Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 26 июля 2013 г. N 05/10914
Резолютивная часть решения оглашена "12" июля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" июля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее- Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
И.П. Соколова |
- |
заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии; |
Е.Л. Рябух |
- |
начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии; |
Е.Н. Круглякова |
- |
главный специалист-эксперт отдела монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии; |
рассмотрев дело N К05-317/12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное приказом Управления от 29.12.2012 N588-ОВ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Коммуникации" (198095, г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское ш. 10) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей ООО "Арман" (далее- Заявитель) Нечаевой Анастасии Дмитриевны (по доверенности N05/2013 от 15.02.2013) и Окунева Константина Викторовича ( по доверенности N02/2013 от 15.02.2013)
в присутствии представителей ООО "Коммуникации (далее- Ответчик) Чепиного Владислава Олеговича (по доверенности б/н от 20.02.2013) и Сторублевцева Владимира Викторовича (по доверенности б/н от 20.02.2013). установила:
1. ООО "Арман" (196084, Санкт-Петербург, ул. Смоленская д.33, лит.А) обратилось в Управление с заявлением от 09.10.2012 N14800 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении действий ООО "Коммуникации", выразившегося в распространении ложных сведений относительно качества оборудования "Армтел", выпускаемого ООО "Арман".
По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 29.12.2012 N588-ОВ, возбуждено дело N К05-317/12 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по его рассмотрению по признакам нарушения ООО "Коммуникации" части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
2. Позиция Заявителя изложена в заявлении от 09.10.2012 N14800, в письме от 21.11.12 вх. N17336 и на заседаниях Комиссии. Заявитель сообщил, о том, что ООО "Коммуникации", являясь конкурентом ООО "Арман", направило официальное письмо N 011 от 08.02.2012 Директору проекта ОАО "Полиметалл УК" Разенкову В.Г., являющегося одним из клиентов ООО "Арман". Данное обращение, по мнению Заявителя, содержало недостоверные сведения о качестве поставляемого им оборудования Армтел, сообщалось о том, что проектное решение, построенное на оборудовании Армтел является "неоптимальным", содержатся сведения о "нестабильной работе данного оборудования", о том, что "оборудование Армтел выпускается всего несколько лет и не имеет большого опыта применения и наработанных данных по надежности". В качестве подтверждения приводится отзыв одного из предприятий компании ЛУКОЙЛ. При этом в тексте указанного письма ООО "Коммуникации" предлагают заменить оборудование Армтел на собственное оборудование ПРОКОМ, гарантируя его долгую безотказную работу.
3. Ответчик не согласился с доводами Заявителя, представив письменные пояснения по делу в письмах от 29.11.12 N18080, от 20.05.13 N9510, а также изложив свою позицию на заседаниях Комиссии по рассмотрению дела.
Ответчик пояснил, что его мнение о нестабильной работе оборудования громкоговорящей связи, производителем которой является ООО "Арман" основывается на следующем:
Собственный опыт работы в ООО "Арман" Управляющего директора ООО "Коммуникации" Чепиного Владислава Олеговича, который в период с 2002 по 2005 год, по сведениям Ответчика, был заместителем генерального директора ООО "Арман", а также генерального директора ООО "Коммуникации" Куляшова Владислава Николаевича, который, по сведениям Ответчика, в период с 2003 по 2005 год был заместителем генерального директора по логистике в ООО "Арман".
Отзывы пользователей оборудования, производимого ООО "Арман". Ответчик ссылается на отзывы филиала дочерней компании РОСНЕФТИ -"РН-Информ" в г.Туапсе и дочерней компании ЛУКОЙЛ ООО "ЛУКОЙЛ- Астраньэнерго", в которых описаны одни и те же проблемы: нестабильность работы, "подвисание" абонентских комплексов. Ответчик сообщил, что со слов начальника Управления Информационных Технологий "Конаковская ГРЭС" - Перехожева Сергея Васильевича, вместе с поставленным оборудованием громкоговорящей связи Миником DX-500 производства компании ЗАО "Информтехника и Коммуникации" были поставлены абонентские комплексы (переговорные устройства) производства ООО "Арман", более половины устройств либо не работали вообще, либо работали нестабильно.
4. Материалами дела NК05-317/12 о нарушении антимонопольного законодательства установлено:
4.1 ООО "Арман" зарегистрировано 30.03.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга. Осуществляет деятельность по поставке оборудования производственной громкоговорящей связи и систем беспроводной связи и безопасности для промышленных объектов на всей территории Российской Федерации. В том числе изготавливает и реализует оборудование Армтел.
ООО "Коммуникации" зарегистрировано 19.03.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга. Осуществляет деятельность по поставке оборудования производственной громкоговорящей связи и систем беспроводной связи и безопасности для промышленных объектов на территории Российской Федерации. В том числе реализует оборудование Procom.
Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты являются конкурирующими хозяйствующими субъектами, работающими на одном товарном рынке.
Материалами дела (справка ООО "Арман" N22-к/2012 от 19 ноября 2012 г.) подтверждается, что Управляющий директор ООО "Коммуникации" Чепиного В.О.ранее являлся заместителем директора ООО "Арман".
4.2 Ответчиком было направлено письмо N07-06/12 от 7 июня 2012 г. в адрес ООО "Полиметалл УК", в котором содержалась просьба рассмотреть применение оборудования громкоговорящей связи немецкой компании ПРОКОМ и радиосвязи - комплекса "Талнах". Кроме того, в указанном письме Ответчик подчеркнул: "оборудование Армтел является неоптимальным, кроме того, мы располагаем данными от многих заказчиков о нестабильной работе данного оборудования, в качестве примера, приводим официальный отзыв от одного из предприятий компании ЛУКОЙЛ. Оборудование армтел выпускается всего несколько лет (скопировано с немецкого оборудования нойманн) и не имеет большого опыта применения и наработанных данных по надежности (в отличие от исходных систем Нойман)". В свою очередь, ООО "Коммуникации" гарантировали долгую и безотказную работу оборудования немецкой марки Procom.
В качестве подтверждения указанной информации в части нестабильности работы оборудования Заявителя, Ответчиком было предоставлено письмо ООО "ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго" (исх. N05/4132 от 27.03.2013), адресованное ООО "Лукойл-Энергоинжениринг", в котором указан факт замены оборудования компании "Арман" на оборудование ProCom, поставляемое Ответчиком. Данная замена, в соответствии с содержанием письма, мотивирована следующими факторами:
1. Нестабильность работы существующей системы на объекте ПГУ-110 (в частности периодическое подвисание абонентских комплектов, плохая слышимость и периодический скрежет в ряд точек зон оповещения системы).
2. Нет возможности сопряжения с внешними системами, оснащенными нетиповыми протоколами взаимодействия.
3. Невозможность реализации ряда функций на базе оборудования системы производства компании "Арман".
В качестве подтверждения информации об оборудовании Заявителя: "располагаем данными от многих заказчиков", "скопировано с немецкого оборудования нойманн", Ответчик в подтверждение своих доводов предоставил:
-в подтверждение высокого качества собственных услуг ООО "Коммуникации" приводит положительные отзывы ООО "Золоторудная компания "Майское" и ЗАО "Серебро Магадана" о работе компании,
-в качестве доказательства несовершенства системы, используемой ООО "Арман"- письмо ООО "ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго" N011 от 08.02.2012.
В то же время, заявитель предоставил Акт проведения технического обслуживания системы оперативно-диспетчерской связи на объете по договору от 28 июня 2012 г., подписанный представителями ООО "ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго", в котором указано, что специалистами ООО "Арман" было проведено "Техническое обслуживание" системы оперативно-диспетчерской связи на объекте ООО "ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго" по договору ARM-11/05-41 от 16/05/2011 г., замечаний к работе системы нет.
Заявителем предоставлена справка N22-к/2012 от 19 ноября 2012 о том, что Чепиного Владислав Олегович, 22.07.1997 года рождения, работал в ООО "Арман" с 01.06.2004 по 31.05.2005 в должности Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам.
Заявителем предоставлено письмо ООО "ЛУКОЙЛ-Энергоинжиниринг" от 23.08.2012 исх. N03-364-3А "О применении оборудования "АРМАН", в котором содержится следующая информация: "У ООО "ЛУКОЙЛ- Энергоинжиниринг нет оснований указывать на факты нестабильной или некорректной работы оборудования систем связи компании "Арман", установленного на ПГУ-110 МВт (г. Астрахань)".
Заявителем предоставлена справка N22-к/2012 от 19 ноября 2012 о том, что Чепиного Владислав Олегович, 22.07.1997 года рождения, работал в ООО "Арман" с 01.06.2004 по 31.05.2005 в должности Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам.
Управлением был направлен запрос ООО "ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго" N05/4132 от 27.03.2013, в ответ на который (вх. N7624 от 22.04.2013) ООО "ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго" сообщило, что в процессе эксплуатации оборудование ПГУ-110 МВт периодически выходило из строя (перегорание предохранителей, отключение оборудования). Сбои оборудования устранялись силами обслуживающего персонала. Кроме того, в указанном ответе сообщалось, что в июне 2012 года специалистами ООО "Арман" было проведено техническое обслуживание системы оперативно-диспетчерской связи, в процессе обслуживания были устранены часть неисправностей в работе, однако, в процессе эксплуатации данного оборудования, обслуживающим персоналом выявлены замечания, реализация которых не заложена конструктивно.
5. Анализ представленной сторонами информации и документов позволил сделать следующие выводы. Ответчик распространил информацию путем направления письма покупателю, т.о. информация стала известна третьим лицам.
При распространении указанной информации Ответчик допустил неточность, несоответствие фактическим обстоятельствам. Так указание в письме на то, что ответчик располагает данными от многих заказчиков о нестабильной работе данного оборудования является неточным. В материалы дела представлено единственное письмо ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго" от 08.02.2012 N011, которым на момент направления письма располагал Ответчик. В спорном письме Ответчика от 07 июня 2013 г. N07-06/12, адресованном ОАО "Полиметалл УК", указывается о нестабильной работе оборудования Армтел, а в письме от 08.02.2012 N011 речь идет о проблемах, возникших в связи с эксплуатацией определенного вида оборудования ПГУ-110. Это создает ложное впечатление о нестабильной работе всего ассортимента оборудования Армтел.
Кроме того, не подтверждена документально информация, содержащаяся в спорном письме, о том, что оборудование "_Армтел скопировано с немецкого оборудования нойманн_", что также является неточностью, поскольку слово "скопировано" создает впечатление изготовления точной копии изделия, тогда как материалы дела свидетельствуют, что при изготовлении оборудования Армтел только часть деталей закупалась у немецких производителей.
Кроме того, анализ текста спорного письма позволяет сделать вывод о некорректном сравнении изделий двух конкурентов Заявителя и Ответчика. В письме одновременное упоминается изделие лица, распространившего информацию, и изделие конкурента, что позволяет говорить о фактическом сравнении двух изделий. Применительно к недобросовестной конкуренции под некорректным понимается неточное и неправильное сравнение. В частности, сравнение является неправильным по своей форме, если его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута. Например, Ответчиком использованы такие необъективные и многозначные характеристики, как: "неоптимальное", "не имеет большого опыта применения и наработанных данных по надежности". При этом Ответчик гарантирует "долгую и безотказную работу оборудования немецкой компании Procom, "_что подтверждено многолетним мировым опытом эксплуатации_".
Информация, изложенная в письме, основана на субъективных оценках или несопоставимых фактах, что может создать общее, вводящее в заблуждение впечатление. При этом в письме не упоминаются данные (например, точные параметры), которые действительно можно было бы проверить.
Форма сравнения, примененная Ответчиком в спорном письме, предполагает принижение изделий конкурента, превозношение своих. Такое сравнение построено по формуле "мой товар лучше, чем аналогичный у конкурента". В данном случае Ответчик получает преимущества за счет использования репутации другого лица.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, настоящий федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о Защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В соответствии с п.3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
Согласно ст. 10 bis Конвенции об охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В ходе рассмотрения дела был подтвержден факт направления ООО "Коммуникации" письма N07-06/12 от 7 июня 2012 г. в адрес ООО "Полиметалл УК", в котором содержалась просьба рассмотреть применение оборудования громкоговорящей связи немецкой компании ПРОКОМ и радиосвязи - комплекса "Талнах". Кроме того, в указанном письме Ответчик подчеркнул: "оборудование Армтел является неоптимальным, кроме того, мы располагаем данными от многих заказчиков о нестабильной работе данного оборудования, в качестве примера, приводим официальный отзыв от одного из предприятий компании ЛУКОЙЛ. Оборудование армтел выпускается всего несколько лет (скопировано с немецкого оборудования нойманн) и не имеет большого опыта применения и наработанных данных по надежности (в отличие от исходных систем Нойман)". Указанные действия могли причинить убытки конкурирующему хозяйствующему субъекту- ООО "Арман"
В указанных действиях ответчика присутствуют квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Указанные действия являются нарушением пункта 1 и 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО "Коммуникации" нарушение п.1 и ч.3 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции, выразившееося в распространении неточных сведений об оборудовании конкурирующего хозяйствующего субъекта и некорректном сравнении производимого оборудования громкоговорящей связи с оборудованием конкурирующего хозяйствующего субъекта ООО "Арман".
2. Выдать предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии И.П. Соколова
Члены Комиссии Е.Л. Рябух
Е.Н. Круглякова
predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 июля 2013 г. N 05/10914
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016