Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 25 января 2016 г. N 24
Резолютивная часть решения оглашена "20" января 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: Ерькина Е.П. - заместитель руководителя Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Тютянина Т.Н. - заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии:
от заявителя - Суина А.Г. - директора ООО "СаранскПрофПроект",
от Заказчика - Аверкина А.В. - представителя ФГБОУ ВПО "МГУ имени Н.П. Огарева" по доверенности (доверенность N 01-06-04/135 от 18.12.2015),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ООО "СаранскПрофПроект" на действия заказчика ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" при проведении открытого конкурса N 1079 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8 для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (извещение о проведении открытого конкурса
N31503111628), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО "СаранскПрофПроект" на действия заказчика ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" при проведении открытого конкурса N 1079 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8 для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (извещение о проведении открытого конкурса N31503111628).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что 1) согласно конкурсной документации на проведение открытого конкурса N31503111628 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8 и заданию на проектирование проработанные варианты проектных решений являются объектом закупки и не могут быть критерием оценки заявки; 2) пункт 3 приложения N 1 части III "Информационная карта конкурса" нарушает требования пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в виду того, что носит субъективный характер, не содержит четко и прозрачно измеряемых параметров, содержит не имеющий четкого определения термин "проработанность".
Представитель ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" Аверкин А.В. пояснил следующее.
Открытый конкурс N31503111628 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8 проводился ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" (далее - Положение о закупке).
Так, согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пунктам 12, 13 пункта 6.3 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупках, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Такие сведения указаны в пунктах 6.3, 6.4 Раздела II "Общие условия проведения конкурса", пункте 10.1.16 раздела III "Информационная карта конкурса", а также в приложении N 1 к разделу III "Информационная карта конкурса".
Одним из критериев оценки заявок участников конкурса является критерий "Качественные характеристики объекта закупки". Выбор указанного критерия для оценки заявок на участие в открытом конкурсе и порядок оценки заявок по данному критерию, установленный в конкурсной документации, не противоречат положениям Закона о закупках и Положения о закупке. Предметом оценки по критерию являются проработанные варианты проектных решений по объекту проектирования либо по иным аналогичным объектам. Таким образом, предмет оценки не может отождествляться с предметом закупки, которым являются не варианты отдельных проектных решений, а определенный технической документацией набор проектных решений в объеме, соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 года "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Критерий "Качественные характеристики объекта закупки", его содержание и порядок оценки, по мнению Аверкина А.В., соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как он' в равной мере применяется ко всем участникам закупки, порядок оценки предусматривает начисление баллов по данному критерию, пропорциональное содержанию предложений участников конкурса, кроме того, не являясь требованием к участникам закупки, этот критерий не дискриминирует участников закупки и не ограничивает конкуренцию между ними.
Тот факт, что применение данного критерия позволяет одним участникам конкурса получить больше баллов по результатам оценки, чем другим, является неотъемлемым следствием процесса оценки как такового, потому что под оценкой заявок согласно пункту 3.3.1 Положения о закупке понимается определение лучших условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании Положения о закупке. Это ни в коей мере не означает дискриминацию или ограничение конкуренции участников закупки.
Термин "проработанность", по словам представителя ФГБОУ ВПО "МГУ имени Н.П. Огарева", имеет в контексте конкурсной документации традиционное для русского языка значение, а именно: проработанность, изученность, исследованность, отработанность деталей варианта, представленного в составе заявки проектного решения.
Исследовав жалобу и выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева", утвержденным приказом ректора 10 декабря 2013 года.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
18 декабря 2015 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса
(N31503111628) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8.
В соответствии с извещением:
дата начала приема заявок - 18.12.2015;
дата и время окончания подачи заявок -14.01.2016 в 10:40;
дата и время вскрытия конвертов -14.01.2016 в 10:40;
дата и время рассмотрения заявок -15.01.2016 в 16:00;
дата и время подведения итогов: 15.01.2016 в 17:00.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 6.3.1 Конкурсной документации на проведение открытого конкурса N 1079 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8 (далее Конкурсная документация) заявки на участие в конкурсе участников конкурса оцениваются исходя из критериев, установленных в пункте 10.1.17 части Ш "Информационная карта конкурса".
В соответствии с пунктом 6.4.1 Конкурсной документации единая комиссия оценит заявки на участие в конкурсе только тех участников конкурса, которые были признаны таковыми. Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется Единой комиссией в соответствии с порядком оценки заявок, установленным "Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 без учета "Предельных величин значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установленных Приложением N1 к указанным правилам, но с учетом предельных величин значимости критериев оценки заявок, установленным Положением о закупке.
В части Ш "Информационная карта конкурса" содержится информация для данного конкретного конкурса, которая уточняет, разъясняет и дополняет положения части "Общие условия проведения конкурса".
Пунктом 10.1.17 Информационной карты конкурса установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость в процентах (К) |
1. |
Цена договора |
40 |
2. |
Срок окончания выполнения работ |
20 |
3. |
Качественные характеристики объекта закупки |
30 |
4. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора |
10 |
Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
100% |
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе определен в приложении N 1 к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА".
Согласно пункту 3 Приложения N 1 части Ш "Информационная карта конкурса" критерий "Качественные характеристики объекта закупки":
Значимость: 30% (коэффициент значимости - 0,3).
Предмет оценки: количество проработанных вариантов проектных решений и предпочтительность их содержания. Необходимо представить в составе заявки графическую часть проработанных вариантов проектных решений объекта, являющегося предметом настоящего конкурса (либо вариантов проектных решений, аналогичных данному объекту закупки).
Оценка проработанности проектных решений на предмет соответствия требованиям технической документации осуществляется экспертным способом.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" определяется по формуле:
Rci= 100i/max,
где:
Rci- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
i- количество проработанных вариантов проектных решений участника, заявка (предложение) которого оценивается;
max- максимальное количество проработанных вариантов проектных решений из заявок (предложений), сделанных участниками.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комплексный анализ Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева", конкурсной документации показал, что в предмете оценки критерия "Квалификация участников закупки" значение термина "проработанность" не раскрыто, что может привести к установлению неизмеряемых требований к участникам закупки.
Также Заказчиком не раскрыто определение аналогичности объекту закупки, что может препятствовать составлению участниками закупки надлежащим образом оформленной заявки, отражающей истинную квалификацию претендента.
Кроме того, Комиссия считает, что установив в конкурсной документации порядок оценки проработанности проектных решений на предмет соответствия требованиям технической документации экспертным способом, заказчик не способен обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах, поскольку оценка будет зависеть от субъективного мнения каждого члена комиссии.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СаранскПрофПроект" (вх. N 36 от 11.01.2016) обоснованной.
2. Признать действия организатора открытого конкурса N31503111628 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8 нарушением пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" обязательное для исполнения предписание о внесении в описание предмета оценки критерия качественной характеристики объекта закупки изменений, исключающих неоднозначное толкование оценки данного критерия.
Председатель Комиссии Е.П. Ерькина
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Т.Н. Тютянина
Н.В. Сабурова
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии - Ерькина Е.П. - заместитель руководителя Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Тютянина Т.Н. - заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, на основании своего решения N___ от 25 января 2016 года, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "СаранскПрофПроект" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ФГБОУ ВПО "МГУ имени Н.П. Огарева" устранить нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путем внесения в описание предмета оценки критерия качественной характеристики объекта закупки (открытый конкурс N 1079 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общежития N8) изменений, исключающих неоднозначное толкование оценки данного критерия.
2. Предписание надлежит исполнить до 31 января 2016 года и до 04 февраля 2016 года направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Председатель Комиссии Е.П. Ерькина
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Т.Н. Тютянина
Н.В. Сабуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25 января 2016 г. N 24
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016