Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 18 июня 2013 г. N 03-10.1/178-2013
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Михеевой Е.В. (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерство экономики Омской области (далее - уполномоченный орган, аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку одежды спортивной (извещение N 0152200000813000627) для нужд заказчика - бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - открытый аукцион),
в присутствии представителей уполномоченного органа - <_> (доверенность N 8/13 от 17.06.2013),
в отсутствие представителей заказчика и заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 5598э от 11.06.2013), из которой следует, что заявитель не согласен с решением аукционной комиссии уполномоченного органа, неправомерно отказавшей ему в допуске к участию в открытом аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 07.06.2013, поскольку в заявке им был указан конкретный показатель - костюм из синтетической ткани.
В своей жалобе заявитель, в частности, указывает: "В Приложении N 1 к документации об открытом аукционе применена следующая формулировка: "Костюм из синтетической (смесовой) ткани_", из которой непонятно, что же конкретно подразумевал заказчик.
В случае, если заказчиком подразумевалось, что данная ткань должна состоять из нескольких типов синтетических волокон, то далее в описании не указано ни количество волокон, ни их тип (полиэстр, полиамид, эластан и пр.), ни процентное соотношение между ними.
С другой стороны непонятно как трактовать термин "смесовые ткани", т.к., например, ГОСТ 29298-2005 "Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия" вводит термин "смешанные ткани" и, в соответствии с п. 3.2. ГОСТ 29298-2005 трактует так: "Ткань вырабатываемая из пряжи, содержащей хлопковое волокно с вложением не более 50% химических волокон
или нитей". В данном случае формулировка "Костюм из синтетической (смесовой) ткани_" противоречит сама себе, т.к. костюм из синтетической ткани должен состоять на 100% из химических волокон или нитей, а костюм из смешанной ткани должен состоять не менее 50% из хлопкового волокна".
С учетом изложенного, заявитель просит признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3830 от 13.06.2013) уполномоченным органом были представлены материалы открытого аукциона.
Из представленных материалов открытого аукциона и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), следует, что 27.05.2013 на указанном сайте уполномоченный орган разместил извещение о проведении открытого аукциона N 0152200000813000627 с начальной (максимальной) ценой гражданско-правового договора 250500 руб. и документацию об открытом аукционе.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе N 0152200000813000627/1 от 07.06.2013 следует, что на участие в открытом аукционе поступило семь заявок, одному участнику размещения заказа (заявка заявителя N 6) отказано в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом аукциона от 10.06.2013 в открытом аукционе приняли участие четыре участника размещения заказа с порядковыми номерами заявок NN 1, 2, 3, 7, наименьшую цену гражданско-правового договора - 107337,50 руб. предложил участник размещения заказа с порядковым номером заявки 7.
Из протокола подведения итогов открытого аукциона от 11.06.2013 следует, что заявки всех участников размещения заказа, участвовавших в открытом аукционе признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, победителем признано ООО "ЛУКИСПОРТ" (заявка N 7).
3. В результате рассмотрения жалобы ИП Михеевой Е.В., представленных материалов, пояснений представителя уполномоченного органа и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов") внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" в приложении N 1 "Заказ на поставку товара" документации об открытом аукционе (далее - приложение N 1) заказчиком и уполномоченным органом были установлены требования к качеству, техническим характеристикам, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) закупаемого товара, используемых для определения соответствия потребностям заказчика.
В частности по позиции "Одежда спортивная: костюм спортивный" приложения N 1 были установлены, в частности, требования к характеристике поставляемого товара, явившейся предметом обжалования:
Наименование товара, включенного в заказ |
Требования, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. |
Требования к упаковке |
Кол-во товара, ед.изм. |
Одежда спортивная: костюм спортивный |
Костюм из синтетической (смесовой) ткани. |
Упаковка, обеспечивающая сохранность товара при его транспортировке и хранении |
60 штук |
Согласно части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" предусмотрено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки были установлены заказчиком в пункте 1.1.1 документации об открытом аукционе.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 07.06.2013 следует, что заявителю (заявка с порядковым номером 6) отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" в связи с непредоставлением сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов", а именно: "не указаны сведения, предусмотренные пунктом 1.1.1 документации об открытом аукционе: участник в заявке при описании костюма спортивного не указал, что синтетическая ткань должна быть смесовой, как установлено в приложении 1 к документации об открытом аукционе".
Проверив первую часть заявки заявителя, Комиссия установила, что в своей заявке по позиции "Одежда спортивная: костюм спортивный" заявитель предложил к поставке "Костюм спортивный" с указанием, в частности, следующего показателя предлагаемого им товара: "Костюм из синтетической ткани_".
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснила, что в данном случае участнику размещения заказа необходимо было указать в своей заявке на участие в открытом аукционе, что костюм изготовлен из синтетической (смесовой) ткани, поскольку считает, что это один вид ткани и в данном случае подразумевалось, что смесовая ткань является синтетической тканью, соответственно, сведения об этом были указаны в скобках для уточнения.
В обоснование правомерности своих доводов представитель уполномоченного органа представила распечатку с общедоступных интернет-источников с сайта http: kamfac.narod.ru/mol.html, в которой, в частности, указано, что "Смесовая ткань - это ткань, полученная путем смешивания волокон и нитей разного происхождения, позволяющая придать ткани дополнительные и физико-механические и эксплуатационные свойства. При 30% содержания хлопка мы получаем синтетическую ткань со свойствами хлопка".
Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с указанной позицией представителя уполномоченного органа исходя из следующего.
В настоящее время отсутствует нормативное определение термина "смесовые ткани", но исходя из широкого применения данного вида тканей и информации, размещенной в общедоступных интернет-источниках, следует, что смесовые ткани - это и есть смешанные ткани, определение которых содержится в ГОСТ 29298-2005 "Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия". Согласно определению, данному в указанном ГОСТе, "ткань смешанная" - это ткань, вырабатываемая из пряжи, содержащей хлопковое волокно с вложением не более 50% химических волокон или нитей.
Комиссия отмечает, что в свою очередь ткани подразделяются на следующие виды: натуральные, искусственные, синтетические и смесовые (смешанные) ткани.
Так синтетические ткани производятся из синтетических полимеров, веществ органического и неорганического происхождения, а смесовые (смешанные) ткани представляют собой материал, содержащий как натуральные, так и синтетические волокна.
С учетом изложенного, Комиссия считает, что синтетические и смесовые ткани - это абсолютно разные виды тканей, которые отличаются по своему составу.
Более того, Комиссия отмечает, что в нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" графа 2 приложения N 1 не позволяет потенциальным участникам размещения заказа однозначно определить: относятся ли указанные в ней показатели к показателям, которые не могут изменяться (соответственно в первой части заявки участнику необходимо только продублировать установленные заказчиком значения), либо относятся к показателям, которые могут изменяться (соответственно участнику размещения заказа необходимо указать конкретный показатель).
Таким образом, указание в приложении N 1 характеристик товара "синтетической (смесовой) ткани" и требований, установленных в пункте 1.1.1 документации об открытом аукционе к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в части указания участниками размещения заказа конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, воспринимается как указание одного из видов ткани, из которой будет изготовлен костюм спортивный.
С учетом изложенного, Комиссия делает вывод о том, что заявка заявителя полностью соответствовала характеристикам, установленным заказчиком в приложении N 1, следовательно, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" аукционная Комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в открытом аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 07.06.2013.
Изучив содержание первых частей заявок на участие в открытом аукционе всех остальных участников размещения заказа, Комиссия установила, что аукционная комиссия уполномоченного органа в нарушение пункта 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" неправомерно допустила к участию в открытом аукционе участников размещения заказа с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5 и 7, заявки которых не содержали конкретного показателя (ткани, из которой будет изготовлен костюм спортивный), соответствующего значениям, установленным документацией об открытом аукционе. Комиссия установила, что заявки данных участников размещения заказа полностью повторяли два вида ткани "Синтетической (смесовой)", установленные в приложении N 1.
Указанное нарушение аукционной комиссией уполномоченного органа содержит признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.2. Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пунктах 4.1 и 4.2 проекта договора указано: "Качество и безопасность товара должна соответствовать государственным стандартам, техническим регламентам, утвержденным в отношении товара. Поставщик гарантирует наличие документов на товар, подтверждающих его качество и безопасность и оформленных в соответствии с законодательством".
В пункте 6.1 проекта договора указано, что "Товар принимается Заказчиком по качеству и количеству (комплектности) при сдаче-приемке его непосредственно уполномоченными представителями Поставщика и Заказчика".
Пунктом 6.3 проекта договора также предусмотрено: "При приемке товара по качеству Заказчик осматривает товар и проверяет соответствие качественных и функциональных характеристик товара качественным и функциональным характеристикам товара, указанным в договоре, документах, подтверждающих качество товара и оформленные в соответствии с законодательством".
Комиссия считает, что вышеуказанные формулировки проекта договора не подменяет собой описание условий о порядке осуществления приемки поставляемых товаров на соответствие их требованиям и условиям заказчика, установленным в договоре, в частности, на соответствие качества поставляемых товаров.
По мнению Комиссии, несоблюдение требований части 12 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" может привести к ненадлежащему исполнению поставщиком своих обязанностей в ходе поставки товара, соответственно, получению в итоге товаров, не соответствующих требованиям заказчика.
Таким образом, в нарушение части 12 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" в проекте договора не установлен порядок приемки поставляемых товаров на соответствие их качества требованиям, установленным в таком договоре, что, по мнению Комиссии, является существенным условием для данного договора.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.32 и 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ИП Михеевой Е.В. на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерство экономики Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку одежды спортивной (извещение N 0152200000813000627) для нужд заказчика - бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
2. Признать в действиях уполномоченного органа - Министерства экономики Омской области и его аукционной комиссии нарушение части 12 статьи 9, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пунктов 1 и 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать уполномоченному органу - Министерству экономики Омской области и его аукционной комиссии, заказчику - бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы ИП Михеевой Елены Владимировны должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/178-2013
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
18 июня 2013 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Михеевой Е.В. на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерство экономики Омской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку одежды спортивной (извещение N 0152200000813000627) для нужд заказчика - бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов",
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), установив в действиях уполномоченного органа - Министерство экономики Омской области и его аукционной комиссии нарушение части 12 статьи 9, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пунктов 1 и 2 части 4 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов",
на основании Решения от 18.06.2013 N 03-10.1/178-2013, руководствуясь частью 5 и пунктами 1 и 2 части 9 статьи 17, частью 1 статьи 17.1, частью 6 статьи 60 указанного Федерального закона, предписывает:
1. Министерству экономики Омской области и его аукционной комиссии, бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в срок до 27.06.2013:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения заказа в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку одежды спортивной (извещение N 0152200000813000627) для нужд заказчика - бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
-аннулировать открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку одежды спортивной (извещение N 0152200000813000627) для нужд заказчика - бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Министерству экономики Омской области и его аукционной комиссии, бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" возможность исполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
- разблокировать денежные средства участников размещения заказа внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
3. Министерству экономики Омской области и его аукционной комиссии, бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Омской области "Екатерининский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 28.06.2013 с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <_>
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 июня 2013 г. N 03-10.1/178-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016