Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 9885/03-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
рассмотрев дело N 9885/03-2013, возбужденное по жалобе открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", заявитель) на действия заказчика - Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница (далее - ГУЗ УОКБ, заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168200002413002377 на приобретение и внедрение аппаратно-программного комплекса "Лабораторная система" (начальная (максимальная) цена контракта - 4 729 700,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 21.06.2013 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
Вх. N 5404 от 20.06.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ОАО "Ростелеком" на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составляет указание на следующее.
В нарушении п. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит технических характеристик и документацию модулей ЛИС "Ариадна", имеющихся у заказчика, к которым осуществляется поставка дополнительных модулей и с которыми должно обеспечиваться единое информационное пространство (работы по созданию единого комплекса), а также не содержит описания и технических характеристик действующей на территории Ульяновской области Региональной медицинской информационной системы (РМИС) и действующих лабораторных информационных систем, с которыми программно-аппаратный комплекс ЛИС, полученный в результате выполнения работ, должен представлять единый функциональный комплекс. Указанные обстоятельства не позволяют в полной мере оценить необходимый объем работ и составить заявку на участие в аукционе.
Кроме того, указанные модули ЛИС "Ариадна", имеющиеся у заказчика, разработаны ООО "Брегис". Произвести внедрение аппаратно-программного комплекса возможно лишь после получения соответствующих прав от правообладателя, так как необходимо проведение интеграции модулей ЛИС "Ариадна" заказчика и поставляемых дополнительных модулей. Указанные требования создают преимущественные условия участия в аукционе для создателя ЛИС "Ариадна".
Совокупность требований и условий предписывает поставщику в аукционной документации осуществить передачу неисключительного права на программное обеспечение (модулей лабораторной информационной системы), которые должны обеспечить единое информационное пространство на базе модулей лабораторной информационной системы "Ариадна" в 3-хдневный срок с момента заключения государственного контракта. Однако техническая информация и документация об имеющихся у заказчика модулях, с которыми должно быть построено единое информационное пространство, будет предоставлена поставщику на период проведения работ. Проведение работ по государственному контракту допускается лишь после его заключения, следовательно, техническая информация и документация об имеющихся у заказчика модулях может быть предоставлена поставщику лишь после заключения государственного контракта. Поставщику предписывается в 3-хдневный срок с момента заключения государственного контракта осуществить разбор предоставленной заказчиком технической информации и документации об имеющихся у заказчика модулях, ее анализ, создание (разработка) программных модулей ЛИС и передачу неисключительных прав на эти модули заказчику.
По мнению заявителя, выполнить эти условия в столь короткие сроки возможно лишь при условии, что поставляемой лабораторной информационной системой будет ЛИС "Ариадна", что, опять же, создает преимущественное положение для создателя указанной системы.
В соответствии с п. 1.3. "Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 735 от 30 октября 2006 г. регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой. На российском рынке представлены лабораторные информационные системы различных производителей, зарегистрированные в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России и имеющие регистрационное удостоверение. При этом запись о ЛИС "Ариадна" в Государственном реестре медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, отсутствует.
Применение ЛИС "Ариадна" в клинико-диагностической лаборатории стационара до момента получения регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ на данную продукцию является неправомерным.
В разделе 2 Технического задания документации об аукционе приведены требования к аппаратной части комплекса ЛИС, в частности предполагается поставка микротерминалов для ввода результатов ручных методов исследования Medap-T.
В соответствии с документацией об аукционе, микротерминал предназначен для занесения результатов исследований и для подсчета кровяных клеток при микроскопических исследованиях мазков периферийной крови и костного мозга.
Информация о данном изделии содержится в Государственном реестре медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, регистрационный номер медицинского изделия: ФС N 2006/2446.
В п. 1 разд. 2 Технической документации об аукционе приведены требуемые характеристики (таблица технического соответствия) на данное изделие, которое должно быть зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России, иметь регистрационное удостоверение и сертификат соответствия.
В разд. 3.6.4. Технического задания указано следующее: "Модули ЛИС должны иметь встроенную поддержку микротерминалов для автоматизации ввода результатов ручных методов исследований: подсчета формулы крови, занесения результатов обработки цельной крови, мочи, микроскопии осадка мочи, копрограммы, биохимических и иммунологических исследований. Модули ЛИС должны иметь возможность подключения микротерминалов в информационную сеть ЛИС для работы напрямую с сервером системы".
По мнению заявителя требование Технического Задания, предъявляемое к микротерминалам, является необоснованным, в частности требование о том, что счетчик должен быть зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России, иметь регистрационное удостоверение и сертификат соответствия, поскольку изделия под торговой маркой Medap-T являются единственными устройствами, удовлетворяющими требуемым характеристикам (в том числе возможностью подключения в информационную сеть ЛИС).
Таким образом, указанное требование является необоснованным и ведет к созданию преимущественного положения для организаций, осуществляющих поставку микротерминалов Medap-T, что является нарушением п.п. 2 п. 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии 26.06.2013 г. представитель Ульяновского филиала ОАО "Ростелеком" доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
На заседание Комиссии 26.06.2013 г. представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представили письменные пояснения (вх. N 5560 от 26.06.2013 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Модули ЛИС "Ариадна в качестве единой системы управления базами данных использует OracleDatabaseStandartEditionOne. Таким образом, требования по интеграции дополнительных модулей ЛИС с уже имеющимися модулями не являются блокирующими для компаний, имеющих необходимый опыт работ и ресурсы (штат IT- специалистов, знающих TexHonoraioOracleDatabase, являющейся базовой платформой).
Необходимость получения прав от правообладателя ЛИС "Ариадна", отсутствует, так как требования Технического задания к интеграции поставляемых модулей с имеющимися модулями не требуют внесения модификации в имеющиеся модули ЛИС и не нарушают прав разработчика имеющейся системы. Техническая информация и документация о модулях будет предоставлена победителю аукциона на период выполнения работ, о чем было сообщено в разъяснении на запрос от 04.06.2013 г.
Также сведения, позволяющие более точно оценить объем работ по интеграции поставляемых модулей со смежными информационными системами, содержатся в Документации (Технического задания) п. 3.6.15. Автоматизированный обмен данными с внешними информационными системами.
Заказчик в документации указал требование, что приобретаемое оборудование и модули ЛИС с единой системой баз данных, которые используют Oracle Database standart edition one, должны обеспечить единое информационное пространство на базе лабораторной информационной системы "Ариадна", так же позже в разъяснениях уточнил, что в ГУЗ УОКБ имеются модули лабораторной информационной системы "Ариадна", позволяющие автоматизировать выполнение исследований (договор N 87 от 02.04.2013 г.).
Документация не содержит условия по разработки (созданию) модулей лабораторной информационной системы. Более того, указанный Заявителем вид услуги не соответствует предмету аукциона: "Поставка и внедрение аппаратно-программного комплекса "Лабораторная система". В связи с чем, можно сделать вывод о неверном трактовании требований Документации Заявителем жалобы.
Документацией не накладывается ограничений на использование модулей различных разработчиков и других ресурсов, объединенных в единое информационное пространство, соответствующее требованиям Документации.
Таким образом довод о создании преимущественного положения для создателя системы не находит своего фактического подтверждения, т.к. п. 1.2. Документации установлен перечень этапов и услуг, согласно которому поставка оборудования - не более 30 дней с момента заключения договора, предоставление неисключительного права на программное обеспечение - не более 3 дней с момента заключения договора, работы по вводу в эксплуатацию программно-аппаратного комплекса - не более 90 дней с момента заключения договора.
П. 1.3. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 г. N 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" не применяется в отношении ЛИС, т.к. ЛИС должны обеспечивать автоматизацию лабораторных исследований и формирование базы данных больных (ведение электронной медицинской карты).
Поставляемые модули лабораторной информационной системы должны быть интегрированы с Региональной медицинской информационной системой Ульяновской области (далее - РМИС). РМИС поддерживает интеграцию Единой Государственной Информационной Системы Здравоохранения Российской Федерации (далее - ЕГИСЗ РФ) и образует с последней единое информационное пространство.
Информационная система каждого из уровней (ЛИС, РМИС, ЕГИСЗ РФ) используется в медицинских целях в соответствии с законодательством и не требует процедур регистрации в реестре медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Документация содержит общие требования, цель и назначения всей системы. Данные требования распространяются и на отдельные компоненты системы, в частности требование на аппаратную часть комплекса ЛИС (в том числе, микротерминалы). Информация о необходимости работ по подключению микротерминалов к ЛИС приведена в соответствующем п. 3 "Работы по вводу АПК в эксплуатацию" Документации, что позволяет оценить объем работ для потенциальных Исполнителей.
Требование регистрации микротерминала в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития возникает вследствие п. 1.3. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения", а также обосновано тем, что лейкоцитарные счетчики, как класс устройств, входят в Номенклатурный перечень изделий медицинского назначения (изделий медицинской техники) 3311243 "Приборы и аппараты для клинико - диагностических лабораторных исследований, кроме анализаторов".
Таким образом, поставляемый микротерминал, должен быть зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с действующим законодательством, что и указано в аукционной документации.
Требования аукционной документации позволяют поставить эквивалентную продукцию в соответствии с требованиями документации в части микротерминалов.
На основании вышеизложенного, представители заказчика считают, что отсутствуют нарушения положений Закона о размещении заказов, жалоба ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 26.06.2013 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, поддержал доводы, изложенные заказчиком.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 27.06.2013 г. для документального анализа материалов по делу.
После перерыва 27.06.2013 г. дополнительных сведений и пояснений представлено не было.
Рассмотрев имеющиеся материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ОАО "Ростелеком" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникацинной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 31.05.2013 г. было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168200002413002377 на приобретение и внедрение аппаратно-программного комплекса "Лабораторная система" (начальная (максимальная) цена контракта - 4 729 700,00 руб.).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0168200002413002377-1 от 24.06.2013 г. на участие в указанном открытом аукционе в электронной форме была подана 1 заявка.
Решением единой комиссии указанная заявка была допущена к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу подведения итогов N 0168200002413002377-3 от 24.06.2013 г. вторая часть заявки на участие в указанном открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказ под номером 1 (ЗАО "СофтЛайнТрейд") признана соответствующей требованиям, установленным в документации.
Пунктом 4 протокола подведения итогов N 0168200002413002377-3 от 24.06.2013 г. предусмотрено, что контракт заключается с участником размещения заказа, подавшим единственную заявку (ЗАО "СофтЛайнТрейд") на участие в аукционе, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
1. Относительно доводов заявителя об отсутствии в аукционной документации сведений необходимых для разработки программного обеспечения и о невозможности предоставления неисключительных прав в течение трех дней с момента заключения контракта Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Предметом указанного открытого аукциона в электронной форме является приобретение и внедрение аппаратно-программного комплекса "Лабораторная система".
Согласно пункту 12 "Информационной карты аукциона" (Радел 1 аукционной документации) требования к техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), показатели, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара содержаться в Раздел 2 "Техническая часть" документации по указанному открытому аукциону в электронной форме.
Подпункты 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1 "Общие требования" Раздела 2 "Техническая часть" документации по указанному открытому аукциону в электронной форме содержат сведения о том, что модули ЛИС "Ариадна" в качестве единой системы управления базами данных используют базовую платформу Oracle Database Standart Edition One и Комплексная информатизация обеспечивает автоматизацию бизнес-процессов лаборатории, рабочие места для персонала и подключение оборудования и специальных программ для двунаправленного обмена информацией: WalkAway, RG3000, ДТ96, AU 400, AU 680, D10, BC Hmx, XT4000i, Sysmex CA1500, Arkray Iris, МЕКОС, Cobas b121, Cobas b121, AcT 5 diff, CA560, Aution Max, Sapphire 400, Hitachi 902, Sysmex CA1500, Cobas b121, Sysmex KF1000, Aution Max, Cobas C111, Multyscan, Alisey Seak, BC Immage800, BC DXi800. Кроме того, в подпункте 3.6.15 пункта 3 "Общие требования" Раздела 2 "Техническая часть" документации по указанному открытому аукциону в электронной форме содержаться сведения по интеграции поставляемых модулей со смежными информационными системами.
В ходе анализа Раздел 2 "Техническая часть" документации по указанному открытому аукциону в электронной форме к документации Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что заказчик предусматривает поставку и внедрение уже готового к вводу в эксплуатацию оборудования и программного обеспечения, совместимого с имеющейся у заказчика системой модулей ЛИС "Ариадна" с целью создания дополнительных рабочих мест и бесперебойной работы всей системы. Таким образом, предметом указанного открытого аукциона в электронной форме является поставка и установка готового программного обеспечения, а не разработка нового.
Следовательно, жалоба ОАО "Ростелеком" в указанной части является необоснованной.
2. Относительно довода заявителя о неправомерности использования ГУЗ УОКБ лабораторно информационной системы ЛИС "Ариадна" без регистрационного удостоверения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Соответственно, у Ульяновского УФАС России отсутствуют полномочия по оценке правомерности использования лабораторно информационной системы ЛИС "Ариадна" без регистрационного удостоверения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России.
3. Относительно довода заявителя об ограничении числа участников размещения заказа требованием о наличии у микротерминалов для ввода результатов ручных методов исследования регистрационного удостоверения и сертификата соответствия, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Предметом открытого аукциона в электронной форме N 0168200002413002377 является приобретение и внедрение аппаратно-программного комплекса "Лабораторная система".
Раздел 2 "Техническая часть" документации по указанному открытому аукциону в электронной форме содержит требования к оборудованию и программному обеспечению, необходимым к поставке, в том числе, наличие у микротерминалов для ввода результатов ручных методов исследования регистрационного удостоверения и сертификата соответствия.
Согласно пояснениям заказчика, а также сведениям Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, требованиям, установленным в документации отвечает микроконтролеер Medap-T (производитель ЗАО "БиоХимМак") и счетчик лейкоцитарной формулы СЛФ-ЭЦ-01-09 (производитель ООО "Научно-производственная фирма "Медицина-Техника"). Следовательно, довод заявителя об ограничении конкуренции не подтверждается фактическими обстоятельствами.
Из материалов, представленных на рассмотрение Комиссии, невозможно сделать вывод об установлении каких-либо преимуществ отдельным участникам размещения заказа или ограничении числа участников размещения заказа требованиями аукционной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства о размещении заказов в действиях заказчика.
Таким образом, жалоба ОАО "Ростелеком" в указанной части является необоснованной.
Учитывая, что в действиях заказчика отсутствует нарушение Закона о размещении заказов, жалоба ОАО "Ростелеком" признана необоснованной, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0168200002413002377.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, решила:
Признать жалобу ОАО "Ростелеком" необоснованной.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 9885/03-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016