Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/63 (опубликовано 25 января 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 января 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
в присутствии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Софронова Петра Николаевича - "_"
в отсутствие представителей организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Петра Николаевича на действия организатора торгов - Минтранса Чувашии при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 24.12.2015 обратился ИП Софронов П.Н. с жалобой на действия организатора торгов - Минтранса Чувашии при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198.
В жалобе ИП Софронов П.Н. сообщает, что согласно пункту 3.1 конкурсной документации участниками конкурса являются, в т.ч. объединения по договору простого товарищества. Вместе с тем, в пункте 4 Информационной карты конкурса, устанавливающем круг участников конкурса, указание на объединения по договору простого товарищества отсутствует. Конкурсная документация не содержит перечни документов и процедуру подготовки и подачи заявок от участников договора простого товарищества. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, ввиду неопределенности препятствует участникам договора простого товарищества участвовать в конкурсе.
Кроме того, заявитель указывает, что положениями конкурсной документации установлено требование о наличии транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Однако на конкурс выставляются пригородные автобусные маршруты, которые в силу приказа Минтранса Чувашии от 13.02.2013 N 36 могут обслуживаться транспортными средствами категории М2, М3, не оснащенными тахографами.
В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений.
Минтранс Чувашии, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).
Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон N 48).
В силу статьи 1 Закона N 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее - уполномоченный орган).
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594 утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Порядок проведения открытого конкурса N 594).
В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25.05.2012 N 49 организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике является Минтранс Чувашии.
В силу пункта 1.4 Порядка проведения открытого конкурса N 594 не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока приема заявок организатор конкурса осуществляет размещение на официальном сайте организатора конкурса на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организатора конкурса) извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.
Извещение о проведении конкурса должно содержать информацию, в т.ч. о предмете конкурса, включая сведения о выставляемом на конкурс маршруте (маршрутах), о начальном, конечном и промежуточных остановочных пунктах маршрутов, времени начала и окончания работы маршрутов, необходимом минимальном количестве автомобильных транспортных средств (далее - автобус) для осуществления перевозок по маршруту, требованиях к автобусам, времени отправления автобусов, интервалах их движения; адресе места приема заявок, дате и времени начала и окончания приема заявок, а также перечне документов, представляемых претендентами для участия в конкурсе.
Согласно пункту 1.3 Порядка проведения открытого конкурса N 594 настоящие Правила направлены на обеспечение равенства прав и обязанностей перевозчиков при осуществлении регулярных пассажирских перевозок.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка проведения открытого конкурса N 594 конкурсная документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, указанном в пункте 1.5 настоящего Порядка, а также требования к участникам конкурса.
Приказом Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198 принято решение провести конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на следующих межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике:
Лот N 2 - пригородный автобусный маршрут N 231 "Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Икково";
Лот N 3 - пригородный автобусный 243 "Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Тохмеево";
Лот N 7 - пригородный автобусный маршрут N 184 "Синьялы (Лапсарское поселение) - Чебоксары (Привокзальная автостанция)";
Лот N 8 - пригородный маршрут N 138 "Чебоксары (АО "Акконд") - Новочебоксарск (Сокол).
Указанным приказом также утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике.
Согласно пункту 3.1 конкурсной документации в конкурсе участвуют юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также объединения таких лиц по договору простого товарищества, способные обеспечить регулярные и безопасные перевозки пассажиров в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике", Порядком проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике", и другими нормативными актами в области транспорта.
Вместе с тем, пунктом 4 Информационной карты конкурса, являющейся приложением N 1 к конкурсной документации, установлено, что в конкурсе участвуют юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, информация, указанная в пункте 4 Информационной карты конкурса, устанавливающая круг участников конкурса, не содержит указания на объединения по договору простого товарищества, следовательно, не соответствует пункту 3.1 конкурсной документации, что не может свидетельствовать о надлежащем выполнении организатором торгов требований пункта 2.2 Порядка проведения открытого конкурса N 594.
Наряду с изложенным, пунктом 4 Информационной карты конкурса установлены требования к участникам, в т.ч. о наличии транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции требованиям безопасности дорожного движения и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
Согласно приложению N 2 к Приказу Минтранса Чувашии транспортные средства категории M2, M3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, не подлежат обязательному оснащению тахографами.
Вместе с тем, по лотам NN 2,3,7,8 предметом конкурса выступают пригородные автобусные маршруты.
Следовательно, установление в конкурсной документации требования о наличии транспортных средств, оснащенных тахографами по всем лотам также свидетельствует о ненадлежащем выполнении требования пункта 2.2 Порядка проведения открытого конкурса N 594, поскольку не позволяет принять участие в конкурсе по лотам NN 2,3,7,8 лицам, обладающим транспортными средствами, не оснащенными тахографами.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Петра Николаевича обоснованной.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Петра Николаевича обоснованной.
Выдать организатору торгов - Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении нарушения, допущенного при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
От 12.01.2016 N 06-04/64
ПРЕДПИСАНИЕ
Дело N 73-Т-2015
г. Чебоксары
12 января 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
на основании решения от 12.01.2016 N 73-Т-2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Софронова Петра Николаевича на действия организатора торгов - Минтранса Чувашии при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198, и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного Закона, предписывает:
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в срок до 04 февраля 2016 года устранить допущенные нарушения процедуры проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике, организуемого на основании приказа Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198, путем:
- исключения из конкурсной документации, утвержденной приказом Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198, по лотам NN 2,3,7,8 требования об обязательности оснащения транспортных средств техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахографами);
- включения в пункт 4 Информационной карты конкурсной документации, утвержденной приказом Минтранса Чувашии от 08.12.2015 N 02-03/198, указания на возможность участия в конкурсе объединений по договору простого товарищества.
Проинформировать Чувашское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до 05 февраля 2016 года.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/63 (опубликовано 25 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016