Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 1 августа 2013 г. N 09322-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Новейшие технологии" (вх. N 09322-13) (далее - заявитель) на действия Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" (далее - организатор торгов) при проведении 09.07.2013 г. торгов (электронного аукциона N3548) на поставку элементов оформления для нужд Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России", извещение (N204) о проведении аукциона размещено, в т.ч. на торговой электронной площадке Сбербанк-АСТ - www.newformat.sberbank-ast.ru (далее - торги, закупка), установила:
09.07.2013 г. на электронной площадке "Сбербанк-АСТ" - www.newformat.sberbank-ast.ru проведены торги.
Согласно решению конкурсной комиссии от 12.07.2013 г. N50 победителем торгов признано ООО "Латек".
Заявитель с данным решением конкурсной комиссии не согласен поскольку именно им было сделано лучшее предложение по цене, в связи с чем у организатора торгов отсутствовали основания для признания победителем иного участника торгов.
Учитывая изложенное, заявитель просит решение конкурсной комиссии от 12.07.2013 г. отменить.
Организатор торгов с доводами заявителя не согласен; представил в материалы жалобы письменные возражения (вх.N09695-13 от 25.07.2013 г.) в которых указывает на законность и обоснованность процедуры торгов и просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках, Закон) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, в т.ч. хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Из анализа информации, размещённой в сети "Интернет" на сайте ОАО "Сбербанк России" - www.sberbank.ru, в разделе "Сведения о владельцах акций" следует, что 52,32% акций ОАО "Сбербанк России" принадлежит Центральному банку РФ.
В приложении N1 к Уставу ОАО "Сбербанк России", утвержденному протоколом годового Общего собрания акционеров N25 от 06.06.2012 г. указано, что Западно-Уральский банк ОАО "Сбербанка России" является филиалом ОАО "Сбербанк России".
Таким образом, закупки товаров, работ, услуг Западно-Уральским банком ОАО "Сбербанка России" осуществляются в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Следовательно, жалоба ООО "Новейшие технологий" подлежит рассмотрению антимонопольным органом исключительно в рамках полномочий, прямо предусмотренных Законом.
Частью 1 ст. 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, и является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона о закупке).
Согласно информации, представленной в антимонопольный орган организатором торгов, Положение о закупках ОАО "Сбербанк России" утверждено постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 и размещено на официальном сайте закупок 01.10.2012 г. (далее также - Положение).
В силу п. 2.1.2 Положения одним из способов закупки ОАО "Сбербанк России" является электронный аукцион - форма торгов, конкурентный способ закупки, при котором участники в режиме реального времени имеют возможность многократно выставлять ценовые предложения на электронной торговой площадке, предварительно соглашаясь на выполнение всех требований Документации (т.е. комплекта документов, содержащего всю необходимую информацию о предмете закупки, условиях исполнения договора, требованиях к участникам, а также об условиях проведения закупки). Победителем признаётся участник, предложивший наиболее низкую цену.
Проведение закупки товаров, работ, услуг указанным способом (аукцион) также предусмотрено ч.ч. 2, 5 ст. 3 Закона о закупках, в силу которой выигравшим торги на аукционе признаётся лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке, и предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора
Таким образом, процедура закупки, путём проведения аукциона (в т.ч. электронного) должна иметь результатом выявление лица, предложившего наименьшую цену и соответствующего требованиям и условиям документации о закупке.
Между тем, как указано выше, в рассматриваемом случае участником торгов, предложившим наилучшую цену (наименьшую) является заявитель, однако победителем торгов признан участник, заявке которого присвоен второй номер. Данное обстоятельство подтверждается отчётом по аукциону (отчётом по суммарным заявкам), выпиской из решения конкурсной комиссии по закупке товаров, выполнения работ, оказанию услуг от 12.07.2013 г. N50 представленными в антимонопольный орган организатором торгов.
Из анализа указанного решения, а также письменных и устных пояснений представителя организатора торгов Комиссией Пермского УФАС России установлено, что не признание заявителя победителем торгов связано с неоднократными претензиями со стороны Банка к ООО "Новейшие технологий", в т.ч. в части нарушения сроков поставки продукции, её качеству и т.п.
Также представитель организатора торгов уточнил, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии заявителя критерию - "квалификация" (п.п. 7 п. 5.1, п.п. 5, п. 6.1 Положения).
Подпунктом 7 п. 5.1, п.п. 5, п. 6.1 Положения установлено, что:
- участник закупочной процедуры должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляемым поставки Продукции, являющейся предметом закупки, в т.ч. обладать профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надёжностью, опытом, репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку Продукции;
- при определении победителя закупочных процедур одним из критериев оценки заявок участников является квалификация участника (опыт и репутация, обеспеченность производственными мощностями, технологическим оборудованием, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства товара, поставка которого является предметом договора, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора).
При этом - что, в рассматриваемом случае понимается под профессиональной компетентностью, надёжностью, репутацией, а также какие сведения, либо документы должны подтверждать наличие у участников закупки финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, необходимых для исполнения договора, представитель организатора торгов пояснить не смог.
В то же время анализ ч. 10 ст. 4 Закона о закупке, а также п. 9.5.2 Положения позволяет сделать вывод, что указанные требования к участникам конкретной закупки, а также конкретным поставляемым товарам, работам, услугам, должны содержаться в соответствующей, отдельной документации о закупке.
Документация о закупке (в т.ч. с указанием в ней требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям) должна размещаться организатором торгов на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3, ч.ч. 5, 8, 10 ст. 4 Закона о закупках).
Доказательств соблюдения указанного требования организатором торгов не представлено.
Более того, в устных пояснениях представитель Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" пояснил, что для проведения настоящей закупки, отдельная документация о закупке организатором торов не разрабатывалась в принципе, поскольку все участники торгов, являются "аккредитованными лицами", т.е. изначально допущенными до участия в данных торгах. Торги на право получения указанной аккредитации были проведены ОАО "Сбербанк России" в 2012 г. и их результаты являются основанием для направления соответствующих уведомлений, извещений.
В то же время, по мнению Комиссии Пермского УФАС России наличие, либо отсутствие у участников торгов разного рода аккредитаций (разрешений, свидетельств, сертификатов и т.д.) никакого правового значения не имеет, поскольку Закон о закупках, не содержит исключений, в части обязанности организатора торгов размещать информацию о закупке на официальном сайте, в зависимости от способа закупки, а также круга её участников.
При этом, цена договора на поставку элементов оформления с ООО "Латек" составляет 23 016 919, 14 руб.
Также обращает на себя внимание следующее обстоятельство.
Позиция организатора торгов в части отсутствия у заявителя соответствующей квалификации, основана на переписке между филиалами ОАО "Сбербанк России" и ООО "Новейшие технологий", в т.ч. датированной 2012 г.
То есть, (если согласиться с позицией Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России") организатор торгов (учитывая свои внутреннее правила проведения торгов и требования к участникам) знал, о невозможности заключения договора на поставку элементов оформления с ООО "Новейшие технологии" ещё до проведения торгов. Однако, заявителю не было отказано в допуске к участию торгах, как лицу, не обладающему соответствующей квалификацией.
По мнению Комиссии Пермского УФАС России, проведение торгов таким способом не отвечает целям развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, установленным ст. 1 Закона.
Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения договора на поставку Западно-Уральскому банку ОАО "Сбербанк России" элементов оформления.
При этом, в силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Поскольку ООО "Новейшие технологии" не соответствует требованиям, установленным организатором торгов (со слов представителя организатора торгов), то и участником торгов, т.е. лицом, своими самостоятельными действиями воздействующим на результаты торгов, данное Общество являться не может.
Следует отметить, что по общему правилу, непосредственно, самой процедуре торгов, всегда предшествует процедура допуска к участию в торгах. Именно на этой стадии организатор торгов принимает решение о возможности, либо невозможности участия в торгах того или иного претендента, в т.ч. в части наличия у него соответствующей квалификации.
При этом, отсутствие у претендента необходимой квалификации, фактически должно означать несоответствие данного претендента, либо его заявки конкретному пункту соответствующей документации о закупке, которая, как указано выше, подлежит размещению, в т.ч. на официальном сайте в установленном Законом порядке.
Комиссией Пермского УФАС России учтено, что на момент рассмотрения жалобы по результатам торгов между Западно-Уральским банком ОАО "Сбербанк России" и ООО "Латек" заключен договор (спецификации поставки) от 15.07.2013 г.
Также антимонопольным органом учтено не представление организатором торгов доказательств размещения на официальном сайте информации о торгах, в т.ч. о результатах торгов (протоколы, решения комиссии).
На основании изложенного, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Новейшие технологии" (вх. N 09322-13) на действия Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" при проведении 09.07.2013 г. торгов (электронного аукциона N3548) на поставку элементов оформления для нужд Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России", извещение (N204) о проведении аукциона размещено, в т.ч. на торговой электронной площадке Сбербанк-АСТ - www.newformat.sberbank-ast.ru обоснованной.
2. Признать в действиях Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" нарушение ч. 2 ст. 3, ч.ч. 5, 8, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" допущенного путём не размещения на официальном сайте информации о закупке, в т.ч. извещения, документации о закупке, протоколов, оформленных по результатам закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 августа 2013 г. N 09322-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.1.2016