Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 26 июня 2013 г. N 216-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии,
в присутствии представителей:
заказчика - Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области, <_>
в отсутствие уведомленного надлежащим образом представителя заявителя - ООО "Модульные котельные-Н",
рассмотрев жалобу ООО "Модульные котельные-Н" на действия заказчика - Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по реконструкции котельной по ул. Свободы, 32 в г. Поворино Воронежской области (реестровый номер торгов - 0131300038713000005) (далее - аукцион), установила:
19.06.2013 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Модульные котельные-Н" (далее - заявитель) на действия заказчика - Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области (далее заказчик) при проведении аукциона.
По мнению заявителя были нарушены его права и законные интересы установлением в составе документации об аукционе требования о предоставлении в течение 30 календарных дней проектной документации с положительным заключением "Центра государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, проектов документов территориального планирования по Воронежской области".
Заявитель полагает, что установленный 30-дневный срок является фактически неисполнимым, поскольку в соответствии с "Положением государственного автономного учреждения Воронежской области "Центр государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий проектов документов Территориального планирования по Воронежской области" о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством" общий нормативный срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать шестидесяти дней с момента представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором. В срок не более 30 дней проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов социальной и инженерной инфраструктуры для государственных и муниципальных нужд, определенных департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Кроме того, по мнению заявителя, заказчик нарушил требования закона о размещении заказов, указав на товарный знак требуемых к поставке котлов без применения слов "или эквивалент" и без указания показателей для определения эквивалентности данного товара.
Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о размещении заказов.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия установила следующее.
05.06.2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение о проведении аукциона и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 008 590,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 01.07.2013, 09 часов 00 мин.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Требования к выполнению работ и используемым товарам установлены в части 4 документации об аукционе (техническая часть) (приложение N1 к документации об аукционе).
Согласно технической части документации об аукционе предметом контракта является реконструкция котельной со строительством проектируемых резервуаров хранения резервного топлива и тепловых сетей. В объем работ входит: "Реконструкция котельной, прокладка тепловых сетей, разработка проектно-сметной документации с положительным заключением государственного автономного учреждения Воронежской области "Центр государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, проектов документов территориального планирования по Воронежской области" в количестве 4 (четырех) экземпляров".
В соответствии с п. 2 технической части документации об аукционе (в редакции N2 от 14.06.2013 года) на исполнителя возложена обязанность: "в течение 30 календарных дней предоставить проектную документацию в полном объеме с положительным заключением "Центра государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, проектов документов территориального планирования по Воронежской области".
В соответствии с пунктами 1, 2 ст.9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.763 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно ст. 759 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по
заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
На основании ч.1 ст.760 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии с ч.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Согласно п. 15 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с пунктом 16 указанной статьи, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Таким образом, исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, прохождение государственной экспертизы не является разновидностью проектно-изыскательских работ.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года N 145, с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий может заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо.
Таким образом, возложение на подрядчика обязанности организации прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения, противоречит нормам действующего законодательства.
Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что в действиях заказчика содержится нарушение требований ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в документации об аукционе требований, не соответствующих предмету контракта, а именно: "в течение 30 календарных дней предоставить проектную документацию в полном объеме с положительным заключением "Центра государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, проектов документов территориального планирования по Воронежской области".
Данная позиция подтверждается определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.02.2013 года N ВАС-443/13.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п.3 технической части документации об аукционе при выполнении работ используется товар: водогрейные котлы "Братск-1Г", котлы марки "Vitomax 100-LW" фирмы "Viessmann" (Германия) с горелками марки WM-GL 30/2-А.
Таким образом, положения документации об аукционе содержат указание на товарные знаки: "Vitomax 100-LW", "Братск-1Г" без сопровождения словами "или эквивалент" и без указания используемых для определения эквивалентности значений показателей предлагаемых к поставке котлов.
На основании изложенного, Комиссия считает, что в действиях заказчика содержится нарушение требований ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов, выразившееся в указании в документации об аукционе на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент" и без указания используемых для определения эквивалентности значений показателей предлагаемых к поставке котлов.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч.1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов).
Ознакомившись с приложением N2 к документации об аукционе "Расчет начальной (минимальной) цены контракта по объекту "Реконструкция котельной по ул. Свободы, 32 в г. Поворино Воронежской области" Комиссией установлено, что данный расчет содержит следующие сведения:
N п.п. |
Наименование затрат |
Сметная стоимость (тыс. руб.) |
|
В базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г. |
В текущем уровне цен по состоянию на 2 квартал 2012 г. |
||
1. |
Подготовка территории |
0,04 |
|
2. |
Основные объекты строительства |
4988,71 |
|
3. |
Объекты энергетического хозяйства |
10,53 |
|
4. |
Объекты транспортного хозяйства и связи |
24,75 |
|
5. |
Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения |
1012,86 |
|
6. |
Благоустройство и озеленение территории |
77,04 |
|
7. |
Временные здания и сооружения |
49,85 |
|
8. |
Прочие работы и затраты |
312,96 |
|
9. |
Содержание службы заказчика. Строительный контроль |
140,72 |
|
10. |
Проектно-изыскательные работы |
98,94 |
|
|
Всего по главам 1-10 |
6716,40 |
|
|
Непредвиденные затраты |
134,32 |
|
|
Итого (без НДС) |
6850,72 |
33057,12 |
|
НДС 18% |
|
5950,47 |
|
ВСЕГО с НДС 18% |
|
39008,59 |
|
в том числе: |
|
|
|
- СМР |
3630,2 |
25401,96 |
|
- оборудование |
2705,21 |
10757,54 |
|
- прочие затраты / из них ПИР (без НДС) |
515,31 |
2849,09 |
В данном расчете не указаны источники информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, следовательно, документация об аукционе не содержит обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия считает, что в действиях заказчика содержится нарушение требований ч.2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, выразившееся в не указании в составе документации об аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч.3 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Модульные котельные-Н" на действия заказчика - Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по реконструкции котельной по ул. Свободы, 32 в г. Поворино Воронежской области (реестровый номер торгов - 0131300038713000005) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области нарушения требований: ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в документации об аукционе требований, не соответствующих предмету контракта, а именно: "в течение 30 календарных дней предоставить проектную документацию в полном объеме с положительным заключением "Центра государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, проектов документов территориального планирования по Воронежской области"; ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов, выразившееся в указании в документации об аукционе на товарные знаки котлов без сопровождения словами "или эквивалент" и без указания используемых для определения эквивалентности значений показателей предлагаемых к поставке.
3. В ходе внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение требований ч.2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, выразившееся в не указании в составе документации об аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
4. Выдать заказчику - Администрации городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об аукционе и дальнейшего проведения процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства.
Резолютивная часть объявлена 26.06.2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01.07.2013 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 июня 2013 г. N 216-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016