Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 26 июня 2013 г. N 06-14/13-204
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия)
при участии представителя закрытого акционерного общества "Центргазстрой" (далее - ЗАО "Центргазстрой", Заявитель) <Б_>
в отсутствии представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (далее - Заказчик, Комитет), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Направлено ходатайство N19-08/452 от 25.06.2013 года о рассмотрении без участия представителей Комитета.
рассмотрев жалобу ООО "Центргазстрой" на действия Заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на заключение муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Обустройство водозаборных сооружений на подземном источнике в г.Ковдоре. Водовод сырой воды" (далее - открытый аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
ЗАО "Центргазстрой" уточнил требования жалобы, оставив только довод об установлении Заказчиком в аукционной документации неправомерного требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации, выданного участнику, о допуске к строительным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО) по конкретным видам работ вместе с требованием о наличии свидетельства СРО по осуществлению строительного контроля и организатора строительства.
Комиссия Мурманского УФАС, исследовав доводы Заявителя, выслушав пояснения и возражения представителя Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что извещение об открытом аукционе было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru 08.05.2013.2012 года (ред. 06.06.2013) (заказ N 0349300007513000002).
Предмет контракта - выполнение работ по объекту: "Обустройство водозаборных сооружений на подземном источнике в г. Ковдоре. Водовод сырой воды"
Начальная (максимальная) цена контракта - 116 619 000 рублей.
Государственный заказчик - Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.06.2013 в 09:00.
I. Характеристики и объем выполняемых работ изложены в техническом задании (Часть II "Техническая часть" аукционной документации) и включает в себя ведомость видов и объемов строительных работ.
В пункте 13 раздела 1.2 "Информационная карта" аукционной документации установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе:
- соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов: наличие действующего допуска СРО на право осуществления следующих видов деятельности по предмету аукциона (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"):
"III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
3. Земляные работы
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16, 17)
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Статья 11 Закона о размещении заказов устанавливает список требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, среди которых, обязательным является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса регламентировано, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 статьи 55.8 предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В силу приведенных норм права условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, согласно которой кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, Заказчик, установив требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства СРО на конкретные виды работ совместно с работами по организации строительства, нарушил часть 5 статьи 41.6 (часть 4 статьи 11) Закона о размещении заказов, устанавливающей запрет на установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов.
II. Внеплановая проверка на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов, показала следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 11 части 1.2 "информационная карта" аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, результатам работ, услуг: работы выполнить в полном объёме в соответствии с проектно-сметной документацией, требованиями контракта, настоящей документации, действующими СНиП. Материалы, изделия и конструкции, используемые при производстве работ должны соответствовать ГОСТ, ТУ и иметь соответствующие сертификаты, предусмотренные действующим законодательством.
Частью 1.2.1 технической части аукционной документации установлены требования к материалам (технические характеристики и потребительские свойства), в том числе:
- фланец стальной плоский приварной Dy 600 Py 16: масса: не более 81 кг;
- толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционный марки ТГ-350: масса рулона, кг: не более 24;
- флюс АН-47: цвет зерен: темно-коричневый, черный.
Комиссия Мурманского УФАС полагает, что указанные характеристики материала не влияют на результат работ, установленный аукционной документации.
Заказчик, установив требования к материалам, не связанные с определением его потребностей, исходя из установленных аукционной документацией предмета и требований к результату работ, нарушил пункт 1 часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Кроме того, Заказчиком установлены жёсткие требования к материалам, большинство показателей используемых материалов определены только в точных величинах без указания максимальных и минимальных значений (например, к составу чугуна - GGG40 (EN-GJS-400-18), гайке клина - латунь CuZn36Pb3As, шпинделю - нержавеющая сталь St 1.4021 (X20Cr13), к химическому составу песка природного для строительных работ:
Sl02 |
Al2O3 |
Fe203 |
Тi02 |
СаO |
MgO |
SO3 |
К2O |
Na2O |
П.П.П. 1000 C |
Сумма |
Содержание СО2 |
СаCO3 |
78,26 |
6,48 |
1,45 |
0,12 |
5,89 |
0,70 |
0,12 |
0,96 |
0,64 |
5,35 |
99,97 |
4,92 |
11,2 |
и др.)
В связи с отсутствием представителей Заказчика не представляется возможным определить насколько такие конкретные характеристики отвечают его потребностям и насколько конкретизация показателей является необходимой.
В то же время следует отметить, что согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок N 1/06-2013 от 25.06.2013 года на участие в Открытом аукционе поступило 9 заявок.
1 заявка отозвана, 8 заявок отклонены за непредставление всех сведений о применяемых материалах.
Указанное обстоятельство косвенно указывает на признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, Единая комиссия нарушила часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, согласно которой Протокол (рассмотрения первых частей заявок) должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
2. Пунктом 5.1.4 части III "Проект муниципального контракта" предусмотрено, что исполнитель обязан заблаговременно информировать представителя Муниципального заказчика о выбранных им материалах и оборудовании, получать его одобрение на их использование и приобретение. В случае, если представителем Муниципального заказчика выявлено в ходе строительства использование Исполнителем не отвечающих требованиям (стандартам) качества материалов (оборудования), Исполнитель обязан за свой счёт и своими силами произвести их замену.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация о торгах не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заказчик, установил требования к материалу и оборудованию в техническом задании аукционной документации на основании требований статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Законом о размещении заказов установлен порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе. Так, статьёй 41.8 установлено, что при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, заявка должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе.
Законом о размещении заказов предусмотрена процедура рассмотрения заявок, поданных на участие в открытом аукционе. Так, согласно части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет заявки на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Следовательно, Закон о размещении заказов полностью урегулировал отношения, связанные с определением потребности Заказчика и конкретными предложениями участников размещения заказа.
Какие-либо дополнительные одобрения и согласования заказчиком важных условий контракта противоречат принципам развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, установленным в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.
Процедура согласования (одобрения) может привести к негативным последствиям в части невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта в виду существующей неопределённости при исполнении контракта, так как не существует чёткого понимания в каком случае Заказчик одобрит/не одобрит выбранные материалы для выполнения работ.
Кроме того такие требования Заказчика нарушают и подменяют процедуру подачи и рассмотрения заявок, работу аукционной комиссии.
Процедура согласования устанавливает необоснованно широкие пределы полномочий Заказчика при исполнении контракта. Отсутствие или неопределенность условий и оснований принятия решения по согласованию дают Заказчикам возможность действовать за рамками требований, установленных Законом о размещении заказов.
Таким образом, Заказчик, установив в проекте контракта необходимость получения одобрение на использование и приобретение материалов и оборудования, нарушил часть 1 статьи 41.6 (часть 3.1 стать 34) Закона о размещении заказов.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав изложенные доводы заказчика и заявителя, а также представленные материалы дела и руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Центргазстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района нарушения части 5 статьи 41.6 (части 4 статьи 11), части 1 статьи 41.6 (части 3.1 статьи 34), пункта 1 часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района предписание об устранении правонарушений.
4. Признать в действиях Единой комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района нарушения части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов
5. Передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области материалы дела для инициирования процедуры административных производств по признакам выявленного административного правонарушения, для направления информации о проведении открытого аукциона в Прокуратуру Мурманской области для осуществления надзора при исполнении контракта.
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 01 июля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 06-14/13-204
26 июня 2013 года город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия)
на основании решения по жалобе N 06-14/13-204, принятого по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Центргазстрой" на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Обустройство водозаборных сооружений на подземном источнике в г. Ковдоре. Водовод сырой воды" (заказ N 0349300007513000002) (далее - Открытый аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (далее - Заказчик) устранить нарушения части 5 статьи 41.6 (части 4 статьи 11), части 1 статьи 41.6 (части 3.1 статьи 34), пункта 1 часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, Единой комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района (далее - Единая комиссия) устранить нарушения части 6 статьи 41.9 Закона о размещении путём отмены протоколов, составленных в ходе размещения заказа, внесения изменений в аукционную документацию либо путём аннулирования процедуры Открытого аукциона.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) предоставить возможность совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. Оператору электронной площадки, Заказчику, Единой комиссии в срок до 19.07.2013 представить в Мурманское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Резолютивная часть предписания оглашена 26 июня 2013 года.
В полном объёме предписания изготовлено 01 июля 2013 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Комиссия Мурманского УФАС России обращает Ваше внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностное лицо уполномоченного органа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 26 июня 2013 г. N 06-14/13-204
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016