Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 5 июня 2013 г. N 08-01-151
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
-заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Сухоплюев Д.В. |
-заместитель начальника отдела государственного заказа, член Комиссии; |
Ухов М.А. |
-специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
в присутствии "_", рассмотрев жалобу УФПС НСО - Филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку газет и журналов во 2-полугодии 2013 года, извещение N 0351100011013000013, размещено на сайте 21.05.2013 г., начальная (максимальная) цена контракта 570 294, 62 рубля, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось УФПС НСО - Филиал ФГУП "Почта России" с жалобой на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку газет и журналов во 2-полугодии 2013 года.
Суть жалобы сводится к следующему.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.
Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года N 642.
Отнесение товаров, работ, услуг к указанному Перечню осуществляется на основании присвоенного им кода по Общероссийскому экономической деятельности (ОКДП) ОК 004-93. В случае если код товара, работы, услуги отсутствует в Перечне, размещение заказов на поставку такого товара, выполнение таких работ и оказание услуг исключительно среди субъектов малого предпринимательства является неправомерным.
В извещении указан код 2210000 "Продукция издательств". Указанный код относится к группе кодов 2200000 "Полиграфическая и печатная продукция", включенная в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Эта группа включает предприятия, занимающиеся издательской деятельностью, непосредственно связанной или не связанной с полиграфическим исполнением. Издательское дело включает маркетинговую, финансовую, техническую, творческую и правовую деятельность, а также деятельность по реализации продукции, но не в виде преобладающей деятельности.
В техническом задании аукционной документации указан период поставки, наименование издания, соответствующий ему индекс по каталогу периодических печатных изданий, а цена определена государственным контрактом, что соответствует договору подписки на периодические печатные издания (постановление правительства РФ от 01.11.2001 г. N759 об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке).
Услуги по подписке на печатные издания имеют код 5200180. Таким образом, по мнению подателя жалобы, деятельность по изготовлению полиграфической и печатной продукции и услуги по подписке на газеты журналы и другие периодические печатные издания являются отдельными, различными видами услуг.
В перечень товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, включен код 2200000 "Полиграфическая и печатная продукция", но не включены услуги по подписке на печатные издания код 5200180.
Таким образом, податель жалобы считает, что заказчик нарушил требования ч.1 ст. 15 Закона N94-ФЗ, а именно, разместил на официальном сайте в сети "Интернет" извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме у субъектов малого предпринимательства на оказание услуг, не указанных в перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. N 642. В извещении о проведении открытого аукциона указан код классификации товаров, работ, услуг 2210000 "Продукция издательств", однако предметом оказания услуг фактически является подписка, код по ОКВЭД (5200180).
Также податель жалобы указывает на то, что в п. 10 информационной карты аукционной документации предусмотрено обеспечение договора. В соответствии с ним победитель аукциона перед подписанием договора должен предоставить обеспечение исполнения договора. При этом в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указано "обеспечение исполнения контракта не требуется".
Кроме того, в п.1 технического задания аукционной документации государственный заказчик установил требование к участникам размещения заказа о наличии у фирмы- поставщика договоров на каждое издание с издателями периодических изданий. Данное требование по мнению заявителя незаконно и является нарушением ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94 - ФЗ, в соответствии с которой, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в ч. 1 - 3 ст. 11 ФЗ N 94 - ФЗ требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 ФЗ N 94 - ФЗ.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.
На жалобу поступило возражение от государственного заказчика - ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" следующего содержания.
Заявитель считает, что заказчик нарушил требования ч.1 ст. 15 ФЗ N94-ФЗ, а именно, разместил на официальном сайте в сети "Интернет" извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме у субъектов малого предпринимательства на оказание услуг, не указанных в перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. N 642. В извещении о проведении открытого аукциона указан код классификации товаров, работ, услуг 2210000 "Продукция издательств", однако предметом оказания услуг фактически является подписка, код ОКВЭД (5200180).
С такими доводами ФГБОУ ВПО СГГА не согласно по следующим основаниям. Перечень товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства утвержден постановлением Правительства РФ от 04.11.06г. N642. При размещении заказа применен подкласс 2210000 "Продукция издательств". В соответствии с "ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" подкласс 2210000 "Продукция издательств" содержит вид продукции 2212020 "Журналы и периодические издания", что относиться к коду 2200000 "Полиграфическая и печатная продукция", который включен в Перечень N642. Услуги по подписке на которые ссылается заявитель (код 5200180) могут предоставляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.11.01г. N759 "Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке". Согласно данным правилам договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком с распространителем. Под подписчиком, в соответствии с данными правилами понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Потребностью государственного заказчика является именно поставка периодических печатных изданий, что указано в документации.
На основании изложенного, заказчик считает, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено в соответствии с требованиями законодательства.
Так же заявитель усмотрел нарушение в п. 10 Информационной карты аукционной документации и извещении о проведении аукциона об обеспечении договора. В первой части п. 10 Информационной карты произошла опечатка, т.к. в конце данного пункта обеспечение исполнения договора указано: не предусмотрено, так же как и в извещении.
Данная описка, по словам заказчика не может считаться нарушением требований законодательства о размещении заказов.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Перечень товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства утвержден постановлением Правительства РФ от 04.11.06г. N642. При размещении заказа применен подкласс 2210000 "Продукция издательств". В соответствии с "ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" подкласс 2210000 "Продукция издательств" содержит вид продукции 2212020 "Журналы и периодические издания", что относиться к коду 2200000 "Полиграфическая и печатная продукция", который включен в Перечень N642. Услуги по подписке на которые ссылается заявитель (код 5200180) предоставляют в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.11.01г. N759 "Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке". Согласно данным правилам договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком с распространителем. Под подписчиком, в соответствии с данными правилами понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. ФГБОУ ВПО СГГА является юридическим лицом, осуществляющим, в том числе, предпринимательскую деятельность. Соответственно, ФГБОУ ВПО СГГА не может быть стороной по договору подписки и предметом торгов является именно поставка периодических печатных изданий, что указано в документации. Данный довод жалобы УФПС НСО - Филиала ФГУП "Почта России" является необоснованным.
В п. 10 информационной карты аукционной документации предусмотрено обеспечение договора, в том числе и в виде договора поручительства. В соответствии с данным пунктом победитель аукциона перед подписанием договора должен предоставить обеспечение исполнения договора. При этом в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указано "обеспечение исполнения контракта не требуется". Размещение на официальном сайте и аукционной документации недостоверной информации является нарушением законодательства о размещении заказов, а такая форма обеспечения как договор поручительства не предусмотрена законодательством о размещении заказов. Данный довод жалобы получил свое подтверждение.
Требование к участникам размещения заказа о наличии у фирмы - поставщика договоров на каждое издание с издателями периодических изданий является незаконным и является нарушением ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94 - ФЗ, в соответствии с которой, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в ч. 1 - 3 ст. 11 ФЗ N 94 - ФЗ требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 ФЗ N 94 - ФЗ. Данный довод жалобы является обоснованным, так как наличие у фирмы - поставщика договоров на каждое издание с издателями периодических изданий ведет к ограничению конкуренции и ограничивает число участников размещения заказа.
При проведении на основании ч.5 ст.17 ФЗ N 94 - ФЗ внеплановой проверки данного открытого аукциона в электронной форме не были выявлены иные нарушения законодательства о размещении заказов.
Руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, ч.9 ст.17 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу УФПС НСО - Филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку периодических изданий частично обоснованной.
2. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-144
об устранении нарушения законодательства о размещении заказов
05 июня 2013 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
-заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Сухоплюев Д.В. |
-заместитель начальника отдела государственного заказа, член Комиссии; |
Ухов М.А. |
-специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии; |
на основании своего решения N 08-01-151 от 05.06.2013 г. по жалобе УФПС НСО - Филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" предписывает:
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказов аукционной комиссии ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" необходимо:
1. Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные в протоколах, составленных в ходе размещения данного заказа.
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказов заказчику - ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" необходимо:
1. Прекратить включать в аукционную документацию недостоверную информацию.
2. Прекратить нарушение ч. 4 ст. 11 ФЗ N 94 - ФЗ, а именно, прекратить требовать у участников размещения заказа наличие у фирмы - поставщика договоров на каждое издание.
3. Внести в аукционную документацию изменения в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, решения N 08-01-151 от 05.06.2013 г. и данного предписания;
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, решения N 08-01-151 от 05.06.2013 г. и данного предписания;
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 24.06.2013 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
Согласно ч.7 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 08-01-151
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016