Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 22 января 2016 г. N 1738-ФАС52-02/15
Резолютивная часть объявлена 20.01.2016
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Башева Надежда Владимировна, рассмотрев в городе Нижнем Новгороде (пл. Горького, д. 6) материалы дела N1738-ФАС52-02/15 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении МУП "Гидроторф-Водоканал" (ИНН 5244027743, КПП 5244010014, ОГРН 1145248000985, место нахождения: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, ул. Административная, д.14), установил:
18 декабря 2015 года в отношении МУП "Гидроторф-Водоканал" с участием защитника предприятия составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель МУП "Гидроторф-Водоканал" - Р.С.Ф. (доверенность N3/2016 от 15.01.2016), которой разъяснены права, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ. Права понятны, отводов не заявлено.
Неправомерные действия МУП "Гидроторф-Водоканал" выявлены Нижегородским УФАС России в ходе рассмотрения дела по жалобе ООО "ЭнергоСервис" и зафиксированы в решении антимонопольного органа от 10 февраля 2015 года по итогам рассмотрения дела N72-ФАС52-02/15(ж). Резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела 20.01.2016. В соответствии с частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ составление мотивированного постановления отложено на два дня.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
МУП "Гидроторф-Водоканал" в своей закупочной деятельности обязано руководствоваться нормами Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Возбуждая дело об административном правонарушении, Нижегородское УФАС России исходило из того, что МУП "Гидроторф-Водоканал" нарушены требования Закона о закупках, а именно частей 1 и 2 статьи 4 Закона о закупках, устанавливающей обязательные требования к срокам размещения информации в единой информационной системе.
Согласно информации официального сайта закупок zakupki.gov.ru, План закупки товаров, работ, услуг МУП "Гидроторф-Водоканал" Мо "р. п. Гидроторф" на 2015 год (на период с 01.01.2015 по 31.12.2015) утверждён 15 декабря 2014 года, опубликован - 27 января 2015 года.
Указанный план содержит информацию о закупке "Аварийно-техническое обслуживание наружных канализационных сетей и КНС" на сумму 3 630 000 руб. путём проведения аукциона в электронной форме. Дата размещения извещения о закупке обозначена 30.01.2015.
Поскольку именно план закупок фиксирует способ, последовательность и время проведения конкурентных процедур по закупкам товаров, работ, услуг заказчиком в течение года, соответственно лица, заинтересованные в том, чтобы принять участие в закупке "Аварийно-техническое обслуживание наружных канализационных сетей и КНС", должны были исходить из того, что указанная закупка будет осуществляться путём проведения аукциона в электронной форме и извещение о нём будет размещено не ранее 30 января 2015 года.
Между тем МУП "Гидроторф-Водоканал" в тот же день, 27 января 2015 года в 15-28, в извещении N31501958654 размещает информацию о том, что с 17-00 27 января 2015 года по 30 января 2015 года до 17-00 (а согласно пункту 11.4 той же закупочной документации - до 08-00 30 января 2015 года) осуществляется прием предложений в рамках процедуры запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по аварийно-техническому обслуживанию канализационных сетей (напорных и самотечных) и канализационных насосных станций КНС.
Место и срок рассмотрения предложений назначены на 30 января 2014 года (вероятно - 2015 года).
Как видно из изложенного, заказчик публикует извещение о закупке на три дня раньше даты, указанной в плане, и проводит закупку иным способом, а именно таким образом, что в день ожидаемого опубликования извещения о закупке срок подачи заявок истекает в 08-00.
В контексте приводимых событий существенным является также тот факт, что если в силу прямого указания Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" срок подачи ценовых предложений при проведении аукциона составляет не менее 15 дней, то есть заинтересованный субъект располагает достаточным временем, чтобы ознакомиться с извещением и подготовить все необходимые документы, то в рассматриваемом запросе предложений срок подачи заявок уменьшен до трёх дней (фактически - до 2 рабочих дней с учётом нормальной продолжительности рабочего времени).
Между тем в опубликованном 26 января 2015 года (за 1 день до размещения извещения о запросе предложений) Положении о закупках для нужд МУП "Гидроторф-Водоканал" МО "р. п. Гидроторф" (далее - Положение о закупках МУП "Гидроторф-Водоканал"), в разделе 8 "Подготовка заявки на участие в процедуре закупки" определён обширный перечень документов, предоставление и надлежащее оформление которых в составе заявки заказчик полагает обязательным при намерении лица участвовать во всех процедурах закупок, кроме запроса котировок. Соответственно подготовка заявки сопряжена с определёнными временными затратами, превышающими, как представляется, период в 2 рабочих дня.
Из указанного также следует, что, не располагая заблаговременно информацией о количестве необходимых документов и требованиях к их оформлению (содержащейся в совокупности в Положении о закупках и в закупочной документации), сведениями о дате проведения закупки и условиях участия в процедуре (определяемых способом закупки, содержащейся в плане закупок) при столь ограниченном периоде подачи заявок, претенденты были существенным образом ограничены заказчиком в своём праве и технической возможности предоставить надлежащие документы в должный срок.
Между тем Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрены специальные нормы, направленные на недопущение подобных действий со стороны заказчиков и организаторов закупок.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
С этой целью на заказчиков возложена обязанность формирования Положения о закупках и плана закупок как основополагающих документов, которые регулируют вопросы организации системы закупок, действующей на предприятии.
В частях 1-2 статьи 2 Федерального закона о закупках прямо закреплено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Для обеспечения возможности доступа к закупкам всем заинтересованным лицам в частях 1 и 2 статьи 4 Федерального закона о закупках закреплены правила о том, что Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в силу части 8 статьи 4 Федерального закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Однако, если согласно извещению срок подачи заявок истекал в 17-00 30 января 2015 года, то исходя из пункта 11.4 закупочной документации прием заявок прекращался в 8-00 30 января 2015 года, что при ограниченном сроке проведения закупки существенно для претендентов.
МУП "Гидроторф-Водоканал" нарушены перечисленные нормы законодательства. Положение о закупках, утверждённое приказом директора МУП "Гидроторф-Водоканал" 5 декабря 2014 года, опубликовано предприятием 26 января 2015 года, то есть с нарушением 15-дневного срока, непосредственно в день объявления закупки.
В то же время разделом 8 указанного Положения установлен, как уже упоминалось, обширный перечень документов, подлежащих обязательному предоставлению участником закупки в составе заявки, включая документы для участия в процедуре запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Данным правилом МУП "Гидроторф-Водоканал" в рассматриваемой ситуации также пренебрегло, поскольку документация о закупке сведений о том, за счёт каких документов участник должен подтвердить соответствие требованиям раздела 10 закупочной документации, не содержит. Данную информацию возможно почерпнуть только из раздела 8 Положения о закупках.
План закупок, утверждённый 15 декабря 2014 года и опубликованный 26 января 2015 года, сведений о закупке в форме запроса предложений в электронной форме, назначенном на 30 января 2015 года, также не содержит вовсе.
В статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения.
Ответственность юридических лиц за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установлена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществляя свою закупочную деятельность, МУП "Гидроторф-Водоканал" не обеспечило соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц по размещению сведений, перечисленных в части 1 и части 2 статьи 4 Закона о закупках.
С учетом всего вышеизложенного в действиях МУП "Гидроторф-Водоканал" имеется состав вменённого административного правонарушения.
Срок привлечения МУП "Гидроторф-Водоканал" к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В силу статьи 26.11 Кодекса должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Анализируя действия МУП "Гидроторф-Водоканал" на предмет малозначительности, что предусмотрено статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо антимонопольного органа приходит к заключению о невозможности освобождения МУП "Гидроторф-Водоканал" от административной ответственности.
Санкция части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При назначении наказания должностное лицо исходит из общих правил статьи 4.1 Кодекса.
Основываясь на правилах статей 4.1, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело, назначает МУП "Гидроторф-Водоканал" минимальное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, административный штраф в размере десяти тысяч рублей.
С учётом вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.83, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России
постановил:
Признать муниципальное унитарное предприятие "Гидроторф-Водоканал" (ИНН 5244027743, КПП 5244010014, ОГРН 1145248000985, место нахождения: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, ул. Административная, д.14) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а также в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предложить МУП "Гидроторф-Водоканал" после оплаты административного штрафа представить в Управление документы, подтверждающие факт оплаты.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - Волго-Вятское ГУ Банка России;
БИК - 042202001; расчетный счет - 40101810400000010002;
Получатель - УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет - 04321510030);
Код налога - 161 1 16 02010 01 6000 140;
ИНН - 5260041262; КПП - 526001001; ОКТМО - 22701000.
Назначение платежа - денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, налагаемое федеральным органом государственной власти.
Частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом.
Заместитель руководителя Н.В. Башев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 22 января 2016 г. N 1738-ФАС52-02/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016