Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
N 04-10/1120 (опубликовано 3 июля 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: <_> руководитель Костромского УФАС России;
члены Комиссии:
<_> главный государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
<_> старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
в присутствии:
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области - не явились (уведомлены надлежащим образом);
от ИП <_> - не явились (уведомлен надлежащим образом);
от ГП КО "Костромское ПАТП N 3" - заместитель генерального директора <_> (по доверенности от 20.06.2013);
от ОАО "Вохомское АТП" - генеральный директор <_>
от ОАО "Сельхозхимия" - не явились (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев дело N 04-10/1120 по признакам нарушения ИП <_> (<_>) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Костромское УФАС России поступили из Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) материалы проверки в отношении ИП <_> по факту осуществления им регулярных перевозок пассажиров и багажа в отсутствие заключенного договора с Департаментом.
Как следует из акта N 4 от 06.06.2012 проверки соблюдения требований действующего законодательства в области транспорта, составленного должностным лицом Департамента, 06.06.2012 в 16-25 часов на 10-м километре автодороги "Кострома-Верхнеспасское" <_> выполнял перевозку пассажиров и багажа на транспортном средстве "Мерседес-Бенц 308Д" г/н М487ВТ44. Перевозка осуществлялась по межмуниципальному маршруту "Кострома-Вохма", с использованием остановочных пунктов регулярного сообщения. На момент проверки у водителя отсутствовали паспорт маршрута или его заверенная копия, договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок по маршруту межмуниципального сообщения или его копия, лицензия, договор фрахтования, заказ-наряд.
Как пояснил опрошенный должностным лицом Департамента <_> 06.06.2012 он осуществлял перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту "Кострома-Вохма". Данные перевозки он осуществляет три раза в неделю. Билет до с. Георгиевское стоит 600 рублей, до п. Вохма - 800 рублей, данная цена им установлена и действует около полугода. С Правилами перевозок пассажиров <_> не знаком, билеты выдавал, вел список пассажиров, распечатанный на принтере.
Данные обстоятельства, по мнению Департамента, подтверждают факт осуществления ИП <_> регулярных перевозок пассажиров и багажа без договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок, заключенного с организатором перевозок. Своими действиями ИП <_> совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 33 Закона Костромской области от 21.07.2008 N 352-4-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" (далее - Кодекс КО об АП).
06.06.2012 Департаментом составлен протокол N 5 об административном правонарушении в отношении ИП <_> по признакам нарушения статьи 33 Кодекса КО об АП.
Постановлением Департамента от 15.06.2012 N 24 ИП <_> привлечен к административной ответственности по статье 33 Кодекса КО об АП.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
<_> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС России г. Костроме 05.04.2012 (свидетельство серии 44 N 000812479, ОГРН 312440109600148).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция. При этом перечень действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, не является исчерпывающим и не ограничен действиями, прямо поименованными в части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на исполнительные органы государственной власти возложена организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В целях реализации указанного полномочия принят Закон Костромской области от 18.11.2009 N 539-4-ЗКО "Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области" (далее - Закон N 539-4-ЗКО), предметом регулирования которого являются отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории Костромской области при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим, воздушным, водным, железнодорожным транспортом общего пользования, также Законом установлены правовые и экономические остовы организации транспортного обслуживания населения в Костромской области.
В соответствии со статьей 3 Закона N 539-4-ЗКО организатором перевозок является организатор перевозок - орган государственной власти Костромской области, орган местного самоуправления либо уполномоченное ими учреждение, исполняющее отдельные функции в части организации транспортного обслуживания населения; транспортное обслуживание населения - предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим, железнодорожным, водным, воздушным транспортом; маршрут межмуниципального сообщения - пригородный либо междугородный маршрут регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, проходящий по территории двух и более муниципальных районов либо по территории муниципального района и городского округа, имеющий остановочные пункты на их территории и обеспечивающий транспортное сообщение между ними.
На основании частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В пункте 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта установлено, что маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Постановлением губернатора Костромской области от 14.01.2008 N 5 "О департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области" установлено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, Департамент является организатором перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 539-4-ЗКО в целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования между перевозчиком и организатором перевозок заключается договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Предметом означенного договора является обеспечение выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на одном либо нескольких смежных маршрутах согласно утвержденному расписанию и оказание населению услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными транспортными средствами соответствующей категории и класса на условиях публичного договора с применением провозной платы в пределах установленного тарифа и предоставлением установленных льгот по оплате проезда (преимуществ по провозной плате) отдельным категориям граждан (часть 2 статьи 10 Закона N 539-4-ЗКО).
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона N 352-4-ЗКО установлено, что порядок ведения реестра маршрутов межмуниципального сообщения определяется соответственно исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Приказом Департамента от 30.12.2009 N 207 утвержден Реестр маршрутов межмуниципального сообщения. В соответствии с указанным Реестром утверждены, в том числе, маршрут N 519 "Кострома-Мантурово", а также маршрут N 522 "Кострома-Боговарово". При этом пути следования транспортных средств по указанным маршрутам совпадают от г. Кострома до г. Мантурово. Кроме того, путь следования транспортных средств по маршруту N 522 "Кострома-Боговарово" совпадает с путем следования транспортного средства ИП <_> по маршруту "Кострома-Мантурово-Вохма" от г. Кострома до п. Вохма.
Как следует из материалов дела, зафиксировано в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, 06.06.2012 ИП <_> на транспортном средстве "Мерседес-Бенц 308Д" госномер М487ВТ44 осуществлял перевозку пассажиров и багажа по междугороднему маршруту межмуниципального сообщения "Кострома-Мантурово-Вохма". В ходе перевозки ИП <_> осуществлял посадку и высадку пассажиров и багажа на остановочных пунктах указанного маршрута на условиях публичного договора. На момент проверки у ИП <_> отсутствовали паспорт маршрута (его копия), договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения N 519 "Кострома-Мантурово-Вохма" (его копия).
Договор фрахтования или заказ-наряд на перевозку пассажиров во время проверки предпринимателем не предъявлялись, что зафиксировано в акте проверки N 4 от 06.06.2012.
Письменные пояснения по существу дела ИП <_> не представил, вследствие чего рассмотрение дела неоднократно откладывалось. Тем не менее, сведения о получении ИП <_> определений о назначении дела к рассмотрению и об отложении рассмотрения дела у Комиссии имеются (почтовые уведомления о вручении заказных писем). Ввиду неоднократной неявки ИП <_> в заседания Комиссии по рассмотрению дела и непредставления им письменных пояснений, что не препятствует рассмотрению дела по существу, Комиссия рассмотрела дело на основании имеющихся материалов.
Постановление Департамента от 15.06.2012 N 24, в соответствии с которым на ИП <_> был наложен штраф в размере 10000 рублей, было им обжаловано в Арбитражный суд Костромской области. После вынесения Арбитражным судом Костромской области решения от 16.08.2012 по делу N А31-6195/2012, в соответствии с которым размер административного штрафа был снижен до 3000 рублей. Данное решение Арбитражного суда Костромской области в вышестоящие судебные инстанции им не обжаловалось.
При рассмотрении дела Арбитражным судом Костромской области установлено, что материалами дела факт осуществления ИП <_> 06.06.2013 регулярных перевозок без договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок доказан. Также судом отмечено, что довод заявителя о том, что им осуществлялись перевозки по заявкам, опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, объяснениями пассажиров от 06.06.2012.
Как следует из статьи 2 Устава автомобильного транспорта для целей настоящего Федерального закона (Устава автомобильного транспорта) используются следующие основные понятия: маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения; маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Согласно статьи 5 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Статья 19 Устава автомобильного транспорта устанавливает виды регулярных перевозок пассажиров и багажа:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.
Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм Устава автомобильного транспорта во взаимосвязи с установленными в ходе рассмотрения настоящего дела и исследования представленных доказательств обстоятельствами, следует, что перевозки, осуществляемые предпринимателем по указанному маршруту, обладают признаками регулярных перевозок - перевозка пассажиров осуществляется автомашиной по маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автомашины, движение осуществляется по одному и тому же направлению туда и обратно, по утвержденному в установленном порядке маршруту, перевозки осуществляются периодически, то есть повторяются через определенные промежутки времени.
Соответственно, предпринимателем в соответствии с требованиями статьи 10 Закона N 539-4-ЗКО должен быть заключен договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа с организатором перевозок.
Факт осуществления ИП <_> регулярной перевозки пассажиров и багажа 06.06.2012 по маршруту межмуниципального сообщения "Кострома-Мантурово-Вохма" без договора подтвержден также вступившим в силу решением Арбитражного суда Костромской области от 16.08.2012 по делу N А31-6195/2012.
Из изложенного Комиссия делает вывод о том, что 06.06.2012 ИП <_> по маршруту "Кострома-Мантурово-Вохма" осуществлялась регулярная перевозка пассажиров и багажа без заключенного с Департаментом договора.
Согласно сведениям, представленных Департаментом, перевозки по межмуниципальному маршруту N 522 "Кострома-Боговарово" (полностью совпадающим с маршрутом "Кострома-Мантурово-Вохма" до п. Вохма) осуществляют ГП "Костромское ПАТП N 3" (по договору N 9/12в от 23.01.2012), ОАО "Вохомское АТП" (по договору N 39/12в от 19.03.2012), ОАО "Сельхозхимия" (по договору N 26/12в от 05.03.2012).
Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами ИП <_> на рынке оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа в пределах межмуниципального маршрута "Кострома-Мантурово-Вохма".
Осуществляя перевозки по указанному маршруту, ИП <_> фактически создал такую ситуацию, при которой пассажиры, пользующиеся в обычных условиях услугами ГП "Костромское ПАТП N 3", ОАО "Вохомское АТП", ОАО "Сельхозхимия", могут воспользоваться услугами ИП <_> который не имел правовых оснований для оказания подобных услуг по данному маршруту.
Привлеченные к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц ГП КО "Костромское ПАТП N 3" и ОАО "Вохомское АТП" представили сведения о размерах причиненных им убытков (в виде недополученных доходов) в связи с незаконным осуществлением 06.06.2012 ИП <_> регулярной перевозки пассажиров и багажа.
Комиссия полагает, что осуществляя пассажирские перевозки по маршруту, совпадающему с межмуниципальным маршрутом N 522 "Кострома - Боговарово", по которому правомерно осуществляли регулярные перевозки вышеуказанные хозяйствующие субъекты, ИП <_> оказывается в преимущественном положении по отношению к ним, поскольку не связан условиями договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенных данными хозяйствующими субъектами с Департаментом.
Осуществление ИП <_> регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту, совпадающему с межмуниципальным маршрутом N 522 "Кострома - Боговарово", может повлечь перераспределение пассажиропотока и уменьшение количества пассажиров в одном транспортном средстве, что, в свою очередь, может повлечь уменьшение выручки у ГП "Костромское ПАТП N 3", ОАО "Вохомское АТП", ОАО "Сельхозхимия".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ИП <_> нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении 06.06.2012 регулярной перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту "Кострома-Мантурово-Вохма", совпадающему с межмуниципальным маршрутом N 522 "Кострома - Боговарово", без заключения с Департаментом договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок, вследствие чего могли быть причинены убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам ИП <_>
Поскольку в материалы дела не представлено сведений об осуществлении в настоящее время ИП <_> регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам, оснований для выдачи ИП <_> предписания об устранении нарушения у Комиссии не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения индивидуальным предпринимателем <_> части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в осуществлении 06.06.2012 регулярной перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту "Кострома-Мантурово-Вохма", совпадающему с межмуниципальным маршрутом N 522 "Кострома - Боговарово", без заключения с Департаментом договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок, вследствие чего могли быть причинены убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам ИП <_>
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
reshenie_po_delu_no_04-10-1120.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области N 04-10/1120 (опубликовано 3 июля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016