Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 24 июня 2013 г. N Р-80-13
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<>
рассмотрев в присутствии индивидуального предпринимателя <> материалы дела NР-80-13, возбужденного по собственной инициативе, а именно рекламу: "KOMANDOR шкафы-купе, гардеробные, прихожие, застройка ниш СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НОВОСЕЛОВ! СКИДКИ! КРЕДИТ! РАССРОЧКА! т.289-62-20" размещенную на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном с левой стороны от входа в магазин "KOMANDOR" по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36, рекламодатель - магазин "KOMANDOR" (РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
05.06.2013 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело NР-80-13 в отношении рекламы: "KOMANDOR шкафы-купе, гардеробные, прихожие, застройка ниш СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НОВОСЕЛОВ! СКИДКИ! КРЕДИТ! РАССРОЧКА! т.289-62-20" размещенной на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном с левой стороны от входа в магазин "KOMANDOR" по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36, рекламодатель - магазин "KOMANDOR" (РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36), имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данной рекламе услуги по предоставлению кредита наименование лица, предоставляющего эти услуги, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Реклама - это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности" а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет."
Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств"
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 N03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
Так же, вышеуказанная реклама, имеет признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 7 ст.5 названного Закона возложена на рекламодателя.
24.06.2013 г. в Башкортостанское УФАС России от индивидуального предпринимателя <> были представлены письменные объяснения (вх.N8919 от 24.06.2013 г.) о том, что ИП <> изготовил макет баннера самостоятельно, но не учёл того что нужно было сделать сноску и указать Банк с которым имеет договор NУ02010188 от 19.11.2012 г. с ОАО "АльфаБанк". Данную ошибку ИП <> признает. Исправления на баннере ИП <> произвел, что подтверждает прилагаемыми фото баннера.
Так же индивидуальным предпринимателем <> представлены копии документов (вх.N8919 от 24.06.2013 г.), а именно: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 05.06.2012 г.; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 15.06.2004 г.; паспорт; фотографии от 15.06.2013 г.; договор <> о сотрудничестве с торговой организацией от 19.11.2012 г.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных документов, правильное наименование лица, в отношении которого возбуждено дело NР-80-13, является ИП <>
Анализ представленных материалов дела NР-80-13 показал, что согласно представленных материалов (вх.N8919 от 24.06.2013 г.), а именно: свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 05.06.2012 г.; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 15.06.2004 г., договора NУ02010188 о сотрудничестве с торговой организацией от 19.11.2012 г. между ОАО "Альфа-банк" и ИП <> а так же письменных объяснениях от ИП <> о том, что "ИП <> изготовил макет баннера самостоятельно, но не учёл того что нужно было сделать сноску и указать Банк с которым имеет договор NУ02010188 от 19.11.2012 г. с ОАО "АльфаБанк". Данную ошибку ИП <> признает. Исправления на баннере ИП <> произвел, что подтверждает прилагаемыми фото баннера", рекламодателем рекламы: "KOMANDOR шкафы-купе, гардеробные, прихожие, застройка ниш СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НОВОСЕЛОВ! СКИДКИ! КРЕДИТ! РАССРОЧКА! т.289-62-20" размещенной на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном с левой стороны от входа в магазин "KOMANDOR" по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36, является индивидуальный предприниматель <>
Таким образом, реклама: "KOMANDOR шкафы-купе, гардеробные, прихожие, застройка ниш СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НОВОСЕЛОВ! СКИДКИ! КРЕДИТ! РАССРОЧКА! т.289-62-20" размещенная на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном с левой стороны от входа в магазин "KOMANDOR" по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36, рекламодатель- ИП <> размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данной рекламе услуга по предоставлению кредита наименование лица, предоставляющего эти услуги, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и рекламораспространителя.
Реклама - это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредитная организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что заимодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности" а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет."
Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств"
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 N03-03-06МУ257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
Так же, вышеуказанная реклама, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 7 ст.5 названного Закона возложена на рекламодателя.
В настоящие время вышеуказанная реклама размещена с устранением нарушения (представлены фотографии от 15.06.2013 г. (вх.N8919 от 24.06.2013 г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 24.06.2013 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать лицом, допустившим нарушение законодательства РФ о рекламе ИП <>
2. Признать ненадлежащей рекламу: "KOMANDOR шкафы-купе, гардеробные, прихожие, застройка ниш СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НОВОСЕЛОВ! СКИДКИ! КРЕДИТ! РАССРОЧКА! т.289-62-20" размещенную на рекламном баннере (наружная реклама) расположенном с левой стороны от входа в магазин "KOMANDOR" по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Софьи Перовской, д.36, рекламодатель- ИП <> так как она нарушает часть 7 статьи 5 и часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
3. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (представлены фотографии от 15.06.2013 г. (вх.N8919 от 24.06.2013 г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 26.06.2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 июня 2013 г. N Р-80-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016