:
В адрес Пензенского УФАС России поступило заявление гр-на, свидетельствующее о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно распространение ненадлежащей рекламы биологически активной добавки в газете "Пензенская Правда" от 22.03.2013 N 21 (N24257) (статья рекламного характера "Золото Пензы" о биологически активной добавке "Одуванчик П").
На рассмотрение дела N 3-01/04-2013 <_> 15.05.2013 представил письменное объяснение, из которого следует, что он разместил в газете "Пензенская правда" от 22/03/2013 N 21 рекламный текст под заголовком "Золото Пензы". Указал, что в данной статье соблюдены все требования Федерального закона "О рекламе", в частности указан номер СГР "Одуванчик П", внизу статьи указано, что "БАД. Не является лекарством. Следует проконсультироваться с врачом". Сообщает, что копии договоров на изготовление и распространение рекламы не сохранились.
Изучив представленные документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В газете "Пензенская Правда" от 22.03.2013 N 21 (N24257) размещена статья рекламного характера "Золото Пензы" о БАД "Одуванчик П" (полный текст статьи прилагается в материалах дела).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация, под заголовком "Золото Пензы", размещенная в газете "Пензенская Правда" от 22.03.2013 N 21 (N24257), подпадает под понятие рекламы, а именно, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания потребителей рекламы к товару (услуге), способствует его продвижению на рынке.
В рекламе БАД "Одуванчик П" представлена следующая информация: "_Раньше в основном применяли отвары корня, и поэтому из-за нагрева лечебные свойства растения исчезали. Одуванчик применяли только для улучшения пищеварения. А теперь, когда появилась техническая возможность использовать целый корень, спектр его применения значительно расширился. В частности, наше предприятие выпускает целый корень одуванчика в таблетках "ОДУВАНЧИК П", дающий большие преимущества в удобстве использования и сохранения свойств одуванчика. Благодаря нашей технологии одна маленькая таблетка заменяет ложку растения из пачки_под влиянием одуванчика лекарственного у больных ИБС отмечалась нормализация основных показателей гемостаза, однако особое значение имеет повышение уровня антитромбина III как одного из важнейших естественных антикоагулянтов. Проведенные исследования показали целесообразность использования одуванчика лекарственного у больных ИБС в качестве антикогулянтного средства_Всем известно, что высокая свертываемость крови приводит к тромбозу и, как следствие, к смерти. _одуванчик - отличное средство против артроза_ он обеспечивает венозный ток крови, препятствует образованию тромбов_ Использование препарата из одуванчика подарит красоту и стройность ног_ Также одуванчик лекарственный применяется в медицине как желчегонное, мочегонное и слабительное средство_Наш переработанный одуванчик получается доступным для потребителя_ Жители Пензы и области узнали о замечательных свойствах нашего "ОДУВАНЧИКА П" и быстро скупают его. Люди его распробовали, значит, средство действительно эффективное_".
Также в рекламе сообщается: - Вы говорили, что корень одуванчика препятствует даже образованию опухолей_- Да, об этом свойстве одуванчика рассказал доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармакогнозии и фитотерапии, профессор Самарского медицинского университета Куркин Владимир Александрович_", "_Для профилактики раковых заболеваний и для разжижения крови многие принимают аспирин, Но употребление его вообще опасно, так как аспирин токсичен для печени. То есть, спасаясь от одной болезни, человек наживает себе другую. А вот одуванчик, наоборот, помогает печени. Одуванчик обладает еще и гепатопротекторным действием_свойство одуванчика открывает новые перспективы в профилактике и лечении онкологических заболеваний.".
Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
Кроме того, в рекламе упоминается о докторе фармацевтических наук, заведующим кафедрой фармакологии и фитотерапии, профессоре Самарского медицинского университета Куркине В.А.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В соответствии с пунктом 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускаются:
- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
- указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Статья "Золото Пензы" создает у читателей впечатление о том, что биологически активная добавка к пище "Одуванчик П", выпускаемая ООО "Парафарм", является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами. Содержит название болезней, а также симптоматику заболеваний и одновременно упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Кроме того, в статье в качестве альтернативы понятия "биологически активная добавка" используется термин "препарат", который у большинства населения ассоциируется с лекарством и вводит читателей в заблуждение.
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации N RU.77.99.11.003.Е.024946.07.11 от 07.07.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека БАД "Одуванчик П" применяется в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника витамина С.
В соответствии с Законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 года биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для профилактики каких-либо заболеваний.
В указанной рекламе БАДу умышленно приписываются свойства лекарственного препарата, вводя в заблуждение потребителей, и создавая об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 25 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем статьи рекламного характера, опубликованной в газете "Пензенская Правда" от 22.03.2013 N 21 (N24257), является <_> (договор 10/01-1 от 10.01.2013 на оказание рекламно-информационных услуг ГАУ ПО "Информационный центр "Пензенская правда" с частным лицом <_>).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что гр-н <_> нарушил требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД "Одуванчик П" под заголовком "Золото Пензы", размещенную в газете "Пензенская Правда" от 22.03.2013 N 21 (N24257), поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <_> (г.Пенза, ул. <_> д<_> кв. <_>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 29 мая 2013 г. N 3-01/04-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016