Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 1 июля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
в присутствии представителей:
Департамента образования Ивановской области (далее - Заказчик): <_>
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган): <_>
ООО "ИНТЕГРА" (далее - Заявитель): <_> установила:
21 июня 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ИНТЕГРА" на действия Заказчика - Департамента образования Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мобильных компьютерных классов (в количестве 42 комплектов) для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ивановской области, в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0133200001713000596).
Заявитель считает, что Заказчиком при размещении государственного заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы участников размещения заказа.
Из жалобы ООО "ИНТЕГРА" следует, что в качестве требований к товару Заказчиком были включены такие характеристики, которые ограничивали количество участников, а именно: в п. 3 технической документации Заказчиком одним из требований, относящихся к "Базе АРМ педагога для зарядки, хранения и транспортировки портативных программно-аппаратных комплексов" являлось "База должна иметь заземление и отдельное заземление для дверец" Одним из участников размещения заказа был подан соответствующий запрос о разъяснении указанного пункта. В ответ на данный запрос Заказчик указал, что в случае, если дверцы выполнены не из токопроводящего материала, дверцы не требуют отдельного заземления. Изменения в документацию Заказчиком внесены не были, но при этом Заказчик изменил требования к поставляемому товару, исключив отдельное заземление.
Заказчиком в п. 3 технической документации "База АРМ педагога для зарядки, хранения и транспортировки портативных программно-аппаратных комплексов" было включено требование о том, что "Питание устройства должно осуществляться от элементов питания АА или эквивалентных источников питания". При возможности предложения эквивалентных источников питания, участник должен знать, какие параметры для определения эквивалентности Заказчиком установлены. Однако вопреки положениям законодательства, параметры эквивалентности для источников питания АА не установлены. На соответствующий запрос Заказчик также не ответил, поскольку считает, что параметры эквивалентности указываются только в случае употребления названия торговой марки. В данном случае при формировании заявки участник не имеет представления о том, какими параметрами эквивалентности будет руководствоваться Заказчик, и какой элемент питания возможно предложить.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России о том, что тип питания АА является обозначением размера элементов питания (батареек), так называемой, "пальчиковой", представитель ООО "ИНТЕГРА" ответил, что ему это известно. Пояснить, к чему должна была быть прописана эквивалентность, затруднился.
Представители Заказчика в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме допущено не было.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии по рассмотрению указанной жалобы, следует, что в адрес Департамента образования Ивановской области поступил запрос о разъяснении положений документации об аукционе следующего содержания: "В аукционной документации указано, что база должна иметь отдельное заземление для дверец. Просим Вас разъяснить необходимость отдельного заземления дверец, если в техническом задании нет требования, что они должны быть выполнены из токопроводящего материала". К Базе АРМ педагога для зарядки, хранения и транспортировки портативных программно-аппаратных комплексов со встроенным цифровым визуализатором и в комплекте с цифровым устройством для контроля этапов учебной деятельности в документации об аукционе установлено требование, что база должна иметь заземление и отдельное заземление для дверец. На официальном сайте было размещено разъяснение по указанному запросу: "База, должна иметь заземление и отдельное заземление для дверец (в случае, если дверцы выполнены не из токопроводящего материала, дверцы не требуют отдельного заземления)". Указанный текст является именно разъяснением, не изменяющим сути положения документации. Из данных разъяснений следует, что в случае изготовления дверец не из токопроводящего материала, их отдельное заземление лишено физического смысла и не требуется. Наличие или отсутствие отдельного заземления дверец не из токопроводящего материала никак не влияет на качество Базы, не добавляет и не отнимает каких-либо свойств и функций, требования к которым установлены документацией об аукционе. Впрочем, в случае принципиально-формального подхода к положениям документации об аукционе, любой участник размещения заказа не лишен возможности реализовать отдельно заземление дверец, даже, если они изготовлены не из токопроводящего материала.
Дополнительно на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика обратил внимание на то, что к химическим свойствам элементов питания (батарейкам) каких-либо требований установлено не было.
Относительно второго довода жалобы - Департаментом образования Ивановской области были установлены требования к поставляемому товару, в том числе, требование к Цифровому устройству для контроля этапов учебной деятельности: "Питание устройства должно осуществляться от элементов питания АА или эквивалентных источников питания". На запрос участника размещения заказа было разъяснено: "Ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов регулирует вопросы эквивалентности товаров при наличии в документации об аукционе указаний на товарные знаки. В данном случае буквосочетание "АА" применено не в качестве товарного знака, а как обозначение типа элементов питания. Выбирая для предложения к поставке цифровое устройство для контроля этапов учебной деятельности, участник размещения заказа должен руководствоваться тем, что его питание должно осуществляться от легкозаменяемых и широкодоступных элементов питания, например, от элементов питания АА". Из указанного разъяснения следует, что ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов, и ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов регулируется случай наличия в документации указания на товарный знак, сопровождающийся словами "или эквивалент". В рассматриваемом случае указание на товарный знак отсутствует, в связи, с чем указание параметров эквивалентности не требуется.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.05.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети "Интернет" было размещено извещение N 0133200001713000596 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мобильных компьютерных классов (в количестве 42 комплектов) для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ивановской области, в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аукционная документация содержит требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к размерам, и иные показатели, связанные с определением соответствия товара потребностям Заказчика. Что является законным и обоснованным в силу указанной выше нормы.
Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. На основании указанных норм Заказчик установил в аукционной документации требования к техническим характеристикам, конструкции и компоновке товаров, входящих в состав мобильных компьютерных классов.
Так, в п. 3 раздела III "Спецификация" Заказчик указал, что ему необходима база АРМ педагога для зарядки, хранения и транспортировки портативных программно-аппаратных комплексов со встроенным цифровым визуализатором и в комплекте с цифровым устройством для контроля этапов учебной деятельности, также прописал ее технические характеристики, среди которых было указано следующее: база должна иметь заземление и отдельное заземление для дверец.
Согласно ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Согласно информации, представленной Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, на адрес электронной площадки поступил запрос, в котором среди прочего содержалось следующее: "В аукционной документации указано, что база должна иметь отдельное заземление для дверец. Просим Вас разъяснить необходимость отдельного заземления дверец, если в техническом задании нет требования, что они должны быть выполнены из токопроводящего материала". В ответ на данный запрос было указано следующее: "База должна иметь заземление и отдельное заземление для дверец (в случае, если дверцы выполнены не из токопроводящего материала, дверцы не требуют отдельного заземления)".
Исходя из данного разъяснения, следует, что в случае выполнения дверец не из токопроводящего материала, заземление дверец не требуется. Необходимо отметить, что в документации об открытом аукционе в электронной форме материал, из которого должны быть выполнены дверцы, не прописан. Следовательно, указанный текст разъяснения, не изменяет сути документации. База АРМ педагога для зарядки, хранения и транспортировки портативных программно-аппаратных комплексов со встроенным цифровым визуализатором должна иметь заземление и отдельное заземление для дверец, однако, в случае, если дверцы выполнены не из токопроводящего материала, заземление дверец не требуется.
Относительно довода о том, что в документации об открытом аукционе в электронной форме не установлены параметры эквивалентности для источников питания АА.
В технических характеристиках базы АРМ педагога для зарядки, хранения и транспортировки портативных программно-аппаратных комплексов со встроенным цифровым визуализатором и в комплекте с цифровым устройством для контроля этапов учебной деятельности указано, что питание устройства должно осуществляться от элементов питания АА или эквивалентных источников питания.
Согласно информации, содержащейся в общедоступных интернет-источниках, AA (также: R6, 316, А316, Mignon, в просторечии "Пальчиковая") - один из наиболее популярных типоразмеров гальванических элементов питания (батареек) и аккумуляторов. Элемент AA представляет собой цилиндр, диаметром 13,5 - 14,5 мм. Длина элемента вместе с контактным выступом положительного полюса составляет 50,5 мм. Аналогами элемента питания АА является R6, 316 и т.д.
Согласно ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент".
В данном случае указание на элемент питания АА не является товарным знаком, а обозначает тип элемента питания, является легкозаменяемым и общедоступным.
При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о размещении заказов.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при размещении государственного заказа не были нарушены нормы Закона о размещении заказов и, как следствие, права и законные интересы ООО "ИНТЕГРА".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "ИНТЕГРА" на действия Заказчика - Департамента образования Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку мобильных компьютерных классов (в количестве 42 комплектов) для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ивановской области, в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0133200001713000596) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 1 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016