Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 28 января 2016 г. N 35-А-Т-15
Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 28 января 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
Лебедева К.А. - руководитель управления; |
Члены комиссии: |
Исакова Е.А. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; |
|
Мальцева С.В. - главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; Пличко С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий. |
При участии:
Представителя ПАО "МРСК Сибири", <_>
В отсутствие Заявителя (его представителя), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
Заявлений, ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении дела, до его рассмотрения по существу в адрес Хакасского УФАС России не поступало.
рассмотрев дело N 35-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ПАО "МРСК Сибири" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также - Хакасское УФАС России, Управление) с обратилась <_> (далее также Заявитель) (вх. N 5165 от 18.09.2015) с заявлением, указывающим на признаки нарушения ПАО "МРСК Сибири" (далее также - Сетевая организация, Ответчик) антимонопольного законодательства при заключении договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации.
Управлением по результатам рассмотрения заявления на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в связи с наличием в действиях Ответчика признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 названного закона, выразившегося в навязывании Заявителю невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения N 20.1900.2545.15, выдано предупреждение от 16.10.2015 (исх. N 05-6750/ЕИ) о необходимости прекращения указанных действий, для чего привести проект договора обосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.1900.2545.15 (раздел III проекта Договора, плата за технологическое присоединение и порядок расчетов) в соответствие с положениями пункта 17 Правил технологического присоединения, приложением N 8 к Правилам технологического присоединения, и представить Заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к Договору, соответствующие Правилам технологического присоединения.
Установленный Управлением срок для выполнения предупреждения - до 13 ноября 2015 года.
17.11.2015 в адрес Хакасского УФАС России поступило письмо филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" от 16.11.2015 N 1.7/29/6479-исх, согласно которому проект Договора разработан на основании заявки Заявителя и с учетом технических условий, в действиях ПАО "МРСК Сибири" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, приказом Хакасского УФАС России от 24 ноября 2015 N 360 в отношении ПАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N 35-А-Т-15 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 26 ноября 2015 года (исх. N 05-7815/ЕИ) дело назначено к рассмотрению, Комиссией в целях полного и всестороннего его рассмотрения истребована необходимая для рассмотрения дела информация. Определением от 21.12.2015 (исх. N 05-8375/ЕИ) рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью предоставления дополнительной информации, ранее не представленной Ответчиком, рассмотрение дела назначено на 15.01.2016.
17.12.2015 и 12.01.2016 в адрес Хакасского УФАС России Обществом представлена информация по обстоятельствам, рассматриваемым Комиссией.
В ходе заседания комиссии 15.01.2016 ПАО "МРСК Сибири" заявлено ходатайство об объединении дел NN 35-А-Т-15, 36-А-Т-15, 37-А-Т-15, 38-А-Т-15, 39-А-Т-15 в одно производство, в связи с тем, что в рамках указанных дел рассматриваются аналогичные обстоятельства.
Принимая решение по существу заявленного ходатайства, комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу об отказе в его удовлетворении ввиду следующего.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства должны быть обеспечены условия для полного, всестороннего, и объективного рассмотрения, исследования доказательств и обстоятельств дела.
Следуя положениям части 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.
Пунктом 3.125 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что решение об объединении дел в одно производство принимается в случае: - если в производстве антимонопольного органа имеются несколько однородных дел; - если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.
В то же время, рассматриваемые антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждены по заявлениям физических лиц, земельные участки которых расположены в разных местах, расположение присоединяемых энергопринимающих устройств каждого из заявителей различно, при этом условие о размере платы за технологическое присоединение энергопринимающих объектов заявителей напрямую зависит от расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. В таком случае объединение названных дел не будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.
Согласно доводам Заявителя подготовленный Сетевой организацией проект договора об осуществлении технологического присоединения N 20.1900.2545.15 от 30.07.2015 содержит неправомерный размер платы за технологическое присоединение, поскольку расстояние до существующих электрических сетей Сетевой организации (ВЛ-10кВ) от границ земельного участка Заявителя менее 500 м. На мотивированный отказ Заявителя об изменении представленного проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения Сетевой организацией отказано в пересмотре мероприятий, указанных в Технических условиях и изменении стоимости технологического присоединения.
Согласно изложенным в заявлении требованиям Заявитель просит возбудить в отношении ПАО "МРСК Сибири" дело о нарушении антимонопольного законодательства, привлечь Общество к административной ответственности, выдать ПАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.
В ходе рассмотрения настоящего дела, присутствующий на заседании Комиссии представитель ПАО "МРСК Сибири" требования заявителя не признал, указав, что в действиях ПАО "МРСК Сибири" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в соответствующих письменных пояснениях Ответчика (от 16.11.2015 N 1.7/29/6479/-исх; от 17.12.2015 N 1.7/29/7284-исх; от 12.01.2016 N 1.7/29/23-исх).
Относительно вопроса о порядке определения размера платы за технологическое присоединение, а также о расстоянии до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, учитываемом при определении размера платы по объектам, расположенным по адресам: <_> представитель ПАО "МРСК Сибири" сообщил, что в данном случае, условия договоров об осуществлении технологического присоединения перечисленных объектов (<_>), не имеют отношение к рассматриваемым Комиссией обстоятельствам.
Согласно пояснениям представителя ПАО "МРСК Сибири" в заседании комиссии 15.01.2016, строительство электросетевых объектов в рассматриваемом районе с. Расцвет (согласно представленным в материалы дела проектам) осуществлено Сетевой организацией в сентябре-октябре-ноябре 2015 г., часть объектов не ведены в эксплуатацию, вместе с тем это не препятствует осуществлению технологического присоединения.
Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и документов, Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела N 35-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.
<_> является собственником земельного участка, кадастровый номер: <_>
24 июля 2015 года в адрес Сетевой организации поступила заявка об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" (N 11000271217).
По результатам рассмотрения данной заявки Сетевой организацией подготовлен проект договора N 20.1900.2545.15 от 30.07.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с условиями Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановок жилого дома), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
- категория надежности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,38 кВ.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <_>
Точка(и) присоединения указана(ы) в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается(ются) на расстоянии не далее 25 метров от границы участка Заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя (п. 3 Договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора (пункт 5 проекта договоров).
Согласно разделу III Договора (плата за технологическое присоединение и порядок расчетов) размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29.12.2014 N 33-п и составляет 544032,51 рубля (в том числе НДС) и рассчитан исходя из ставок за единицу максимальной мощности, утвержденных приложением N 2 к приказу Госкомтарифэнерго N 33-п.
Согласно пункту 4 проекта договора Технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств являются неотъемлемой частью данного договора и приведены в приложении.
В соответствии с Техническими условиями N 8000244693 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (приложение N 1) к проекту договора, точка присоединения: ВЛ - 10 кВ фидер N 11-15, ТП-10/0,4кВ (проектируемая), ВЛ-0,4 кВ (проектируемая), максимальная мощность 15 кВт.
Пунктом 10 Технических условий предусмотрено, что сетевая организация, в том числе осуществляет:
10а. Запроектировать и построить ТП-10/0,4 кВ. Тип и мощность силового трансформатора определить проектом;
10б. От ВЛ-10 кВ фидер N 11-15 до ТП-10/0,4кВ (п. 10а.) запроектировать и построить ВЛ-10 кВ. Номер отпаечной опоры, способ прокладки ЛЭП, марку и сечение провода определить проектом;
10в. Установить линейный разъединитель на отпаечной ВЛ-10 кВ. Тип разъединителя и место установки определить проектом;
10г. От проектируемой ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя запроектировать и построить ВЛИ-0,4 кВ. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом.
Согласно п. 11 Технических условий Заявитель осуществляет:
11а. Установить щит учета электроэнергии;
11б. Ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП;
11г. На границе балансовой принадлежности электрических сетей обеспечить поддержание качества электрической энергии и установку приборов контроля качества электрической энергии в соответствии с действующей НТД Российской Федерации; и иные, предусмотренные п. 11 мероприятия, выполняемые Заявителем.
Проект договора получен Заявителем 04.08.2015.
13 августа 2015 года ПАО "МРСК Сибири" получен мотивированный отказ Заявителя от 11.08.2015 от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения (в соответствии с положениями п. 15 Правил технологического присоединения) с предложением об изменении условий п. 10 проекта договора и приведении проекта договора в части установленного размера платы за осуществление технологического присоединения в соответствие с Правилами технологического присоединения.
Согласно положениям пункта 15 Правил N 861 в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
31.08.2015 филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" подготовлен ответ на обращение Заявителя N 1.7/1.7/4763-исх., из содержания которого (со ссылкой на п. 8 Правил технологического присоединения) следует, что положения проекта договора N 20.1900.2545.15 соответствуют действующему законодательству, расстояние до границ земельного участка от существующих объектов электросетевой организации, введенных в эксплуатацию, составляет более 500 метров. В соответствии с заявленным уровнем напряжения, сетевой организацией разработаны технические условия для осуществления технологического присоединения объекта к электрическим сетям, которые включаю в себя строительство электросетевых объектов, поименованных в п. 10а., 10б., 10г. технических условий. Соответственно, у сетевой организации отсутствуют основания для пересмотра мероприятий и изменения установленного размера платы за технологическое присоединение. Таким образом, сетевая организация отказалась изменить договор об осуществлении технологического присоединения N 20.1900.2545.15.
На выданное Хакасским УФАС России предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (от 16.10.2015 N 05-6750/ЕИ) ПАО "МРСК Сибири" сообщило следующее.
Заявка на технологическое присоединение Заявителя содержит информацию о заявленном уровне напряжения 380В (класс напряжения 0,4 кВ).
Согласно пункта 8 Правил N 861, под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Таким образом, согласно положениям пункта 8 Правил технологического присоединения, расстояние от существующих электрических сетей ПАО "МРСК Сибири" до границ участка заявителя составляет более 500 метров и соответственно размер платы не может составлять 550 рублей.
Со ссылкой на соответствующие положения ГОСТов Ответчиком приведены применяемые определения класса и уровня напряжения.
Также, по мнению Ответчика, из содержания разъяснений Федеральной службы по тарифам от 26.06.2015 N ЕП-7333/12 (далее - ФСТ) следует, что при наличии электрических сетей сетевой организации уровнем напряжения 220В или 380В, находящихся в классе напряжения 0,4 кВ, расстояние от электрических сетей до границ земельного участка заявителя должно быть определено от ближайшего электросетевого объекта (с уровнем напряжения 220, 380), соответствующему указанному заявителем в заявке классу напряжения (0,4кВ), что и было соблюдено ПАО "МРСК Сибири" при подготовке проекта договора об осуществлении технологического присоединения.
По вопросу о наличии в инвестиционной программе Сетевой организации мероприятий, направленных на обеспечение объектами инфраструктуры рассматриваемых земельных участков п. Расцвет, ПАО "МРСК Сибири" пояснило, что данные мероприятия в ИПР филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2015 год отсутствуют.
В соответствии с информацией, представленной письмом от 12.01.2016, ТП 11-15-26, 11-15-27 (классом напряжения 0,4 кВ), построены после рассмотрения заявки на технологическое присоединение, документы, подтверждающие право владения указанными ТП находятся на стадии оформления.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе запрет на действия, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 10 указанного федерального закона (навязывание контрагенту невыгодных условий договора).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 N 127/8 ОАО "Хакасэнерго" включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер 19.1.1.
Согласно уставу ПАО "МРСК Сибири" (утвержден решением годового общего собрания акционеров 15 июня 2011 года, протокол N 6) основными целями деятельности Общества являются:
- получение обществом прибыли;
- осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса;
- обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии).
В соответствии с пунктом 3.2 устава ПАО "МРСК Сибири" осуществляет, в том числе, следующие виды экономической деятельности:
- оказание услуг по передаче электрической энергии;
- оперативно-технологическое управление;
- оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО "МРСК Сибири" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220, ред. от 30.01.2015) Управлением установлено доминирующее положение Общества на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.
ПАО "МРСК Сибири" не предоставило в антимонопольный орган доказательств, возражений относительно доминирующего положения на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861), установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Условия о размере платы за технологическое присоединение, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению являются существенными для договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (подпункты "б", "д" пункта 16 Правил N 861).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, исчисляемый со дня заключения договора, не может превышать:
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
в иных случаях:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из представленных ПАО "МРСК Сибири" в материалы дела документов и письменных пояснений следует, что основным источником электроснабжения объектов Заявителя определена ПС N 110 кВ Искож (ведомственная), ВЛ-10кВ, ф. 11-15 ПС Искож - с. Калинино; точкой присоединения: ВЛ 10кВ фидер N 11-15, ТП -10/0,4 кВ (проектируемая), ВЛ-0,4 кВ (проектируемая), а расстояние от существующих электрических сетей ПАО "МРСК Сибири" до границ участка Заявителя (оп. 2 ВЛ-0,4кВ ф. 2 от ТП-11-15-07) составляет более 500 метров (828 м.).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, существующие объекты электросетевого хозяйства сетевой организации уровнем напряжения до 20 кВ (ВЛ-10кВ ф. 11-15) располагаются, в том числе вдоль ул. А.И. Куприна п. Расцвет. Расстояние от границ участка Заявителя до указанных объектов электросетевого хозяйства составляет не более 318 м. (по данным публичной кадастровой карты http://maps.rosreestr.ru/).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серия 19 АА N 132473, воздушная линия электропередачи ВЛ 10кВ фидер N 15 от ПС 110/10 кВ "Искож" с отпайками, в том числе кабельная ЛЭП-10кВ 0,053 км, Литер В43, адрес объекта: РХ, Усть-Абаканский район, от ЗРУ- 10 кВ ПС "Искож" до опоры N 134 ТП 15-09/250 "РМ" с. Калинино с отпайкой от опоры N 128 до ТП 15-05/250, от опоры N 1130 до ТП 15-10/160, принадлежит на праве собственности ПАО "МРСК Сибири".
Также согласно представленной справке, на балансе филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" числится ВЛ-10кВ ФЗ от ЗРУ-10 ПС "Искож" до ТП 26-29 с отп.; ф. 15 от ЗРУ-10 ПО Искож до оп. 134 ТП 15-09 с. Калинино.
В материалы дела представлены копии рабочей документации строительства сетей 10/0,4 кВ для электроснабжения льготных потребителей с. Расцвет (проекты 132-15; 154-15; 123-15). В том числе с заявителями, объекты которых расположены по адресам: <_> заключены договоры технологического присоединения с условием о размере платы 550 руб. и сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению в 6 месяцев. В частности по договору N 20.1900.484.15 от 20.02.2015 расстояние от существующих (в рассматриваемом случае это ВЛ-10кВ ф. 11-15) электрических сетей ПАО "МРСК Сибири" до границ участка Заявителя (<_>) составляет 150 метров.
Как следует из пояснений Сетевой организации (в том числе от 12.01.2016 N 1.7/29/23-исх), исходя из заявки, поданной Заявителем, для подключения необходимым классом напряжения является 0,4 кВ. Соответственно из буквального толкования п. 17 Правил технологического присоединения и одного из обязательных условий, при котором заявитель относится к льготной категории, дающей право на технологическое присоединение стоимостью 550 рублей, - наличия объектов электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения на расстоянии менее 500 м., следует, что такое расстояние (и соответственно размер платы) могло быть определено Сетевой организацией только от объектов с уровнем напряжения 0,4 кВ.
Комиссия считает данный довод Ответчика не обоснованным, поскольку плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 рублей.
Данный вывод Комиссии соответствует позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11, так в соответствии с названным решением на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, усиления сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.
Кроме того, в соответствии с позицией ФСТ России, изложенной в письмах от 15.07.2014 N ЕП-7582/12, от 26.06.2015 N ЕП-7333/12, плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 руб.
Из содержания разъяснений ФАС России, представленных в адрес Управления (письмо N ВК/72761/15) также следует, что согласно пункту 17 Правил N 861, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителю, класс напряжения которых до 20 кВ (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).
Таким образом в рассматриваемом случае условие договора об определении стоимости мероприятий по технологическому присоединению определено в нарушение п. 17 Правил N 861.
При этом филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" не исполнил предупреждение антимонопольного органа от 16.10.2015, не предприняв необходимых мер для пересмотра проекта Договора в части размера платы за технологическое присоединение и направления заявителю его новой редакции и ТУ, соответствующих Правилам технологического присоединения.
Вместе с тем, вступившим в силу с 05 января 2016 года Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 275-ФЗ), в том числе в часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции внесены соответствующие изменения.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции Закона N 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С учетом изложенного, дела о нарушении антимонопольного законодательства, основанием для возбуждения которых послужило обращение гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, интересы которого ущемлены рассматриваемыми действиями (бездействием) доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых не является и не может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и которые не связаны с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, подлежат прекращению по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в редакции Закона 275-ФЗ.
Таким образом, основания для признания ПАО "МРСК Сибири" нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 40, 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
В связи с наличием основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить рассмотрение дела N 35-А-Т-15 в связи с отсутствием в действиях (бездействии) ПАО "МРСК Сибири" нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председатель Комиссии |
К.А. Лебедева |
Члены Комиссии
|
Е.А. Исакова
С.В. Мальцева
С.А. Пличко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 28 января 2016 г. N 35-А-Т-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016