Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 15 июля 2013 г. N 12/10219
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключения договоров по результатам торгов в следующем составе:
Яковлев П.В. |
- |
заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии; |
Тихомирова Н.Ю. |
- |
главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии; |
Ивашова Е.В. |
- |
специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии, |
с участием представителей:
от ООО "Навигатор-СБС": Пушкарева О.В. - представитель (доверенность от 17.12.2012 N154);
от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга": Стрункин А.А. - заместитель начальника Бюро регламентации заказа (доверенность от 07.06.2013 N01-30-200/13), Шиндов И.Ю. - ведущий специалист первого класса Отдела правового сопровождения закупок Бюро регламентации заказа (доверенность от 07.06.2013 N 01-30-201/13),
в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"", рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-СБС" от 03.07.2013 исх.
N 1005 (вх. N 12726 от 04.07.2013) (далее - жалоба) на действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (местонахождение: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д.42) при проведении закупки способом предварительного квалификационного отбора на предмет: "Комплекс работ по проектированию и реконструкции водопроводных и канализационных сетей для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ПКО), заслушав пояснения представителей ООО "Навигатор-СБС" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", установила:
1. Заявитель обжалует следующие действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга":
01.06.2013 на сайте ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" размещены: Протокол заседания Комиссии N 3 о результатах проведения ПКО (N 231-пр-и от 26.06.2013) и Протокол заседания рабочей группы N 43-25-249/13-0-0 от 25.06.2013) в которых указано, что Заявитель признан не прошедшим ПКО. Решением Комиссии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Решение) признано:
- квалификационная заявка Заявителя соответствует всем обязательным требованиям, установленным документацией о проведении ПКО;
- Заявитель не соответствует квалификационным требованиям, установленным документацией о проведении ПКО, а именно:
1) Пунктом 9 "Квалификационные требования" установлено требование об отсутствии на объектах Участника нарушений требований по охране труда и пожарной безопасности, повлекших за собой несчастные случаи со смертельным исходом при выполнении строительно-монтажных работ в текущем или прошедшем календарном году.
2) Пунктом 9 "Квалификационные требования" установлено требование об отсутствии обоснованных жалоб (3 и более) в отношении выполнения работ собственными (и/или привлеченными) силами на объектах Заказчика в текущем или прошедшем календарном году.
Заявитель утверждает, что доводы, изложенные в Решении, не соответствуют действительным обстоятельствам дела, а Решение принятое ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на основании указанной информации, неправомерно по следующим основаниям.
Важным условием подтверждения "обоснованности жалобы" является тот факт, что государственные контролирующие органы должны выявить нарушения при производстве работ с составлением соответствующего акта, вступавшего в законную силу. Участником к заявке на участие ПКО прилагались справки государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере производства строительных работ, за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ, а именно: Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга об отсутствии жалоб, обращений, связанных с выполнением строительных работ Заявителем.
Кроме этого, в соответствии с требованиями Документации ПКО к заявке для участия в предварительном квалификационном отборе Участником предоставлены документы, подтверждающие отсутствие жалоб, предписаний, нарушений:
- справка из Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге об отсутствии несчастных случаев на производстве с персоналом и на объектах Участника в 2011-2012 и в текущем периоде 2013 года;
- справка Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ;
- справка из территориальных органов Управления Миграционной Федеральной Службы о не привлечении Участника к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства;
- справка Службы судебных приставов-исполннтелей.
По информации Заявителя, оценка данного факта Комиссией не давалась, указанные документы Заказчиком не были приняты во внимание.
Также Заявитель сообщает, жалоба это обращение по поводу нарушенных прав и свобод. Следует учесть, что любая жалоба должна быть обоснованной, содержать указание на нарушение, подтверждаться соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами (документы, справки, протоколы, показания свидетелей, фото и т д.). Кроме этого, должен быть определен орган и его компетенция (порядок, срок, порядок оформления ответа (решения), критерии обоснованности и т.д.) Заказчиком при рассмотрении указанных жалоб не указаны критерии "обоснованности жалобы", не определена степень тяжести нарушения, последствия нарушения для установления "обоснованности жалобы" и признания участника не прошедшим предварительный квалификационный отбор.
По мнению Заявителя, в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при рассмотрении жалоб не учитывался тот факт, что проводимые Заявителем работы на объекте пос. Володарский технологически связаны с производством земляных работ с выемкой и перемещением большого количества грунта, нарушением благоустройства, в зоне непосредственно прилегающей к жилым домам с причинением временных неудобств для граждан, проживающих в поc. Володарский, что в свою очередь вызывает недовольство граждан. Кроме этого, Заказчиком при принятии решения не учитывался и то, что все замечания, указанные в жалобах были Заявителем своевременно и в кратчайшие сроки устранены, что подтверждается актами, благодарственными письмами в адрес Заявителя
Заявитель указывает, в соответствии с Положением об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Положение) ПКО является одним из способов размещения заказа. Согласно разделу 10.8 Положения ПКО может предшествовать проведению процедуры закупки (или нескольких процедур), в этом случае Документация о размещении заказа предоставляется только участникам размещения заказа, прошедшим отбор. ПКО проводится для выявления участников размещения заказа, квалификация которых позволит участвовать в конкурсе, аукционе, запросе ценовых котировок (в случаях, если цена договора не превышает 2 500 000 (двух миллионов пятисот тысяч) рублей на закупку товаров, работ, услуг для нужд Предприятия) (п. 10.8.2 Положения). По итогам ПКО составляется перечень квалификационных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по предмету квалификационного отбора. Перечень квалификационных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) является действующим в течение 12 (двенадцати) календарных месяцев с момента проведения процедуры. При проведении процедур закупки (конкурса, аукциона, запроса ценовых котировок) по результатам ПКО приглашения к участию в процедуре и Документация о размещении заказа рассылается только участникам размещения заказа, прошедшим ПКО (п.10.8.7 Положения).
В п. 7.6 Положения предусмотрено: "Решения, принятые по вопросам размещения заказа и оформленные протоколами, размещаются на сайте Заказчика не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов". По мнению Заявителя, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с нарушением сроков разместил на официальном сайте - www. zakupki.gov.ru и на сайте ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" 01.07.2013 Протокол от 26.06.2013.
2. ГУП Водоканал "Санкт-Петербурга" с доводами ООО "Навигатор-СБС" не согласилось по следующим основаниям, изложенным в письме от 12.07.2013 исх.N04-12-304/13 (вх. N 13464 от 12.07.2013), пояснив следующее.
Разделом 8 Положения об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", утвержденного приказом генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 30.12.2011 N218 (далее - Положение), предусмотрены требования к участникам размещения заказа, которые имеют "общий" характер и относятся к юридическому лицу (участнику размещения заказа) в контексте его деятельности в целом, безотносительно исполнения по договорам, заключенным с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". По мнению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", такой подход к выбору участников не позволяет ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отказать в заключение договоров организациям, которые ранее показали себя со стороны недобросовестного Подрядчика.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" считает, что Закон о закупках не содержит императивных норм по требованиям к участникам размещения заказа, в силу чего, Заказчик имеет право определить требования к участникам размещения заказа при условии их не противоречия Закону.
В связи с чем, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Заказчик) при организации и проведении ПКО, установил требование, предусмотренное в разделе 9 Документации по ПКО "Отсутствие отрицательного опыта работы с Предприятием" в отношении жалоб, поступивших в адрес Заказчика, на действия участника предварительного квалификационного отбора.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" считает, что все критерии понятия "жалоба" определены непосредственно в самом требовании, соответствии с которым, "В случаях, когда в адрес Заказчика на участника предварительного квалификационного отбора поступали обоснованные жалобы (3 и более) в отношении выполнения работ собственными (и/или привлеченными) силами на объектах Заказчика в текущем или прошедшем календарном году, организатор размещения заказа имеет право признать данную организацию не прошедшей предварительный квалификационный отбор". Таким образом, по мнению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", под жалобу в рамках вышеуказанного предварительного квалификационного отбора подпадает обращение любого лица (физического либо юридического, в том числе, и государственных органов), обладающего признаками, указанными выше. При этом, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" считает, обоснованной жалоба будет считаться тогда, когда факты, изложенные в ней соответствуют действительности.
По информации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", вопрос о признании Участника прошедшим (либо не прошедшим) предварительный квалификационный отбор (в том числе и по данному основанию) находится в компетенции Комиссии по размещению заказа с учетом протокола рабочей группы, рассматривающей заявки Участников на соответствие требованиям предварительного квалификационного отбора.
- в случаях, когда у участника предварительного квалификационного отбора имелись нарушения миграционного законодательства в текущем или прошедшем периоде;
- в случаях, когда у участника предварительного квалификационного отбора и/или на его объектах имелись нарушения требований по охране труда и пожарной безопасности, повлекшие за собой несчастные случаи со смертельным исходом при выполнении строительно-монтажных работ в текущем или прошедшем календарном году.
Выше указанные требования обусловлены пунктом 8.3 Положения.
В частности 14 декабря 2012 года при проведении строительных работ по адресу: Санкт-Петербург, поселок Володарский, Пензенский переулок произошло происшествие со смертельным исходом, что подтверждается актом от 14.12.2012. Указанное нарушение произошло по причине многочисленных нарушений требований охраны труда.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" считает, что право Заказчика, принимать или отклонять любую квалификационную заявку, а также отказаться от проведения процедуры предварительного квалификационного отбора и всех квалификационных заявок в любое время до проведения итогов предварительного квалификационного отбора без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми юридическими лицами, которым такое действие может принести убытки, исходит из положения 447-449 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
По информации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", согласно п. 10.8.1 Положения, предварительный квалификационный отбор определяется как отбор участников размещения заказа, допускаемых для участия в процедуре закупки в соответствии с требованиями и критериями, установленными организатором размещения заказа. Предварительный квалификационный отбор проводится ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" исключительно для выявления организаций, квалификация которых позволяет участвовать в закупке (конкурсе, аукционе и т.д.).
3. Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения ООО "Навигатор-СБС" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Комиссия отмечает следующее.
3.1. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при организации ПКО N31300314309, руководствовался следующими документами:
положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках);
Положением об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", утвержденным приказом генерального директора Ф.В. Кармазиновым от 30.12.2011 N218 (далее - Положение);
Документацией для проведения предварительного квалификационного отбора участников для участия в процедуре закупки на право заключения договоров на предмет: "Проведение работ по строительству и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Документация).
Положение и Документация были размещены ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (далее - сайт закупок).
Согласно п.10.1 раздела 10 "Способы размещения заказа Предприятия, условия их применения" Положения, выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется с помощью следующих процедур закупки:
а) конкурс (открытый и закрытый, по итогам ПКО);
б) аукцион (открытый и закрытый, по итогам ПКО);
в) запрос ценовых котировок (открытый и закрытый, по итогам ПКО);
г) конкурентные переговоры;
д) закупка путем мониторинга цен;
е) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если, любая из перечисленных процедур закупок не противоречит действующему законодательству Российской Федерации на момент ее осуществления.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Разделом 10.8 Положения предусмотрена процедура предквалификационного отбора.
Согласно п. 10.8.1 Положения, предварительный квалификационный отбор - отбор участников размещения заказа, допускаемых для участия в процедуре закупки в соответствии с требованиями и критериями, установленными организатором размещения заказа. Предварительный квалификационный отбор может предшествовать процедуры закупки (или нескольких процедур).
Согласно п. 10.8.2 Положения, предварительный квалификационный отбор проводится для выявления участников размещения заказа, квалификация которых позволит участвовать в конкурсе, аукционе, запросе ценовых котировок.
Согласно п. 10.8.3 Положения, предварительный квалификационный отбор проводится в случаях, когда организатор размещения заказа может четко определить минимальный уровень квалификации участника размещения заказа, необходимый для успешного выполнения договора.
Согласно п. 10.8.4 Положения, предварительный квалификационный отбор основан на удовлетворении (неудовлетворении) требований, касающихся общего и специального опыта участника размещения заказа, кадровых возможностей, оборудования, финансового состояния, которые подтверждаются участником размещения заказа при предоставлении участником размещения заказа заявки на участие в предварительном квалификационном отборе.
Пунктом 9 "Квалификационные требования" раздела 2 "Требования к участникам" Документации предусмотрены квалификационные требования, согласно которым предварительный квалификационный отбор основан на удовлетворении (неудовлетворении) требований, касающихся общего и специального опытов Участника, кадровых возможностей, оборудования, финансового состояния, которые подтверждаются Участником при заполнении Форм, приложенных к квалификационной заявке Участника.
Также, пунктом 9 "Квалификационные требования" раздела 2 "Требования к участникам" Документации, установлено требование "Отсутствие отрицательного опыта работы с Предприятием", согласно которому Участник должен предоставить сведения о договорах, заключенных с Предприятием в течение последних 3 лет. В случаях, когда у участника предварительного квалификационного отбора имеются договоры, в отношении которых в текущем или прошедшем календарном году Предприятие отказалось от исполнения в связи с нарушениями (нарушением) допущенными (допущенным) участником размещения заказа организатор размещения заказа имеет право признать данную организацию не прошедшей предварительный квалификационный отбор.
В случаях, когда у участника предварительного квалификационного отбора и/или на его объектах имелись нарушения требований по охране труда и пожарной безопасности, повлекшие за собой несчастные случаи со смертельным исходом при выполнении строительно-монтажных работ в текущем или прошедшем календарном году, организатор размещения заказа имеет право признать данную организацию не прошедшей предварительный квалификационный отбор.
В случаях, когда у участника предварительного квалификационного отбора имелись нарушения миграционного законодательства в текущем или прошедшем календарном году, организатор размещения заказа имеет право признать данную организацию не прошедшей предварительный квалификационный отбор.
В случаях, когда в адрес Заказчика на участника предварительного квалификационного отбора поступали обоснованные жалобы (3 и более) в отношении выполнения работ собственными (и/или привлеченными) силами на объектах Заказчика в текущем или прошедшем календарном году, организатор размещения заказа имеет право признать данную организацию не прошедшей предварительный квалификационный отбор.
Пунктом 15 Раздела 4 "Порядок рассмотрения и оценки квалификационных заявок" Документации, предусмотрена процедура оценки квалификации участников и принятие решения, в том числе основания, по которым заявка Участника отклоняется.
Согласно п.п. 1 и п.п.2 п.15 Раздела 4 "Порядок рассмотрения и оценки квалификационных заявок" Документации, рассмотрение и оценка квалификационных заявок Участников осуществляется компетентной комиссией Заказчика. Квалификационные заявки Участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в настоящей квалификационной документации, на основании представленных в составе квалификационных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных настоящей квалификационной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Согласно пп.3, 4, 5, 8 п.15 Раздела 4 "Порядок рассмотрения и оценки квалификационных заявок" Документации, заявки Участников отклоняются в следующих случаях:
квалификационные заявки Участников не соответствующие обязательным требованиям квалификационной документации;
предоставление Участником в квалификационной заявке недостоверных сведений;
непредставление документов, предусмотренных п.11 квалификационной документации, либо несоответствие представленных документов требованиям, установленным п. 9 квалификационной документации, к их оформлению и срокам действия;
отсутствие разъяснений или непредставление дополнительных документов в течение 3 рабочих дней после получения Участником запроса.
Согласно п.п.9 п. 15 Раздела 4 "Порядок рассмотрения и оценки квалификационных заявок" Документации, Участники не соответствующие квалификационным требованиям, установленным в квалификационной документации, признаются комиссий Заказчика Участниками, не прошедшими предварительный квалификационный отбор.
Согласно п.16 раздела 4 "Порядок рассмотрения и оценки квалификационных заявок" Документации, Заказчик оставляет за собой право принимать или отклонять любую квалификационную заявку, в том числе и на основании недочетов, открытых аудитом по охране труда, проведённом на любом аналогичном объекте Участника, а также отказаться от проведения процедуры предварительного квалификационного отбора и отказаться от всех квалификационных заявок в любое время до подведения итогов предварительного квалификационного отбора без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми юридическими и физическими лицами, которым такое действие может принести убытки.
Таким образом, Комиссия не усмотрела в утвержденной ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Документации необоснованных и противоречащих положениям Закона о закупках требований.
3.2. Согласно части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с п. 7.6 Положения предусмотрено: "Решения, приняты по вопросам размещения заказа и оформленные протоколами, размещаются на сайте Заказчика не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания таких протоколов".
На официальном сайте - www.zakupki.gov.ru и на сайте ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" 01.07.2013, Протокол от 26.06.2013.
Таким образом, Комиссия отмечает нарушение сроков размещения протокола от 26.06.2013 N 231-пр-и.
Данное нарушение не повлекло негативных последствий, в связи с чем, основания для выдачи предписания в отношении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Навигатор-СБС" от 03.07.2013 исх. N 1005 (вх. N 12726 от 04.07.2013) на действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при проведении закупки способом предварительного квалификационного отбора на предмет: "Комплекс работ по проектированию и реконструкции водопроводных и канализационных сетей для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - частично обоснованной;
Признать нарушение части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при организации предварительного квалификационного отбора на предмет: "Комплекс работ по проектированию и реконструкции водопроводных и канализационных сетей для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
Предписание в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не выдавать.
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии Н.Ю. Тихомирова
Е.В. Ивашова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июля 2013 г. N 12/10219
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016