Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 29 мая 2013 г. N 23/08-2013
Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - - заместитель руководителя Приморского УФАС России,
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 23/08-2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Приморское УФАС России жалоба ООО "Дальцентравиа" на действия ОАО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" (далее - также Заказчик, ОАО "ЕВРАЗ НМТП") при проведении запроса котировок на проведение оценки уязвимости транспортных средств и разработка планов транспортной безопасности (ТС) (извещение N 31300103296) (далее - Закупка).
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела заявитель - ООО "Дальцентравиа" (далее также заявитель) на заседание Комиссии не явился.
Письмом от 06.05.2013 ООО "Дальцентравиа" представило дополнения к жалобе и уведомило о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссия рассмотрела настоящее дело в отсутствие заявителя - ООО "Дальцентравиа".
В ходе рассмотрения жалобы, материалов и сведений, представленных ООО "Дальцентравиа" и ОАО "ЕВРАЗ НМТП", Комиссией было установлено следующее.
21.01.2013 ОАО "ЕВРАЗ НМТП" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении закупки способом запроса котировок на проведение оценки уязвимости транспортных средств и разработка планов транспортной безопасности (ТС).
Согласно данному извещению дата окончания подачи заявок на участие в Закупке - 28.01.2013.
На указанном сайте размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "ЕВРАЗ НМТП" N 1120000862 утвержденное Советом директоров ОАО "ЕВРАЗ НМТП" 29.03.2012 (далее - Положение о закупке ОАО "ЕВРАЗ НМТП").
23.01.2013 ООО "Дальцентравиа" была подана котировочная заявка N 1.11-38 от 23.01.2013 в соответствии с Извещением и Документацией о закупке ОАО "ЕВРАЗ НМТП".
В соответствии с п.8 Документация о закупке ОАО "ЕВРАЗ НМТП" заявка на участие в закупке была оформлена в письменной форме и направлена в адрес Заказчика в запечатанном конверте по форме установленной документацией о проведении запроса котировок посредством экспресс - доставки почтовых услуг DHL Express. Согласно транспортной накладной N 4896384813 заявка на участие в закупке была получена Заказчиком 25.01.2013, расписалась в получении документов VILACHEVA.
05.02.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был размещен Протокол запроса котировок от 05.02.2013 N 31300103296, в котором отражена информация о признании запрос котировок несостоявшимся, поскольку подана одна котировочная заявка, соответствующая требованиям Заказчика. Вместе с тем в Протоколе запроса котировок от 05.02.2013 N 31300103296 отсутствует информация о результате рассмотрения и оценок котировочных заявок. В размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведениях о закупке N 31300103296 в разделе Протоколы в подразделах:
"список заявок" - отсутствуют сведения о заявках;
"решение комиссии" - в сведениях о количестве рассмотренных заявок проставлен - ноль;
"выбор победителя"- в сведениях о количестве рассмотренных заявок проставлен - ноль; о допущенных заявках проставлен - ноль;
В Протоколах запроса котировок N 31300103296 от 05.02.2013, от 06.20.2013 в разделе "признание конкурса несостоявшимся" отражена информация о наличии одной обезличенной котировочной заявке, соответствующей требованиям Заказчика, раздел "результаты оценок и рассмотрения" не содержит информации: о номерах поступивших заявок; о результатах допуска; о причинах отказа в допуске; о рейтинге заявок.
В соответствии с пункт 12.7.6 Положение о закупке ОАО "ЕВРАЗ НМТП" 05.02.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено Уведомление о результатах проведения закупки N 31300103296, в котором отражена информация о признании запрос котировок несостоявшимся и принято решение закупку проводить у единственного источника - ОАО "ДНИИФ".
Исходя из изложенного, поскольку информация о рассмотрении котировочной заявки ООО "Дальцентравиа" на официальном сайте отсутствует, равно как и отсутствует такая информация в протоколах запроса котировок N 31300103296 от 05.02.2013, от 06.20.2013, заявитель считает, что ОАО "ЕВРАЗ НМТП" оставило котировочную заявку ООО "Дальцентравиа" без рассмотрения, т.е. фактически отказало обществу в участии в Закупке.
Учитывая, что котировочная заявка ООО "Дальцентравиа" была подана с соблюдением сроков для подачи заявок, указанных в извещении о Закупке, а также то, что согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке, то по мнению заявителя, ОАО "ЕВРАЗ НМТП" не имел законных оснований для оставления котировочной заявки ООО "Дальцентравиа" без рассмотрения.
Представитель ОАО "ЕВРАЗ НМТП" с доводами заявителя не согласился и пояснил следующее.
На участие в Закупке была подана единственная заявка ООО "Дальцентравиа" N 1.11-38 от 23.01.2013 г., зарегистрированная за вх. N 13/133АК в 09-40 25.01.2013 г.
Вскрытие конверта с заявкой ООО "Дальцентравиа" и рассмотрение заявки осуществлялось 29.01.2013 г. Комиссией по закупкам согласно процедуре, установленной Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "ЕВРАЗ НМТП", утвержденным Советом директоров ОАО "ЕВРАЗ НМТП" 29.03.2012 (далее - Положение о закупках).
Согласно пункту 12.6.5 Положения о закупках, если по окончании срока по-дачи котировочных заявок, установленного документацией о проведении за-проса котировок, будет получена только одна котировочная заявка или не бу-дет получено ни одной заявки, запрос котировок будет признан несостоявшимся.
В связи с тем, что по данной Закупке поступила единственная заявка от ООО "Дальцентравиа", Комиссией по закупкам в соответ-ствии с пунктом 12.6.5 Положения о закупках было принято решение о признании запроса котировок несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 12.6.6 Положения о закупках, если по окончании срока подачи котировочных заявок, установленного документацией о прове-дении запроса котировок, заказчиком будет получена только одна котировоч-ная заявка, несмотря на то, что запрос котировок признается несостоявшим-ся, комиссия по закупке осуществит вскрытие конверта с такой заявкой и рас-смотрит ее в порядке, установленном настоящим Положением. Если рассмат-риваемая котировочная заявка и подавший такую заявку участник закупки соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным документацией о проведении запроса котировок, заказчик при необходимости заключит дого-вор с участником закупки, подавшим такую заявку на условиях документации о проведении запроса котировок, проекта договора и заявки, поданной участ-ником.
В то же время, в соответствии с пунктом.12.4.1 Положения о закупках заказчик вправе принять решение об отказе от проведения запроса котировок в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и по-дачей котировочной заявки.
Согласно пунктом 12.7.10 Положения о закупках заказчик вправе без объяс-нения причин отказаться от заключения договора, не возмещая победителю или иному участнику расходы, понесенные им в связи с участием в процедуре запроса котировок.
Указанная Закупка проводилась способом запроса котировок. Проце-дура запроса котировок не является конкурсом, либо аукционом на право за-ключить договор, не регулируется статьями 447 - 449 части первой Граждан-ского кодекса РФ. Эта процедура также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 - 1061 части первой Гражданского кодекса РФ
Таким образом, проведение запроса котировок не накладывает на за-казчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обя-зательному заключению договора с победителем или иным участником.
Заказчик может отказаться от проведения запроса котировок в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и по-дачей котировочной заявки.
В соответствии с пунктами 12.3.3.1, 12.3.3.2 Положения о закупках вышеука-занная информация о таком правовом режиме процедуры запроса котировок указывается в документации о закупке.
Документация о Закупке сведения, оговоренные пунктами 12.3.3.1 и 12.3.3.2 Положения о закупках, содержала.
Таким образом, заказчик - ОАО "ЕВРАЗ НМТП" - был вправе не заклю-чать договор по результатам проведенной закупки.
ОАО "ЕВРАЗ НМТП" было принято решение договор по результатам За-купки N 31300103296 не заключать. Отказ от заключения договора по ре-зультатам запроса котировок является безусловным правом ОАО "ЕВРАЗ НМТП" как заказчика. Договор по результатам Закупки ни с ООО "Дальцентравиа", ни с иными лицами с не заключался.
Таким образом, по мнению ответчика, ОАО "ЕВРАЗ НМТП" не допущено какого-либо наруше-ния требований действующего законодательства.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель ответчика пояснил, что уведомление о результатах проведения закупки N 31300103296, в котором отражена информация о признании запрос котировок несостоявшимся и принято решение закупку проводить у единственного источника - ОАО "ДНИИФ" размещено на официальном сайте ошибочно, и что договор ни с ОАО "ДНИИФ", ни с иными лицами не заключался.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг ОАО "ЕВРАЗ НМТП" руководствуется данным законом и принятым в соответствии с ним положением о закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупке в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Разделом 3 Положения о закупках предусмотрены способы закупок для нужд ОАО "ЕВРАЗ НМТП", в том числе запрос котировок.
Разделом 12 Положения о закупках установлен порядок проведения запроса котировок.
Комиссией установлено, что извещение и документация о Закупке соответствуют Положению о закупках.
Комиссией также установлено, что заявка ООО "Дальцентравиа" на участие в Закупке была принята ответчиком и рассмотрена им в соответствии с требованиями Положения о закупках.
Нормы раздела 12 Положения о закупках предусматривают право заказчика отказаться от заключения договора с участником закупки, подавшим единственную котировочную заявку. В извещении о проведении Закупки заказчиком была сделана специальная оговорка об указанном праве.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что довод заявителя о том, что у ОАО "ЕВРАЗ НМТП" не было законных оснований не заключать договор с ООО "Дальцентравиа" как с единственным участником Закупки является не обоснованным, равно как и довод о том, что заявка ООО "Дальцентравиа" не рассматривалась ответчиком.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что рассмотрение вышеуказанных норм Положения о закупке на предмет их соответствия требованиям Закона о закупке и антимонопольного законодательства не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Довод заявителя о том, что ОАО "ЕВРАЗ НМТП" при проведении Закупке незаконно объединил в один лот разные по видам услуги Комиссия отклоняет как не состоятельный виду того, что ООО "Дальцентравиа" не представлены доказательства того, что являющиеся предметом Закупки услуги технологически и функционально не связанны с друг другом, а также того, что объединение этих услуг в один лот каким либо образом ущемляет его права и законные интересы и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что при проведении Закупки заказчиком нарушены положения Закона о закупках.
Так, исходя из содержания статьи 4 Закона о закупках, при проведении закупки заказчик обязан составлять протоколы. Также предусмотрена обязанность заказчика опубликовывать составляемые в ходе закупки протоколы в установленный Законом о закупках срок.
В нарушение вышеназванных норм ОАО "ЕВРАЗ НМТП" при проведении Закупки протоколы не составлялись и не опубликовывались.
На заседании Комиссии представитель ответчика пояснил, что в ходе проведения закупки составлялись не протоколы, а уведомления, что предусмотрено Положением о закупках.
Комиссия находит данный довод ответчика не состоятельным, поскольку он противоречит вышеназванным нормам Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушение ответчиком требований Закона о закупках о ведении и составлении в ходе закупки протоколов не повлекло за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции при проведении Закупки.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.
Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
рассмотрение дела N 23/08-2013 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 мая 2013 г. N 23/08-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016