Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
от 18 июля 2013 г. N К-363-02/2013
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 июля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее по тексту - Комиссия Владимирского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
"-----------" - заместителя руководителя, председателя Комиссии;
"-----------" - начальника отдела, члена Комиссии;
"-----------" - главного государственного инспектора, члена Комиссии;
в присутствии представителей:
от страхового открытого акционерного общества "ВСК" (далее по тексту - СОАО "ВСК") "-----------" по доверенности от 15.12.2012 сроком действия по 15.01.2014;
от муниципального унитарного предприятия "Владимирводоканал" (далее по тексту - МУП "Владимирводоканал") - "-----------" по доверенности от 27.12.2012 N144 сроком действия до 31.12.2013,
рассмотрев дело N К-363-02/2013, возбужденное по жалобе СОАО "ВКС" на действия закупочной комиссии МУП "Владимирводоканал" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для МУП "Владимирводоканал", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба от СОАО "ВСК" от 10.07.2013 исх. N145 (вх. N 2958 от 10.07.2013) на действия закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), выразившиеся в необоснованной оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом запросе предложений и определения победителя.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в соответствии с требованием статьи 18.1 Закона о защите конкуренции возбуждено дело N К-363-02/2013 в отношении закупочной комиссии - МУП "Владимирводоканал".
11.07.2013, в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в адрес организатора торгов - МУП "Владимирводоканал" направлено уведомление о приостановлении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
По мнению СОАО "ВСК" закупочная комиссия неправильно определила победителя, поскольку согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений от 08.07.2013 N64 участники заказа СОАО "ВСК" и ОСАО "РЕСО-Гарантия" набрали по 100%. Впоследствии закупочная комиссия большинством голосов определила победителя - ОСАО "РЕСО-Гарантия". СОАО "ВСК" считает, что закупочная комиссия нарушила Федеральный закон от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках").
В обоснование своих доводов МУП "Владимирводоканал" указало на то, что закупочная комиссия действовала в соответствии с документацией по открытому запросу предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд МУП "Владимирводоканал" от 18.06.2013 N148.
Комиссия Владимирского УФАС России, выслушав представителей СОАО "ВСК" и МУП "Владимирводоканал", исследовав все представленные материалы, установила следующее.
28.09.2012 приказом генерального директора МУП "Владимирводоканал" N476 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Владимирводоканал" (далее по тексту - Положение о закупке).
В разделе 8 Положения о закупке предусмотрена инструкция по проведению процедур закупок.
Согласно пункту 8.1.8.1 Положения о закупке рассмотрение, сопоставление и оценка заявок осуществляет закупочная комиссия. Комиссия должна обеспечивать конфиденциальность процесса оценки и соблюдение коммерческой тайны участников запроса предложений. Рекомендуется осуществлять оценку заявок в следующем порядке: а) проведение отборочной стадии; б) проведение оценочной стадии (пункт 8.1.8.2 Положения о закупке).
На оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по следующим основаниям:
- по степени предпочтительности (пп. 8.1.8.5.);
- строгое соответствие с критериями и процедурами, указанными в документации по запросу предложений (пп. 8.1.8.6.);
-при ранжировании заявок закупочная комиссия принимает оценки и рекомендации Инициатора закупки, однако может принимать любые самостоятельные решения с учетом порядка оценки заявок, предусмотренного в документации по запросу предложений (пп.8.1.8.7.);
-при публикации критериев оценки заявок в документации по запросу предложений указывается как порядок (в т.ч. иерархия) их применения при оценке предложений, так и точная относительная значимость (весовые коэффициенты) каждого такого критерия (пп.8.1.8.8.).
В соответствии подпункту 8.1.9.1. Положения о закупке, наилучшей заявкой по решению закупочной комиссии признается заявка, которая по результатам оценочной стадии заняла первое место в итоговой ранжировке заявок по степени предпочтительности.
Согласно указанному Положению о закупках 18.06.2013 утверждена документация по открытому запросу предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд МУП "Владимирводоканал" N148 (далее - Документация).
26.06.2013 в связи с устранением технической ошибки в сведениях о начальной (максимальной) цене договора внесены изменения в Документацию.
Документация открытого запроса предложений предусматривает конкурентный способ закупки, при котором Заказчик заранее информирует поставщиков (исполнителей, подрядчиков) о потребности в продукции, приглашает подавать заявки и после одного или нескольких этапов может заключить договор с участником, заявка которого наиболее соответствует объявленным требованиям.
Согласно подпункту 1.19.1.3. Документации рассмотрение и оценка заявок осуществляется в соответствии с условиями настоящей Документации и требованиями Положением о закупке.
10.10.2012 приказом генерального директора МУП "Владимирводоканал" - Семихатовым С.Е. N496 утверждено Положение о закупочной комиссии (далее - Положение о закупочной комиссии) и о создании состава закупочной комиссии по проведению данной закупки.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте заказчика www.vodokanalvladimir.ru опубликовано извещение от 18.06.2013 N148 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд МУП "Владимирводоканал" со страховой суммой 197 000 рублей без НДС.
26.06.2013 в извещение от 18.06.2013 N148 внесены изменения в отношении страховой суммы 200 000 рублей без НДС.
Заказчик - муниципальное унитарное предприятие "Владимирводоканал"
Предметом договора является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Страхование 49 транспортных средств.
Страховая сумма 200 000 рублей без НДС
Дата начала рассмотрения с 8 июля 2013 года.
Дата окончания рассмотрения заявок по 8 июля 2013 года.
Дата подведения итогов запроса 9 июля 2013 года.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений от 08.07.2013 N64 закупочная комиссия установила сведения о потенциальных участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в запросе предложений - СОАО "ВСК" (регистрационный номер заявки 1), ОСАО "РЕСО-Гарантия" (регистрационный номер заявки 2). Рассмотрев представленные документы участников, закупочная комиссия допустила к участию в запросе предложений заявки вышеуказанных участников. В соответствии с пунктом 5.1 протокола от 08.07.2013 N64 СОАО "ВСК" рейтинг заявки 100 % порядковый номер 1, ОСАО "РЕСО-Гарантия" рейтинг заявки 100% порядковый номер 1. По вопросу заключения договора закупочная комиссия проголосовала следующим образом: за участника СОАО "ВСК": "за" - 2 голоса, "против" - 3 голоса; за участника ОСАО "РЕСО-Гарантия": "за" - 3 голоса, "против" - 2 голоса.
Итоговым протоколом по открытому запросу предложений закупочная комиссия приняла решение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) с ОСАО "РЕСО-Гарантия".
В соответствии подпунктом "г" пункта 4.1 части 4 Положения о закупочной комиссии закупочная комиссия принимает все ключевые решения в рамках проведения конкурентных процедур (за исключением у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая решения о допуске или отказе в допуске потенциальных участников к участию в закупочной процедуре, о признании конкурентной процедуры несостоявшейся, о выборе лучшего предложения или выборе победителя в конкурентных закупочных процедурах.
Следовательно, закупочная комиссия вправе принять любое самостоятельное решение.
При таких обстоятельствах Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в действиях закупочной комиссии по определению победителя открытого запроса предложений на право заключения договора ОСАГО для нужд МУП "Владимирводоканал" нарушений Положения о закупках и Закона о закупках. Закупочная комиссия действовала в соответствии с разработанным Положением о закупках и Документацией.
Вместе с тем, проанализировав принятое Положение о закупках и Документацию, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе - критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как следует из материалов дела все участники полностью соответствовали требованиям Документации и были оценены одинаково. Положением о закупке и Документацией не предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок при равенстве голосов. В связи с этим для определения победителя закупки закупочная комиссия руководствовалась пунктом 1.19.3 Документации по степени предпочтительности, поскольку вправе принимать любые самостоятельные решения с учетом порядка оценки заявок участников. Однако Закон о закупках устанавливает, что в Положении о закупке, а также в Документации должны быть указаны сведения, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупки, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Проанализировав Положение о закупках и Документацию, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что Документация не содержит критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что нарушает часть 10 статьи 4 Закона о закупках.
Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Признать жалобу страхового открытого акционерного общества "ВСК" на действия закупочной комиссии муниципального унитарного предприятия "Владимирводоканал" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) необоснованной.
2. Выдать муниципальному унитарному предприятия "Владимирводоканал" предписание об аннулировании запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд МУП "Владимирводоканал".
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 июля 2013 г. N К-363-02/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016