Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/11588 (опубликовано 25 января 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43, от 12.10.2015 N 205 в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Филиппова Валерия Владимировича,
в отсутствие представителей организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Валерия Владимировича на действия организатора торгов - Минтранса Чувашии при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 21.12.2015 обратился ИП Филиппов В.В. с жалобой на действия организатора торгов - Минтранса Чувашии при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198.
В жалобе ИП Филиппов В.В. сообщает, что условия объявленного открытого конкурса противоречат положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ). В частности указывает, что проект договора не содержит положения о том, что договор будет заменен картами маршрута и выдачей свидетельства на право перевозок на маршруте после включения маршрута в Реестр; условия для расторжения договора, предусмотренные проектом договора, не соответствуют условиям, установленным статьей 29 Федерального закона N 220-ФЗ; в проекте договора не предусмотрена обязанность Минтранса Чувашии до 13.01.2016 включить маршрут в Реестр, выдать карту маршрута, а затем - Свидетельство на право работы на маршруте.
Поскольку по итогам открытого конкурса договор заключается на 5 лет, то требования к перевозчикам и условия договора должны соответствовать Федеральному закону N 220-ФЗ с учетов его вступления в силу.
Из заявления также следует, что объявление конкурса на 28.12.2015 может привести к нарушению прав заявителя по обжалованию действий организатора торгов в административном порядке (в антимонопольный орган).
ИП Филиппов В.В. и Минтранс Чувашии, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочных представителей в заседание Комиссии не обеспечили.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).
Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон N 48).
В силу статьи 1 Закона N 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее - уполномоченный орган).
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594 утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Порядок проведения открытого конкурса N 594).
В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25.05.2012 N 49 организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике является Минтранс Чувашии.
В силу пункта 1.4 Порядка проведения открытого конкурса N 594 не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока приема заявок организатор конкурса осуществляет размещение на официальном сайте организатора конкурса на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организатора конкурса) извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.
Извещение о проведении конкурса должно содержать информацию, в т.ч. о предмете конкурса, включая сведения о выставляемом на конкурс маршруте (маршрутах), о начальном, конечном и промежуточных остановочных пунктах маршрутов, времени начала и окончания работы маршрутов, необходимом минимальном количестве автомобильных транспортных средств (далее - автобус) для осуществления перевозок по маршруту, требованиях к автобусам, времени отправления автобусов, интервалах их движения.
Приказом Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198 принято решение провести конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на следующих межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике:
Лот N 1 - междугородный автобусный маршрут N 541 "Чебоксары - Ибреси";
Лот N 2 - пригородный автобусный маршрут N 231 "Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Икково";
Лот N 3 - пригородный автобусный 243 "Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Тохмеево";
Лот N 4 - междугородный автобусный маршрут N 562 "Чебоксары (Новосельская автостанция) - Тоганаши";
Лот N 5 - междугородный автобусный маршрут N 583 "Чебоксары (Центральный автовокзал) - Яманчурино";
Лот N 6 - междугородный автобусный маршрут N 508 "Ирдеменево-Кошки - Чебоксары (Центральный автовокзал)";
Лот N 7 - пригородный автобусный маршрут N 184 "Синьялы (Лапсарское поселение) - Чебоксары (Привокзальная автостанция)";
Лот N 8 - пригородный маршрут N 138 "Чебоксары (АО "Акконд") - Новочебоксарск (Сокол).
Указанным приказом также утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.
Согласно извещению, размещенному на официальном сайте Минтранса Чувашии http://gov.cap.ru/SiteMap.aspxgov_id=786&id=2137308, срок подачи заявок установлен с 8 декабря до 9 ч. 50 мин. 28 декабря 2015 г.
Конкурсная комиссия вскрывает запечатанные конверты с заявками на участие в конкурсе, проводит анализ правильности оформления документов по адресу г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 20, 5 этаж, актовый зал в 10 ч. 00 мин. 28 декабря 2015 г.
Конкурсная комиссия в течение пяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществляет рассмотрение заявок и принимает решение о допуске либо об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе, о чем подписывает протокол рассмотрения заявок.
Подведение итогов конкурса осуществляется конкурсной комиссией в срок не позднее 20 рабочих дней после дня вскрытия конвертов по адресу г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 20, 4 этаж.
Основные положения ведения реестра маршрутов регулярных перевозок установлены главой 4 Федерального закона N 220-ФЗ (статьи 25, 26).
Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действий свидетельства установлен главой 5 Федерального закона N 220-ФЗ (статьи 27-29)
Вместе с тем, порядок вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ установлен статьей 42 настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу (часть 1 статьи 42 Федерального закона N 220-ФЗ).
Статьи 4 - 32, 36 - 38 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 42 Федерального закона N 220-ФЗ).
Статьи 33 - 35, 40 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 42 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, статьи 25, 26, 27-29 Федерального закона N 220-ФЗ, на нарушение которых ссылается заявитель, в силу не вступили.
Наряду с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что жалоба не содержит указание на то, какие положения Порядка проведения открытого конкурса N 594 нарушены организатором торгов объявлением конкурса на 28.12.2015.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ИП Филиппова В.В. необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи организатору торгов предписания.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Валерия Владимировича необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/11588 (опубликовано 25 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016