Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 08-07-22/2016 (опубликовано 26 января 2016 г.)
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области -
Государственного казенного учреждения жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области -
ООО "Энергострой" -
рассмотрев жалобу ООО "Энергострой" на действия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного казенного учреждения жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по завершению строительства объекта "Школа на 750 учащихся в г. Сорочинске" (номер извещения N 0153200000215020925), установила:
13 января 2016 г. в Оренбургское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО "Энергострой" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по завершению строительства объекта "Школа на 750 учащихся в г. Сорочинске" (номер извещения N 0153200000215020925) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - Уполномоченный орган), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя, просил признать жалобу обоснованной, поскольку аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, так как в документации не указаны работы на которые участнику закупки необходимо иметь лицензию МЧС; в проекте контракта содержаться условия противоречащие Закону о контрактной системе; техническое задание содержит ряд показателей, которые не носят объективный характер, и, как следствие, являются излишними; в техническом задании описание объекта закупки представлено не в полном объеме; Заказчиком в техническом задании требуются товары с несуществующими характеристиками.
Представитель Заказчика, просил признать жалобу необоснованной, пояснил, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласен, полагает, что документация об аукционе соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
25.12.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по завершению строительства объекта "Школа на 750 учащихся в г. Сорочинске" (номер извещения N 0153200000215020925).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 54 011 232,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия Оренбургского УФАС России, проведя анализ пункта 22.1 информационной карты аукционной документации нарушений Закона о контрактной системе не установила.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара; 2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации; 3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации; 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В проекте контракта в п. 3.5 содержатся следующие условия: при изменениях законодательных и нормативных актов, ухудшающих положение сторон по сравнению с их состоянием на дату заключения настоящего контракта и приводящих к дополнительным затратам времени, а также вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, первоначально согласованный срок действия контракта продлевается соразмерно этому времени и уточняется сторонами дополнительным соглашением. Данные условия противоречат ст. 34, ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Оренбургского УФАС России, считает довод Заявителя, относительно того, что техническое задание содержит ряд показателей, которые носят необъективный характер, и, как следствие являются излишними (п.24, п. 25, п.26, п. 27) неубедительным, поскольку Заказчиком сформированы требования к товарам в соответствии со своими потребностями не противоречащие ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товаров с данными характеристиками, установленными Заказчиком. В этой связи, указанный довод Заявителя также несостоятелен.
Кроме того, Комиссия Оренбургского УФАС России, довод Заявителя относительно того, что в техническом задании описание объекта закупки представлено не в полном объеме, то есть, описаны не все материалы, заложенные в сметы и проект, описаны только материалы с товарными знаками считает необоснованным, поскольку из пояснений представителя Заказчика следует, что им прописаны требования к материалам, которые для него являются значимыми.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России, довод Заявителя, относительно того, что Заказчиком в техническом задании прописаны требования к товарам с несуществующими характеристиками, считает неубедительным.
Вместе с тем, учитывая, что выявленные нарушения в проекте контракта не могут повлиять на возможность подачи заявки участниками закупки и на результаты по аукциону, соблюдая баланс интересов, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным выдать предписание об устранении нарушений при направлении проекта контракта Победителю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Энергострой" на действия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного казенного учреждения жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по завершению строительства объекта "Школа на 750 учащихся в г. Сорочинске" (номер извещения N 0153200000215020925), частично обоснованной.
2. Признать Государственное казенное учреждение жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области нарушившим ст. 34, 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному казенному учреждению жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области, предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
20 января 2016 г. г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
на основании своего решения по делу N 08-07-22/2016 от 20 января 2016 года по жалобе ООО "Энергострой" на действия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного казенного учреждения жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по завершению строительства объекта "Школа на 750 учащихся в г. Сорочинске" (номер извещения N 0153200000215020925), и в результате внеплановой проверки в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п.2 ч.2 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, предписывает:
1. Государственному казенному учреждению жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения ст. 34, 95 Закона о контрактной системе, для чего в установленные для подписания контракта сроки посредством функционала электронной площадки направить проект контракта победителю закупки с приведенными в соответствие указанными положениями.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
3. Государственному казенному учреждению жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области по истечению 3-х рабочих дней с момента подписания контракта в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копии заключенного государственного контракта, скриншот с личного кабинета, свидетельствующий о датах направления проекта контракта участнику закупки, подписания контракта участником закупки и заказчиком.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 08-07-22/2016 (опубликовано 26 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016