Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб в составе:
Заместитель председателя комиссии: |
Ланцман Л.И. - заместитель руководителя Кемеровского УФАС России; |
Члены комиссии |
Чубуков А.А. - начальник отдела судебной и правовой работы; Ананьева Г.Н. - исполняющая обязанности начальника отдела ТЭК; Гилева И.С. - главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи; Юканкин Д.С. - главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <_> - представителя ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" (доверенность от 11.06.2015 N 01/1-163),
- <_> - представителя ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" (доверенность от 27.01.2016 N 01-176),
- <_> - представителя МП "Спецавтохозяйство" (доверенность от 19.01.2016 N 17/5),
- <_> - представителя МП "Спецавтохозяйство" (доверенность от 26.01.2016 N 17/12),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу МП "Спецавтохозяйство" и материалы жалобы N 06/05-18.1-2016, установила:
21.01.2016 Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба муниципального предприятия города Кемерово "Спецавтохозяйство" (далее - МП "Спецавтохозяйство") (вх. 268 от 19.01.2016) на действия заказчика - федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева" (далее - ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева") при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров, извещение о проведении которого было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) под N 31503121720 (далее - Закупка).
По мнению заявителя, нарушение выразилось в невнесении изменений в закупочную документацию, а именно: в п. 12 закупочной документации, в требованиях к участникам закупки указано на необходимость наличия у участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I - IV классов опасности, 29.12.2015 Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ в законодательство внесены изменения, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.07.2016 г., следовательно не внесение изменений в закупочную документацию и принятие решения о победителе на основании отсутствия у иных участников лицензии является не законным.
Заявитель указывает, что заявка МП "Спецавтохозяйство" была не обоснованно отклонена 13.01.2016 г. в связи с несоответствием лицензии заявленным требованиям.
Кроме того, уведомление об отклонении заявки получено в 11 часов 15 минут 13.01.2016, тогда как подведение итогов аукциона должно состояться не ранее 14 часов 00 минут 13.01.2016 г.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 20.01.2016 г. N 05/433 рассмотрение жалобы N 06/05-18.1-2016 было назначено на 28.01.2016 г. на 10 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" и МП "Спецавтохозяйство".
28.01.2016 г. на заседании Комиссии представители МП "Спецавтохозяйство" поддержали доводы, изложенные в жалобе.
28.01.2016 г. на заседании Комиссии представитель ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" пояснила следующее: на открытом аукционе разыгрывалось право на заключение договора на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов со сроком действия данного договора с 01.01.2016 по 31.12.2016 г. Таким образом, учитывая то, что с победителем аукциона должен быть заключен договор на оказание лицензируемого вида деятельности и на период после 01.07.2016 года, включение в аукционную документацию требования об обязательном наличии у участника аукциона лицензии являлось обязательным. Подробно доводы ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" изложены в отзыве (вх. N 539 от 28.01.2016).
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 06/05-18.1-2016 и заслушав пояснения участвующих лиц, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 30.01.2014 г., с учетом изменений от 09.04.2014 г., 03.03.2015 г., 02.12.2015 г., утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева" (далее - Положение).
В соответствии с частью 3.1 Положения приобретение продукции осуществляется Заказчиком:
путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в т.ч. открытого аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя и иные способы закупи).
Согласно пункту 5.2.1 Положения в документации о закупке указываются следующие сведения:
установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
сведения о начальной цене договора (цене лота);
форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (в случае проведения закупки в форме конкурса);
место и дата рассмотрения предложений (заявок) участников закупки и подведения итогов закупки;
условия допуска к участию в закупке;
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с приложением 1 к Положению о закупке;
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с приложением 1 к Положению о закупке;
размер обеспечения заявки на участие в закупке, срок и порядок его предоставления участником закупки и возврата Заказчиком, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в закупке;
размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления лицом, с которым заключается договор, а также срок и порядок его возврата Заказчиком, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора;
сведения о возможности проведения постквалификации и порядок ее проведения;
сведения о возможности проведения переторжки и порядок ее проведения;
сведения о праве Заказчика отказаться от проведения процедуры закупки;
порядок предоставления преференций, в случае, если таковые предоставляются в соответствии с извещением о проведении закупки.
Особенности проведения аукциона прописаны в пункте 6.4 Положения.
Согласно пункту 6.4.3 Положения заказчик в документации об аукционе обязан установить четкие требования к участникам закупки и к закупаемой продукции, которые не могут быть изменены участником закупки.
В соответствии с пунктом 6.7.12 статьи 6 Положения в случае, если по запросу цен не подана ни одна заявка на участие в запросе цен или подана только одна заявка на участие в запросе цен или по результатам рассмотрения и оценки соответствующей требованиям документации о запросе цен была признана только одна заявка, запрос цен признается несостоявшимся. При наличии единственного участника закупки его заявка рассматривается, и в случае соответствия заявки и участника закупки требованиям документации о запросе цен, с таким участником заключается договор.
На основании части 7.2 Положения Договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее - участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур - не позднее 20 (двадцати) дней со дня подписания итогового протокола.
Ректором ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" утверждена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее - Документация).
Предмет открытого аукциона в электронной форме: оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров (пункт 2 Документации).
Согласно пункту 6 Документации срок оказания услуг: с 01.02.2016 г. до 31.12.2016 г.
Пунктом 12 Документации предусмотрено требование: наличие у участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 19 Документации вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, размещению отходов I - IV классов опасности.
21.12.2015 г. ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров, включающая в себя извещение, документацию с проектом договора.
Дата и время окончания срока подачи заявок 11.01.2016 в 09:00 (МСК+4).
Дата и время рассмотрения заявок 11.01.2016 в 10:00 (МСК+4).
Дата и время подведения итогов 13.01.2016 в 14:00 (МСК+4).
Начальная цена договора: 1 609 333,00 руб.
Согласно протоколу N 31503121720 заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 11.01.2016 г.:
Входящий номер заявки |
Код участника |
150295 |
1 |
151525 |
2 |
Согласно протоколу N 31503121720 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 13.01.2016 г. (далее - Протокол рассмотрения вторых частей):
Результаты аукционного торга (пункт 8 Протокола рассмотрения вторых частей):
Наименование участника закупки |
Последняя ставка участника |
Время подачи ставки |
Номер по результатам ранжирования |
МП "Спецавтохозяйство" |
1 470 000,00 руб., включая НДС 18% |
13.01.2016 06:14 |
1 |
ООО "Чистый город" |
1 479 995,00 руб., включая НДС 18% |
13.01.2016 06:12 |
2 |
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме комиссией приняты следующие решения (пункт 9 Протокола рассмотрения вторых частей):
Допустить к дальнейшему участию в процедуре следующего участника: ООО "Чистый город".
Отказать в допуске к дальнейшему участию в процедуре - МП "Спецавтохозяйство".
Обоснование принятого решения: несоответствие сведений, представленных участником в составе второй части заявки, а именно: лицензия не соответствует требованиям, указанным в пункте 12 Документации о проведении открытого аукциона в электронной форме: "наличие у участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I-IV классов опасности". Лицензия, представленная участником, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 10 Протокола рассмотрения вторых частей заявок в связи с тем, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме допущена к дальнейшему участию в аукционе, аукцион в электронной форме признается несостоявшимся на основании пункта 6.7.12 Положения.
Заказчик принял решение заключить договор с ООО "Чистый город".
20.01.2016 г. с победителем ООО "Чистый город" заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров.
Комиссией Кемеровского УФАС России проанализированы нормативные правовые акты и установлено:
Согласно статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
На момент опубликования извещения о проведении открытого аукциона (21.12.2015 г.), в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Следовательно, Заказчиком обоснованно включено в аукционную документацию требование об обязательном наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 29.12. 2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - ФЗ N 404-ФЗ) внесены следующие изменения: в статье 23: части 1 и 2 признать утратившими силу; в первом и втором предложениях части 3.1 слова "1 января" заменить словами "1 июля".
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ N 404-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Договор на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (на оказание лицензируемого вида деятельности) заключался ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" на срок с 01.02.2016 г. до 31.12.2016 г., то есть и на период после 01.07.2016 г.
Следовательно, внесение в Документацию изменений, касающихся наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I-IV классов опасности, было нецелесообразно, так как признав победителем закупки участники, не имеющего данный лицензии был риск, что до 01.07.2016 г. победитель не получит лицензию и договор придется расторгать.
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и документы приложенные к ним и установлено:
МП "Спецавтохозяйство" предоставлена копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности от 24.05.2013 N 042 00160.
ООО "Чистый город" предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 24.12.2015 N 042 00194.
Таким образом, довод заявителя о том, что заявка МП "Спецавтохозяйство" была необоснованно отклонена не нашел своего подтверждения.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссия Кемеровского УФАС России выявила, что в частью 7.2 Положения установлено: Договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее - участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур - не позднее 20 (двадцати) дней со дня подписания итогового протокола.
Таким образом, договор может быть заключен в срок менее 10 дней.
В соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом
Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "Закон о защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 этого Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, антимонопольный орган наделен правом рассмотрения в указанном порядке жалоб, в том числе на действия организатора торгов и выдачи соответствующих решений и предписаний. Рассмотрение таких жалоб осуществляется антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему Законом о защите конкуренции и в целях защиты охраняемых этим законом правоотношений. При этом, рассмотрению антимонопольным органом подлежат лишь жалобы, поданные в установленный законом срок.
Таким образом, при заключении договора в срок менее 10 дней со дня подведения итогов торгов иные участники торгов, чьи права могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов будут лишены возможности обратиться в антимонопольный орган в сроки, установленные законом о Защите конкуренции.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа будет лишена возможности выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу МП "Спецавтохозяйство" N 06/05-18.1-2015 на действия Заказчика - ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" необоснованной.
Признать ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" нарушившим требования статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Заказчику - ФГБОУ ВПО "КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева" предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.
Заместитель председателя комиссии: |
Л.И. Ланцман
|
Члены комиссии |
А.А. Чубуков
Г.Н. Ананьева
И.С. Гилева
Д.С. Юканкин |
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 28 января 2016 г. N 06/05-18.1-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016