Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 22 января 2016 г. N 7-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Немчинов А.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок;
Азарова Е.И. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии представителя Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (КБВУ ФАВР) (ул. Красная, д.180а, г.Краснодар, 350020)(далее - Организатор торгов) - М.Н.Н. (доверенность.), в присутствии представителей АО "Новорослесэкспорт" - Ш. В.В. (приказ.), Д. М.В. (доверенность.), З.Е.Р. (доверенность.), в отсутствие надлежаще уведомленного Заявителя, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого аукциона по лоту N 104 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря (извещение N 131115/2644174/03 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя на действия организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при организации и проведении открытого аукциона по лоту N 104 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря (извещение N 131115/2644174/03 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы назначено на 22.01.2016 г. в 15-00 по адресу: г.Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель указывает на то, что при организации и проведении торгов по лоту N 104 Организатором торгов не были учтены особенности режима использования акватории, наличие целого ряда законодательных ограничений, установленных в отношении данного водного объекта. Кроме того указывает, что Организатором торгов нарушено требование части 3 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации в части отсутствия в проекте договора водопользования пояснительной записки к материалам в графической форме. В связи с чем, просит признать Организатора нарушившим пункт 6, пункт 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Представитель Организатора торгов представил запрашиваемые документы, а также пояснения на доводы жалобы и считает доводы, изложенные в ней, необоснованными.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Статья 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) регулирует предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
В соответствии со статьей 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;
3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.
К договору водопользования должны прилагаться материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования") и пояснительная записка к ним.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования (в том числе перечень видов водопользования), если право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе, порядок проведения этого аукциона утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации).
Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, а также Правила проведения аукциона (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N230.
В соответствии с частью 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.
В ходе рассмотрения дела N 7-Т/2016 установлено, что при подготовке договора водопользования и формировании его условий Организатором торгов, в нарушение части 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования (утвержденного постановлением Правительства N 230), не учтены особенности предоставляемого водного объекта, а именно: особенностей режима использования акватории, наличие целого ряда законодательных ограничений, установленных в отношении данного водного объекта Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ, с учетом Распоряжения Правительства РФ от 12.08.2009 N 1161-р "Об установлении границ морского порта Новороссийск (Краснодарский край)", Распоряжения Росморречфлота от 13.11.2009 NАД-226-р "О внесении сведений о морском порте Новороссийск в Реестр морских портов Российской Федерации", Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 N 140,Распоряжения Правительства РФ от 24.06.2008 N 907-р "Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", Приказа Южного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 09.09.2011 N100.
Таким образом, действующее законодательство предъявляет специальные требования к водопользователям акватории морского порта, которая является частью пункта пропуска через государственную границу, устанавливая на данной акватории и прилагающим к ней гидротехническим сооружениям (причал, пристань, мол, берегоукрепление) особые режимы использования: режим пограничного контроля, режим транспортной безопасности, таможенного режима, режим портового средства.
Однако данные требования при проведении рассматриваемого аукциона Организатором торгов не учтены.
Вместе с тем, по информации Организатора торгов, процедура рассматриваемых торгов окончена 11.01.2016 заключением договора с победителем аукциона - АО "Новорослесэкспорт", который осуществляет погрузочно-разгрузочные операции в порту г. Новороссийска, и, исходя из вышеизложенного, по мнению Организатора торгов, является единственным из участников аукциона N 104, который соответствует квалификационным требованиям и сможет обеспечить безопасность мореплавания при использовании данной акватории.
Согласно пункту 8 Правил договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" содержание договора водопользования должно соответствовать требованиям Водного кодекса Российской Федерации.
Форма примерного договора водопользования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N165, предусматривает отображение гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору (пункт 4).
Форма примерного договора водопользования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N165, предусматривает обязанность водопользователя содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и расположенные на водном объекте гидротехнические и иные сооружения (подпункт "г" пункта 19).
В соответствии с пунктом 4 раздела I "Предмет договора" проектов договоров водопользования, включенных в состав аукционной документации, "водный объект, представляемый в пользование, зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображается в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью".
То есть, материалы в графической форме вместе с пояснительной запиской к ним, являются неотъемлемой частью договора водопользования, и должны быть представлены в составе документации об аукционе.
В аукционной документации по лоту N 104 в приложении N3 к проекту договора водопользования представлена картографическая схема расположения водных объектов в границах географических координат без отображения зон с особыми условиями и без пояснительной записки.
Таким образом, Комиссия по делу N 7-Т/2016, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения Заявителя и Организатора торгов, установила, что Организатором торгов при организации и проведении открытого аукциона по лоту N 104 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря не соблюдены требования п.п.6,8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 230.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу Б.Б.А. на действия организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при организации и проведении открытого аукциона по лоту N 104 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря (извещение N 131115/2644174/03 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), обоснованной.
2. В связи с тем, что договор по результатам открытого аукциона по лоту N 104 заключен, предписание не выдавать.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены комиссии: Н.В. Левит
С.Г. Еременко
А.Ю. Немчинов
Е.И. Азарова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 января 2016 г. N 7-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016