Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 3835-05 (опубликовано 25 июня 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
- специалист-эксперт Хвостова Н.В.,
рассмотрев дело N 9632/05-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Симбирский курьер" рекламы открытого акционерного общества "Невский народный банк", содержащей признаки нарушения п. 1 ст. 9 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- некоммерческого партнерства "Редакция газеты "Симбирский курьер" (далее - НП "Редакция газеты "Симбирский курьер"), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 4, - <Ш_> (доверенность N 3 от 07.06.2013, паспорт);
- открытого акционерного общества "Невский народный банк" (далее - ОАО "Невский банк"), расположенного по адресу: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 5, корп. 3, - <Л_> (доверенность N 48 от 31.05.2013, паспорт), установила:
Ульяновским УФАС России определением от 08.04.2013 по факту распространения в газете "Симбирский курьер" N 21 (3775) за 26.02.2013 рекламы ОАО "Невский банк" возбуждено дело N 9632/05-2013 по признакам нарушения п. 1 ст. 9 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ОАО "Невский банк" и НП "Редакция газеты "Симбирский курьер". Рассмотрение дела назначено на 29.04.2013.
Представитель ОАО "Невский банк" на рассмотрение дела 29.04.2013 не явился, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения указанного лица о месте и времени рассмотрения дела. Запрошенные определением от 08.04.2013 о возбуждении дела N 9632/05-2013 документы обществом не представлены.
На заседании Комиссии 29.04.2013 представитель НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" согласился с тем, что в рассматриваемой рекламе условия, приведенные мелким шрифтом, нечитаемые, однако в оригинал-макете, направленном по электронной почте Самарским филиалом ОАО "Невский банк", указанные условия читались. НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" представлены документы, запрошенные определением от 08.04.2013 (исх. N 48 от 23.04.2013, вх. N 3407 от 23.04.2013).
Определением от 29.04.2013 срок рассмотрения дела N 9632/05-2013 продлен до 08.06.2013. Рассмотрение дела отложено и назначено на 07.06.2013.
В письменном пояснении ОАО "Невский банк" (исх. N 22 от 31.05.2013, вх. N 4877 от 31.05.2013) и на заседании Комиссии 07.06.2013 представителем банка пояснено, что Самарский филиал ОАО "Невский банк" заключил договор оказания услуг на размещение информации (рекламных материалов) от 19.02.2013 с НП Редакция газеты "Симбирский курьер" с целью распространения рекламы вклада "Партнер". Согласно п. 1.1 указанного договора редакция газеты "Симбирский курьер" приняла на себя обязательства по размещению рекламных материалов банка в соответствии с заявкой, предварительно поданной банком и с "надлежащим качеством" (п. 2.2.1 договора). Заявка с приложенным макетом рекламы была согласована от имени ОАО "Невский банк" начальником отдела развития бизнеса операционного офиса "Ульяновский" Самарского филиала банка <Л_> отвечающим за размещение рекламы в г. Ульяновске, и направлена в адрес газеты исх. N 2/1 от 19.02.2013. В согласованном банком макете рекламы были предусмотрены условия вклада "Партнер", касающиеся сроков, сумм и соответствующих процентов по вкладу. Шрифт текста условий в макете рекламы был разборчивый и читаемый. Однако при публикации рекламы в газете "Симбирский курьер" часть текста подверглась деформации. В согласованном банком макете рекламы были полностью учтены условия вклада "Партнер", влияющие на сумму дохода по вкладу. Акция по вручению 5 килограммов сахара в качестве подарка была введена в действие с 16.01.2013 приказом Самарского филиала банка N 18 от 15.01.2013 и пролонгирована до 31.05.2013 приказом N 30 от 28.02.2013. В согласованном макете рекламы была сделана сноска "**", указывающая на телефон операционного офиса "Ульяновский" Самарского филиала банка (8422) 30-40-60, по которому можно было получить подробную информацию об условиях проведения указанной акции. В рассматриваемой рекламе приведены все условия, влияющие на стоимость предоставляемых банком услуг. Условия о сроках проведении рекламной акции и получения подарка не являются условиями, влияющими на стоимость рекламируемых услуг. После публикации рекламы все услуги редакции газеты "Симбирский курьер" были оплачены банком в полном объеме на основании выставленного счета N 61 от 18.02.2013. Однако банком не был подписан акт приема-передачи услуг от 28.02.2013, поскольку имелись претензии к качеству публикации рекламного материала.
На заседании Комиссии 07.06.2013 представитель НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" в дополнении к ранее приведенным пояснениям добавил, что в НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" функции контроля за соблюдение требований законодательства в сфере рекламы и СМИ осуществляет заведующий отделом рекламы согласно должностной инструкции (п. 2.5.).
Исследовав материалы дела N 9632/05-2013, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу ОАО "Невский банк", размещенную в газете "Симбирский курьер, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газете "Симбирский курьер" N 21 (3775) за 26.02.2013 на странице 4 обнаружена реклама ОАО "Невский банк" (служебная записка N 128 от 08.04.2013).
Реклама имеет следующее содержание. В левом верхнем углу рекламы изображен фирменный логотип банка, правее приведено его название: "НЕВСКИЙ БАНК", под которым приведено название вклада: "ВКЛАД "ПАРТНЕР". В правом верхнем углу рекламы размещен знак "Вклады застрахованы. Система Страхования Вкладов", под которым приведены сведения о лицензии, краткое наименование и адрес сайта банка: "Лиц. ЦБ РФ N 1068 от 02.11.2009 г. ОАО "Невский Банк"www.nevskybank.ru". Ниже приведена таблица с указанием минимальных сумм, сроков и процентных ставок по вкладам:
Сумма вклада/срок 91 день 181 день 271 день 400 дней
От 5 000 руб. 9,75% 10,25% 10,50% 11,00%
От 200 000 руб. 10,00% 10,50% 11,00% 11,50%
От 1 000 000 руб. 10,50% 11,00% 11,50% 12,00%
Правее таблицы очень мелким "размытым" шрифтом приведена информация, которая не поддается прочтению. Ниже приведен текст: "ПОДАРОК! КАЖДОМУ ВКЛАДЧИКУ - ПЯТЬ КИЛОГРАММОВ САХАРА! **", под которым под знаком сноски указано: "** Информация об организаторе, сроке и правилах проведения акции по телефону 30-40-60". Ниже приведен адрес операционного офиса "Ульяновский" Самарского филиала ОАО "Невский банк": "ул. Дмитрия Ульянова, д. 9, корп. 1". В правом нижнем углу рекламы крупным шрифтом приведена процентная ставка со знаком сноски: "до 12% в рублях *", расшифровка сноски в рекламе отсутствует. Под процентной ставкой приведена пометка "Реклама".
Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.
В ходе рассмотрения дела N 9632/05-2013 Комиссией установлено, что аналогичная реклама (по единому макету) размещена также в газете "Симбирский курьер" N 19 (3773) за 19.02.2013, N 20 (3774) за 21.02.2013 и N 22 (3776) за 28.02.2013.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о вкладах под названием "Партнер" ОАО "Невский банк", размещенная в газете "Симбирский курьер" N 19 (3773) за 19.02.2013, N 20 (3774) за 21.02.2013, N 21 (3775) за 26.02.2013 и N 22 (3776) за 28.02.2013, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - банковским услугам, оказываемым ОАО "Невский банк", а также проводимой банком акции по предоставлению в подарок 5 килограммов сахара.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В нарушение данной нормы закона в рекламе акции по выдаче в подарок пяти килограммов сахара при оформлении вклада в ОАО "Невский банк" отсутствуют сроки проведения стимулирующего мероприятия.
Согласно приказу Самарского филиала ОАО "Невский банк" N 18 от 15.01.2013 акция "Зимний марафон", в рамках которой при открытии вклада на сумму более 50 000 руб. на срок свыше 91 дня физическим лицам предоставляется в подарок 5 килограммов сахара, была запланирована первоначально на период с 16.01.2013 по 28.02.2013. Приказом N 30 от 28.02.2013 срок действия акции был продлен до 31.05.2013. Стимулирующее мероприятие распространялось не на всех клиентов банка, оформивших вклады "Партнер": к примеру, в стимулирующем мероприятии не участвовали физические лица, заключившие договоры вклада на суммы от 5 000 до 50 000 рублей.
В соответствии с п.п. 2, 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг; финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе приведены некоторые условия предоставления банковской услуги по приему вкладов, в том числе выполненная крупно процентная ставка - "до 12% в рублях", но фактически умалчиваются иные условия оказания услуги, влияющие на сумму доходов по вкладам (максимальная сумма вклада, периодичность начисления и выплаты процентов, начисление процентов при досрочном востребовании вклада, возможность и сроки пополнения вклада и др.).
Согласно представленной ОАО "Невский банк" копии макета рекламы (приложение N 6 к пояснениям банка по делу - исх. N 22 от 31.05.2013, вх. N 4877 от 31.05.2013) макет содержит текст, выполненный на темном фоне ненасыщенным черным шрифтом с наклоном (текст перепечатан после увеличения макета рекламы средствами оргтехники): "Вклад принимается на сроки, установленные настоящими Тарифами. Проценты выплачиваются в конце срока. Допускается возможность пополнения вклада на сумму не менее 5000 рублей и не позднее, чем за 31 день до истечения срока действия договора вклада. Частичные снятия средств со вклада не предусмотрены. В случае если вклад не востребован вкладчиком в срок, договор вклада автоматически пролонгируется на условиях вклада "Партнер", действующих на дату пролонгации. В случае, когда срочный вклад возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока, проценты по вкладу выплачиваются на условиях вклада до востребования - 0,5% годовых от суммы вклада". При размере макета рекламы 271 х 133 мм высота прописных букв приведенного текста составляет менее 1 мм. Рекламный модуль, размещенный в газете "Симбирский курьер", имеет размер 158 х 79 мм (около 125 кв. см). Таким образом, размер рекламного модуля меньше размера макета рекламы в 1,7 раза. Размер рекламного модуля не позволил воспроизвести в рекламе приведенный текст в виде, пригодном для прочтения, текст условий из-за размера, цвета и наклона шрифта, а также выбранного ОАО "Невский банк" фона не читается, то есть фактически отсутствует. При этом, в газете "Симбирский курьер" реклама воспроизведена с уменьшением в точном соответствии с её макетом, то есть без "деформации".
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", в рекламе ОАО "Невский банк" приведены отдельные условия, влияющие на размер дохода, который получат воспользовавшиеся услугой по приему вкладов лица, но умалчиваются остальные условия, влияющие на размер дохода.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 28 закона, - рекламодатель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
Реклама ОАО "Невский банк" размещена в газете "Симбирский курьер" N 19 (3773) за 19.02.2013, N 20 (3774) за 21.02.2013, N 21 (3775) за 26.02.2013 и N 22 (3776) за 28.02.2013 на основании договора оказания услуг на размещение информации (рекламных материалов) от 19.02.2013, заключенного между ОАО "Невский банк" (заказчик) и НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" (исполнитель). В соответствии с договором заказчик поручает, а исполнитель обязуется разместить информацию заказчика в газете "Симбирский курьер" согласно заявке заказчика (п.п. 1.1, 1.2 договора). Со стороны ОАО "Невский банк" указанный договор подписан по доверенности от 03.05.2012 заместителем директора Самарского филиала банка <Л_> Заявка на размещение рекламы, направленная в отдел рекламы НП "Редакция газеты "Симбирский курьер" (исх. N 2/1 от 19.02.2013), подписана управляющим операционным офисом "Ульяновский" Самарского филиала ОАО "Невский банк" <К_> Услуги по размещению рекламы в газете "Симбирский курьер" за 19, 21, 26, 28 февраля 2013 года (125 кв. см х 4 = 500 кв. см) по счету N 61 от 18.02.2013 на сумму 11 200 руб. 00 коп. ОАО "Невский банк" оплачены в полном объеме платежным поручением N 228 от 21.02.2013, то есть после первой публикации рекламы в газете "Симбирский курьер" N 19 (3773) за 19.02.2013.
Из письменных пояснений ОАО "Невский банк" (исх. N 22 от 31.05.2013, вх. N 4877 от 31.05.2013) следует, что заявка банка на размещение рекламы в газете "Симбирский курьер" с приложенным макетом рекламы была подана (согласована) начальником отдела развития бизнеса операционного офиса "Ульяновский" <Л_> (приказ (распоряжение) о приеме работника на работу N 92-к от 14.01.2013), который согласно п. 3.1 должностной инструкции от 14.01.2013 готовит и размещает информационные материалы по новым услугам, тарифам, вкладам на информационных стендах банка, рекламных носителях и в средствах массовой информации.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ОАО "Невский банк", а рекламораспространителем - НП "Редакция газеты "Симбирский курьер".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно материалам дела N 9632/05-2013, в частности, приказу Самарского филиала ОАО "Невский банк" N 30 от 28.02.2013, срок действия рекламируемой акции истек 31.05.2013, то есть рассматриваемая реклама в газете "Симбирский курьер" на момент вынесения настоящего решения не публикуется. Следовательно, распространение рекламы с нарушением п. 1 ст. 9 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение п. 1 ст. 9 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу открытого акционерного общества "Невский народный банк", размещенную в газете "Симбирский курьер" N 19 (3773) за 19.02.2013, N 20 (3774) за 21.02.2013, N 21 (3775) за 26.02.2013 и N 22 (3776) за 28.02.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 9 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24.06.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 3835-05 (опубликовано 25 июня 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016