Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 июня 2013 г. N 2834/03
Резолютивная часть оглашена 06.06.2013
В полном объеме изготовлено 11.06.2013 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" - Волчугина Кирилла Евгеньевича (доверенность N 3/2013 от 29.04.2013);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность N 86 от 31.05.2013);
- подателя жалобы - Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р" - Черепановой Анны Фёдоровны (доверенность N 21 от 31.03.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р" (109240, Москва, ул. Николоямская, д. 6; адрес антикоррупционной приемной в Великом Новгороде: 173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 20/4; далее - АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р") - на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" (Великий Новгород г, ул. Инженерная, д. 2; далее - ГОБУ "УХТО АНО") - при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по подрезке газонов и уходу за декоративными растениями для нужд государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" (заказ N 0150200000613000683, дата размещения извещения - 21.05.2013), и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
31.05.2013 года в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа - АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р" - на действия заказчика - ГОБУ "УХТО АНО" - при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по подрезке газонов и уходу за декоративными растениями для нужд государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" (заказ N 0150200000613000683, дата размещения извещения - 21.05.2013) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Из Жалобы следует следующее.
Во-первых, гражданско-правовой договор, предметом которого является оказание услуг по подрезке газонов и уходу за декоративными растениями, не может быть заключен по результатам запроса котировок, поскольку оказание вышеуказанных услуг (0141550 "Подрезка газонов и уход за декоративными растениями" "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - ОКДП) относится к подклассу 0141000 "Услуги в растениеводстве" ОКДП, классу 0100000 "Продукция сельского хозяйства; продукция охотничьего промысла; услуги в сельском хозяйстве и охоте" ОКДП, который, в свою очередь, внесен в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р. На основании вышеизложенного податель Жалобы считает, что вышеуказанный заказ должен был быть размещен исключительно в форме аукциона.
Во-вторых, в нарушение части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчиком в пункте 2.3 Проекта гражданско-правового договора, являющегося Приложением N 4 к извещению о проведении запроса котировок, установлено, что услуги по покосу газонов проводятся два раза в месяц на основании письменной заявки заказчика.
В-третьих, в плане-графике размещения заказов ГОБУ "УХТО АНО", опубликованном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), размещение заказа на оказание услуг по подрезке газонов и уходу за декоративными растениями в форме запроса котировок отсутствует.
Кроме того, в извещении о проведении вышеуказанного запроса котировок содержится ошибка, а именно: в качестве уполномоченного органа указан Комитет по управлению государственным имуществом, который с 01.05.2013 переименован в Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит отменить вышеуказанное извещение о проведении запроса котировок.
Представитель заказчика считают Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 124 от 06.06.2013), суть которых сводится к следующему.
Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Услуги, входящие в предмет рассматриваемого запроса котировок (код 0141550 ОКДП), включены в Перечень, однако Законом о размещении заказов не установлен запрет на возможность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в данный Перечень, путем запроса котировок в случае, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных статьей 55 Закона о размещении заказов.
Во-вторых, в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом N 0150200000613000683-П от 03.06.2013 два участника подало котировочные заявки, т.е. размещение заказа было осуществлено не по конкретным заявкам. Кроме того, круг организаций, способных выполнить указанные услуги, является неограниченным, при этом данные услуги могут быть выполнены по заказу любого лица, что свидетельствует о наличии функционирующего рынка. Таким образом, в рассматриваемом случае выбор способа размещения заказа путем запроса котировок является правомерным.
В-третьих, в соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона о размещении заказов заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи. Во исполнение данного требование 04.02.2013 ГОБУ "УХТО АНО" разместило на официальном сайте план-график размещения заказов на 2013 год. Вместе с тем, изменения в план-график размещения заказов на 2013 год не были опубликованы своевременно. Однако Закон о размещении заказов не предусматривает запрет на размещение заказа, не включенного в план-график.
Таким образом, заказчик - ГОБУ "УХТО АНО" - считает Жалобу необоснованной.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - также представил возражения на Жалобу (исх. N ГИ-3445-И от 05.06.2013), суть которых сводится к следующему.
Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области является исполнительным органом государственной власти Новгородской области.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о размещении заказов размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте осуществляется заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о размещении заказа в случае, если создан орган, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее - уполномоченный орган), уполномоченный орган осуществляет функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Постановлением Администрации Новгородской области N 175 от 05.05.2011 уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков Новгородской области является Комитет по управлению государственным имуществом области (в соответствии с постановлением Администрации Новгородской области N 250 от 26.04.2013 Комитет по управлению государственным имуществом области переименован в Департамент имущественных отношений и государственных закупок).
Вышеуказанное Постановление утверждает Положение о порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Новгородской области (далее - Положение), в котором определены, в частности, функции уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения решение о размещении заказа, способе размещения заказа, проведении повторного размещения заказа, размещении заказа у субъектов малого предпринимательства принимается заказчиком на основании планов-графиков размещения заказов.
В соответствии с подпунктами 5.2.1-5.2.3 Положения документацию об открытом аукционе в электронной форме в части определения предмета аукциона, установления требований к закупаемым товарам (работам, услугам), а также к участникам размещения такого заказа разрабатывает и утверждает заказчик, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает документацию об аукционе в электронной форме только в части установления:
- даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
- даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
- даты проведения открытого аукциона в электронной форме.
Из вышеизложенного следует, что обжалуемых действий Уполномоченный орган не совершал.
Кроме того, представитель уполномоченного органа пояснил, что с 01.05.2013 в соответствии с постановлением Администрации Новгородской области N 250 от 26.04.2013 Комитет по управлению государственным имуществом области переименован в Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, данные изменения зарегистрированы в установленном порядке в налоговых органах. В настоящее время уполномоченный орган зарегистрирован территориальным органом Федерального казначейства в Новгородской области на официальном сайте как Комитет по управлению государственным имуществом области. Регистрация нового наименования уполномоченного органа в настоящее время не завершена.
После окончания регистрации информация об уполномоченном органе - Департаменте имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - будет автоматически включаться в извещение о проведении запроса котировок при его формировании.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого заказа путем проведения запроса котировок.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 письма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 11812-КА/Д04 от 08.08.2007 "О порядке применения процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд" Законом не установлен запрет на возможность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в указанные перечни, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказов на оказание услуг, включенных в Перечень (0141550 "Подрезка газонов и уход за декоративными растениями") путем проведения запроса котировок в установленном Законом о размещении заказов порядке. Следовательно, Жалоба в этой части является необоснованной.
Довод Жалобы о том, что оказание услуг по гражданско-правовому договору, заключенному по результатам данного запроса котировок, будет оказываться по конкретным заявкам, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 10 Закона о размещении заказов также устанавливает, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
Из положений части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, а именно: Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации, можно сделать вывод, что товары, работы, услуги, включенные в такие перечни, производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам и для них есть функционирующий рынок.
Понятие "конкретная заявка" может рассматриваться как предметно определенная, четко обозначенная потребность в каком-либо товаре, работе, услуге. Под функционирующим рынком следует понимать наличие неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей, способных поставить (выполнить, оказать) товары (работы, услуги), потребность в которых имеет заказчик, и при условии, что эти товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) по заказу любого лица.
Вид услуги, в которой нуждается заказчик, определяется не письменной заявкой, предусмотренной пунктом 2.3 проекта гражданско-правового договора, а извещением о поведении запроса котировок и предметом контакта.
Таким образом, письменные заявки, предусмотренные проектом гражданско-правового договора, имеют иную правовую природу, чем конкретные заявки, предусмотренные частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов.
Следовательно, оказание услуг, являющихся предметом данного запроса котировок, не может рассматриваться как оказание услуг по конкретным заявкам, поскольку два участника размещения заказа подали заявки и для оказания данных услуг есть функционирующий рынок.
В соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона о размещении заказов заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ от 27.12.2011) планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
В соответствии с частью 6 Приказа от 27.12.2011 в случае внесения изменений в планы-графики такие изменения размещаются на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений в планы-графики.
04.02.2013 ГОБУ "УХТО АНО" разместило на официальном сайте план-график размещения заказов на 2013 год. Вместе с тем, как пояснил представитель заказчика, изменения в план-график размещения заказов на 2013 год своевременно опубликованы не были.
Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа в действиях (бездействии) уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок - нарушений Закона о размещении заказов не усматривается.
Руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 5.1 статьи 16, статьями 42, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу участника размещения заказа - Автономной некоммерческой организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р" (109240, Москва, ул. Николоямская, д. 6; адрес антикоррупционной приемной в Великом Новгороде: 173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 20/4) - на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" (Великий Новгород г, ул. Инженерная, д. 2) - при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по подрезке газонов и уходу за декоративными растениями для нужд государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" (заказ N 0150200000613000683, дата размещения извещения - 21.05.2013), частично обоснованной.
Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" - нарушение части 5.1 статьи 16 Закона о размещении заказов.
Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" - обязательное для исполнения предписание о размещении на официальном сайте изменений плана-графика, учитывающих размещение вышеуказанного заказа.
Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.В. Терентьева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 июня 2013 г. N 2834/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016