Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-14/4561 (опубликовано 31 мая 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2013 года
05-14/4561 г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу автономной некоммерческой организации "Южно-уральский инженерный центр" (далее - АНО "ЮУрИЦ"), место нахождения: Челябинская область, город Челябинск, улица Курчатова, дом 19/2, офис 520, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Усинск-Снабсервис" (далее - ООО "Усинск-Снабсервис"), место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Заводская, дом 13, касающуюся организации и проведения аккредитации/предварительной квалификации и запроса котировок на оказание услуг по разработке паспортов безопасности опасного производственного объекта (лот СК-НПУ13-116),
при участии <_> установила:
АНО "ЮУрИЦ" обжалуется бездействие ООО "Усинск-Снабсервис" в виде неустановления критериев оценки участников аккредитации/предварительной квалификации и запроса котировок на оказание услуг по разработке паспортов безопасности опасного производственного объекта (лот СК-НПУ13-116) и бездействие ООО "Усинск-Снабсервис" в виде ненаправления в адрес ООО "Усинск-Снабсервис" итогового протокола такой процедуры.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети "Интернет" www.nordoil.usinsk.ru, ООО "Усинск-Снабсервис" является управляемым обществом общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис" (далее - ООО "РН-Сервис").
По информации ООО "Усинск-Снабсервис", порядок организации и проведения тендеров в ООО "Усинск-Снабсервис" установлен Стандартом ООО "РН-Сервис" N П2-08 С-0001 ЮЛ-111 версии 2.00 "Организация тендерной работы в ООО "РН-Сервис" по закупкам товаров, работ, услуг", утвержденным Приказом общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис" N 297/11 от 28.06.2011 (далее - Стандарт).
По разделу "Область действия" Стандарт распространяет действие на проведение тендеров в ООО "РН-Сервис" по закупкам товаров, работ, услуг, в том числе в региональных филиалах ООО "РН-Сервис" и управляемых обществах.
По разделу 1 "Термины и определения" Стандарта под предварительной квалификацией понимается проводимая в рамках конкретного тендера процедура оценки технических и организационных возможностей Претендентов, с целью определения соответствия Претендентов квалификационным критериям и оценки их возможности выполнить предмет данного тендера.
Процесс предварительной квалификации включает получение от Претендента квалификационного предложения по предмету тендера и оценку его предложения на соответствие предмету тендера.
По разделу 1 "Термины и определения" Стандарта аккредитация процедура оценки финансово-экономического состояния, технических и организационных возможностей Претендентов, с целью определения соответствия претендентов базовым критериям, предъявляемым Обществом и оценки их возможности выполнить работы, услуги, поставку материально-технических ресурсов для нужд Общества.
По разделу 1 "Термины и определения" Стандарта запрос котировок - способ выбора контрагента на производство работ, услуг, поставку материально-технических ресурсов, предусматривающий получение оферт от потенциальных контрагентов в открытом виде. Решение о выборе победителя принимается по минимальному ценовому предложению.
По разделу 1 "Термины и определения" Стандарта инициатором закупки (инициатором) является структурное подразделение филиала, управляемого общества, либо головной офис ООО "РН-Сервис", ответственное за определенное направление деятельности, являющееся заказчиком товаров, работ, услуг, составляющих предмет тендера, которое инициирует тендерную процедуру путем оформления заявки на проведение тендера, в соответствии с положениями Стандарта.
По разделу 1 "Термины и определения" Стандарта организатор тендера - структурное подразделение, либо отдельный сотрудник, организующий процесс проведения тендера, которое оформляет тендерную документацию и участвует в проведении тендера в соответствии с положениями Стандарта.
В силу пункта 2.1 Стандарта способ выбора контрагента для поставки товаров, работ, услуг поставлен в зависимость от уровня лимита ответственности коллегиальных органов для принятия решений по выбору поставщиков товаров и исполнителей работ или услуг (далее - лимит ответственности.)
Согласно приложению N 1 "Распределение лимитов ответственности принятия решения по выбору поставщиков товаров, работ и услуг" к Стандарту, а также информации ООО "Усинск-Снабсервис" организация тендера на оказание услуг по разработке паспортов безопасности опасного производственного объекта по лоту СК-НПУ13-116 отнесена к лимиту ответственности 4 уровня, способом выбора контрагента при котором является запрос котировок.
В соответствии с пунктом 8.1 Стандарта проведение запроса котировок возможно при наличии действующей аккредитации у потенциальных участников.
В силу пункта 8.2 Стандарта при проведении выбора подрядной организации методом запроса котировок, допускается проведение аккредитации одновременно с подготовительным этапом процедуры выбора контрагента (направление приглашения на предоставление ценовых предложений, получение предложений, консолидирование и обработка представленных котировок, подготовка служебной записки).
Следовательно, допускается проведение аккредитации одновременно с процедурой предварительной квалификации, в рамках которой определяется соответствие претендентов квалификационным критериям и оценки их возможности выполнить предмет тендера, для последующего проведения тендера методом запроса котировок.
Согласно пункту 1 таблицы раздела 4 "Аккредитация претендентов на участие в тендерах общества" Стандарта информирование потенциальных участников тендера о проведении аккредитации на участие в каком-либо тендере ООО "Усинск-Снабсервис" допускается путем размещения объявления в средствах массовой информации, на официальном сайте открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть") в сети "Интернет" www.zakupki.rosneft.ru (далее - официальный сайт ОАО "НК "Роснефть"), либо направление адресных запросов-приглашений участвовать в аккредитации.
В соответствии с пунктом 4.6 Стандарта по результатам рассмотрения представленных для аккредитации потенциальными претендентами документов, структурные подразделения общества направляют организатору/инициатору тендеров заключения о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к потенциальным контрагентам общества. Заключения должны носить однозначный характер (прошел/не прошел).
В силу пункта 2.3 Стандарта решение по выбору контрагента принимается тендерной комиссией ООО "Усинск-Снабсервис", оформляется протоколом и утверждается соответствующим подразделением ООО "РН-Сервис".
Согласно пункту 9.1 Стандарта после утверждения протокола тендерной комиссии в выборе контрагента организатор в течение 3-х рабочих дней организует подписание информационного письма победителю о согласии с офертой (об акцепте оферты) с предложением о заключении договора.
В соответствии с пунктом 9.2 Стандарта на основании утвержденного протокола тендерной комиссии организатор в течение 5 рабочих дней направляет всем остальным контрагентам информационные письма об отказе в принятии предложения и благодарность за участие в тендере (запросе котировок).
В силу абзаца 2 пункта 9.2 Стандарта в направляемых информационных письмах может содержаться информация, касающаяся исключительно того участника, которому направляется данное письмо.
ООО "Усинск-Снабсервис" явилось организатором аккредитации/предварительной квалификации на оказание услуг по разработке паспортов безопасности опасного производственного объекта для ООО "Усинск-Снабсервис" в 2013 году, лот СК-НПУ-13-116 (далее - аккредитация/предварительная квалификация).
Срок подачи документов с 13.03.2013 по 02.04.2013.
Приглашения принять участие в аккредитации/предварительной квалификации направлены АНО "ЮУрИЦ", открытому акционерному обществу "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" в лице нижневартовского регионального филиала (далее - ЗАО "ЦАСЭО" в лице нижневартовского регионального филиала), закрытому акционерному обществу "Индустриальный риск" (далее - ЗАО "Индустриальный риск"), обществу с ограниченной ответственностью "Инженерный консалтинговый центр "Промтехбезопасность" (далее - "ИКЦ "Промтехбезопасность"), обществу с ограниченной ответственностью "Томский Инженерно-технический Центр" (далее - ООО "Томский ИТЦ"), обществу с ограниченной ответственностью "СибСтройЭкспертиза" (далее - ООО "СибСтройЭкспертиза"), обществу с ограниченной ответственностью "Ростехконтроль" (далее - ООО "Ростехконтроль"), обществу с ограниченной ответственностью "ПЭК Консалтинг", обществу с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "Промзащита" (далее - "НТЦ "Промзащита"), обществу с ограниченной ответственностью "Технический Экологический Консалтинг" (далее - ООО "ТЭК"), обществу с ограниченной ответственностью "Промышленность и проектирование", обществу с ограниченной ответственностью "НефтеХимСтандарт" (далее - ООО "НефтеХимСтандарт") (протокол от 10.04.2013 заседания тендерной комиссии ООО "Усинск-Снабсервис" об утверждении результатов аккредитации/предварительной квалификации, далее - протокол об утверждении результатов аккредитации/предварительной квалификации).
По информации ООО "Усинск-Снабсервис", извещение о проведении аккредитации/предварительной квалификации размещено на официальном сайте ОАО "НК "Роснефть".
К участию в запросе котировок на оказание услуг по разработке паспортов безопасности опасного производственного объекта для ООО "Усинск-Снабсервис" в 2013 году, лот СК-НПУ-13-116 (далее - запрос котировок) допущены АНО "ЮУрИЦ", ОАО "ЦАСЭО" в лице Нижневартовского регионального филиала, ЗАО "Индустриальный риск", ООО "ИКЦ "Промтехбезопасность", ООО "Томский ИТЦ", ООО "СибСтройЭкспертиза", ООО "Ростехконтроль", ООО "НТЦ "Промзащита", ООО "ТЭК", ООО "НефтеХимСтандарт" (протокол об утверждении результатов аккредитации/предварительной квалификации).
ООО "Усинск-Снабсервис" в адрес участников, допущенных к участию в запросе котировок, 12.04.2013 направлены письма о приглашении в срок до 18 ч. 00 мин. 22.04.2013 делать оферту для заключения договора на оказание услуг по разработке паспортов безопасности для ООО "Усинск-Снабсервис", лот N СК-НПУ-13-116.
Победителем запроса котировок признано ООО "Ростехконтроль" (протокол N 41 от 26.04.2013 заседания тендерной комиссии ООО "Усинск-Снабсервис" по выбору подрядчика на оказание услуг по разработке паспортов безопасности опасного производственного объекта, лот N СК-НПУ-13-116, далее - протокол подведения итогов запроса котировок).
Протокол подведения итогов запроса котировок утвержден протоколом N 34 от 08.05.2013 заседания тендерной комиссии общества с ограниченной ответственностью "РН-Сервис-Склад" (далее - ООО "РН-Сервис-Склад").
ООО "Усинск-Снабсервис" в адрес АНО "ЮУрИЦ" и остальных участников запроса котировок в течение 5 рабочих дней направлены информационные письма об отказе в принятии предложения и благодарность за участие в запросе котировок.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения вне зависимости от того как лицо называет данное правоотношение.
Пунктом 1 статьи 435 Гражданского кодекса установлено, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Пунктом 1 статьи 438 Гражданского кодекса определено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса установлено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса определено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Исходя из условий аккредитации/предварительной квалификации, проведение данной процедуры не являлось торгами, так как по ее результатам не выявлен победитель, а значит, не возникает обязанности по заключению договора.
Извещение о проведении запроса котировок не размещалось на каком-либо официальном сайте, не публиковалось в средствах массовой информации, не доводилось иным образом до неопределенного круга лиц.
Письма о приглашении к участию в запросе котировок направлены ООО "Усинск-Снабсервис" в адрес конкретных лиц.
Информация о проведении запроса котировок до неопределенного круга лиц не доводилась.
По правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов.
Достаточные основания квалификации проведенных ООО "Усинск-Снабсервис" аккредитации/предварительной квалификации и запроса котировок как торгов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Жалоба не подлежит рассмотрению по существу в порядке установленном, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-14/4561 (опубликовано 31 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016