Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 3 июля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
в присутствии представителей:
Департамента образования Ивановской области (далее - Заказчик): <_>
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган): <_>
ЗАО "РТЛ Систем" (далее - Заявитель, Общество): <_> установила:
25 июня 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ЗАО "РТЛ Систем" на действия Заказчика - Департамента образования Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку 27 комплектов учебно-лабораторного оборудования естественно-научного цикла для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ивановской области, в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0133200001713000595).
Заявитель считает, что Заказчиком при размещении государственного заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы участников размещения заказа, ЗАО "РТЛ Систем".
Из жалобы ЗАО "РТЛ Систем" следует, что в документации об открытом аукционе в электронной форме указаны конкретные характеристики необходимого для поставки оборудования. Так, в п. 8.2 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме в наименовании поставляемого оборудования указано, что требуется поставить "Соединительный провод, длина 500 мм, штекер диаметр 4 мм", в п. 8.3 - "Соединительный провод, длина 750 мм, штекер диаметр 4 мм". В соответствии с Законом о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. С установлением таких условий поставки оборудования происходит ущемление прав участников данного аукциона и ограничение выбора товаров для поставки, отсутствует возможность выбора эквивалента.
Согласно п. 9.3 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме участники обязаны поставить комплект принадлежностей для экспериментов по электростатике, в состав которого должны входить: "4 пластины со штекером диаметром не менее 4 мм, пластиковый шар и стальным кольцом, для демонстрации суперпозиции электрического кольцевого поля - 1 шт.", а также "8 колес Франклина с тремя острыми спицами - 1 шт." и "13 цепи для соединения - 2 шт.". Исходя из того, что в данном пункте идет порядковая нумерация элементов, входящих в состав поставляемого комплекта, и возникает возможность многозначного и неясного толкования данного пункта, так как данные цифры могут рассматриваться, как в значении количественного обозначения, так и порядкового.
Согласно п. 11 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме в состав набора оборудования для проведения лабораторных и практических работ по биологии - Микроскопия должен входить "термометр спиртовой, диапазон -10 _ +110 град - 1 шт.", однако, не установлены единицы измерения температур, а именно: градусы по Фаренгейту или Цельсия.
Представители Заказчика в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме допущено не было.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии по рассмотрению указанной жалобы, следует, что в разделе III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме, кроме указания на наименование поставляемого оборудования, также прописаны технические характеристики (описание) товара. В п. 8.2 и 8.3 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме указаны технические характеристики соединительных проводов: "Соединительный провод длиной не менее 500 мм, штекер диаметром не менее 4 мм" и "Соединительный провод длиной не менее 750 мм, штекер диаметром не менее 4 мм". На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что при указании в разделе III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме наименования поставляемого оборудования Заказчиком была допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании конкретных характеристик в данной графе ("наименование товара"), Заказчику необходимы соединительный провод длиной не менее 500 мм, штекер диаметром не менее 4 мм и соединительный провод длиной не менее 750 мм, штекер диаметром не менее 4 мм.
Относительно второго довода жалобы в пояснениях содержится следующее: из п. 9.3 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме очевидно, что элементы, входящие в комплект принадлежностей для экспериментов по электростатике, имеют порядковую нумерацию. Номер и наименование каждого элемента начинается с новой строки, кроме того, через тире указано количество необходимых элементов с указанием единицы измерения (в штуках).
Относительно третьего довода жалобы в возражениях содержится следующее. В технике, медицине, метеорологии и в быту в качестве единицы измерения температуры используется шкала Цельсия - широко распространенная единица измерения температуры. Применяется в Международной системе единиц (СИ) (Международная система единиц (СИ) - система единиц, основанная на Международной системе величин, вместе с наименованиями и обозначениями, а также набором приставок и их наименованиями и обозначениями вместе с правилами их применения, принятая Генеральной конференцией по мерам и весам (CGPM). Шкала Фаренгейта - устаревшая единица измерения температуры с линейной шкалой. Не входит в Международную систему единиц (СИ). В конце 1960-х - начале 1970-х гг. шакала Фаренгейта была вытеснена шкалой Цельсия. Шкала Фаренгейта используется до сих пор только в США и Белизе. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что, не указав в документации об открытом аукционе в электронной форме единицы измерения температур, а именно: градусы по Фаренгейту или Цельсия, Заказчик никоим образом не ограничил количество участников размещения заказа, а предоставил выбор единиц измерения температур в данном случае участникам размещения заказа, так как Заказчику не важно, какими будут единицы измерения: градусы по Фаренгейту или Цельсия.
Необходимо отметить, что согласно данным с официального сайта ОАО "Единая электронная торговая площадка" по состоянию на 02.07.2013 ЗАО "РТЛ Систем" (ИНН: 7733809780) на сайте электронной площадки не аккредитовано. Следовательно, участником размещения данного заказа ЗАО "РТЛ Систем" быть не могло.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.05.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети "Интернет" было размещено извещение N 00133200001713000595 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку 27 комплектов учебно-лабораторного оборудования естественно-научного цикла для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ивановской области, в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аукционная документация содержит требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к размерам, и иные показатели, связанные с определением соответствия товара потребностям Заказчика. Что является законным и обоснованным в силу указанной выше нормы.
Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к запрашиваемому товару. На основании указанных норм Заказчик установил в аукционной документации требования к техническим характеристикам, конструкции и компоновке товаров, входящих в комплекты учебно-лабораторного оборудования.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться;
Так, в п. 8.2 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме в наименовании поставляемого оборудования указано, что требуется поставить "Соединительный провод, длина 500 мм, штекер диаметр 4 мм", в техническом описании - "Соединительный провод длиной не менее 500 мм, штекер диаметром не менее 4 мм", в п. 8.3 - "Соединительный провод, длина 750 мм, штекер диаметр 4 мм", в техническом описании - "Соединительный провод длиной не менее 750 мм, штекер диаметром не менее 4 мм".
Таким образом, Заказчик указал в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, также указал используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и минимальные значения таких показателей. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России Заказчик согласился с тем, что при написании документации об открытом аукционе в электронной форме в п. 8.2, 8.3 раздела III "Спецификация" была допущена техническая ошибка в графе "наименование товара", однако, несмотря на это, максимальные и минимальные значения эквивалентности предлагаемого к поставке товара были указаны Заказчиком в соседней графе "техническое описание".
Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что допущенные в п. 8.2, 8.3 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме технические ошибки, не могут служить основанием "невозможности" поставить необходимый Заказчику товар, а также отсутствием возможности выбора эквивалента.
В п. 9.3 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме "Комплект принадлежностей для экспериментов по электростатике" указано, что "Комплект принадлежностей для экспериментов по электростатике в состав должно входить приспособления и насадки, позволяющие демонстрировать эффекты и явления действия электрического заряда.
В состав должно входить:
1 основание для крепления стержней - 1 шт.;
2 опорный изолированный стержень с проводящим наконечником - 1 шт.;
3 проводящая сфера со штекером диаметром не менее 4 мм - 1 шт.;
4 пластины со штекером диаметром не менее 4 мм, пластиковый шар и стальным кольцом, для демонстрации суперпозиции электрического кольцевого поля - 1 шт.;
5 стержень с крючком - 1 шт.;
6 ванна со сферическим электродом - 1 шт.;
7 ванна с игольчатым электродом - 1 шт.;
8 колес Франклина с тремя острыми спицами - 1 шт.;
9 игла со штекером диаметром не менее 4 мм - 1 шт.;
10 тростниковая сердцевина на нитке - 1 шт.;
11 дополнительная тростниковая сердцевина - 1 шт.;
12 султанчик в виде зонтика - 1 шт.;
13 цепи для соединения - 2 шт.;
14 модель электростатического звонка с маятниками - 1 шт.;
15 плата для демонстрации разрядов в зазорах - 1 шт.;
16 изолированный стержень с отверстием 4 мм - 1 шт.;
17 планка с клеммами для монтажа - 1 шт."
Элементы, входящие в комплект принадлежностей для экспериментов по электростатике, имеют порядковую нумерацию. Номер и наименование каждого элемента начинается с новой строки, через тире указано количество необходимых элементов. Таким образом, в указанном случае отсутствует возможность многозначного и неясного толкования, следовательно, довод Заявителя относительно данного пункта документации об открытом аукционе в электронной форме является необоснованным.
Третий довод жалобы относительно того, что в п. 11 раздела III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме у термометра спиртового не установлены единицы измерения температур, является несостоятельным ввиду того, что на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что для Заказчика данная характеристика термометра не является значимой и у участника размещения заказа имеется возможность выбора единицы измерения.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при размещении государственного заказа не были нарушены нормы Закона о размещении заказов и, как следствие, права и законные интересы участников размещения заказа, ЗАО "РТЛ Систем".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ЗАО "РТЛ Систем" на действия Заказчика - Департамента образования Ивановской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку 27 комплектов учебно-лабораторного оборудования естественно-научного цикла для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ивановской области, в соответствии со спецификацией документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение N 0133200001713000595) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 3 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016