Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, Сапунов Дмитрий Николаевич, рассмотрев Протокол N441 от 28.12.2015 года и материалы дела об административном правонарушении N705, возбужденного в отношении АО "Международный аэропорт Ставрополь" (355008 г. Ставрополь, Территория аэропорт, ИНН-2636805727; ОГРН-1132651002593), установил:
Комиссией Ставропольского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" была рассмотрена жалоба ООО "Прогресс" на действия АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Решение N48-18.1-2015 от 26.06.2015 года).
По результатам рассмотрения жалобы было принято следующее решение:
1) Признать жалобу ООО "Прогресс" на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152) - обоснованной.
2) Признать в действиях АО "Международный аэропорт Ставрополь" факт нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупочной деятельности АО "Международный аэропорт Ставрополь" утвержденного Советом директоров ОАО "Международный аэропорт Ставрополь" (Протокол N4 от 01.03.2013 года) и Конкурсной документации на открытый конкурс на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152).
3) В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" выдать обязательное для исполнения предписание - аннулировать итоги открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152). При необходимости конкурс провести повторно.
Статьей 7.32.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ определено, что несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании имеющихся материалов, Определением от 14.12.2015 года N03/13046 было начато административное расследование и возбуждено дело об административном правонарушении N705.
Составление протокола было назначено на 28.12.2015 года.
На рассмотрение прибыл представитель АО "Международный аэропорт Ставрополь" - Нестерова Наталья Александровна (доверенность N15 от 28.12.2015 года). Представитель пояснил, что предписание N13 от 26.06.2015 года об аннулировании итогов торгов было исполнено в установленный срок.
По результатам рассмотрения был составлен Протокол N441 от 28.12.2015 года, в котором зафиксировано событие и признаки состава административного правонарушения. Представитель ознакомился с протоколом, с протоколом согласился. Копия Протокола была направлена в адрес АО "Международный аэропорт Ставрополь" заказным письмом с уведомлением.
На рассмотрение Протокола N441 от 28.12.2015 года прибыл представитель АО "Международный аэропорт Ставрополь" - Нестерова Наталья Александровна (доверенность N15 от 28.12.2015 года). Представитель подтвердил ранее озвученные доводы.
Проанализировав Протокол N441 от 28.12.2015 года и материалы дела N705, должностное лицо Ставропольского УФАС России, уполномоченное на рассмотрение дел об административных правонарушениях, отмечает следующее.
Комиссией Ставропольского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" была рассмотрена жалоба ООО "Прогресс" на действия АО "Международный аэропорт Ставрополь" (дело N48-18.1-2015).
Было установлено, что в уставном капитале АО "Международный аэропорт Ставрополь" доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов. На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N223-ФЗ) при осуществлении закупок АО "Международный аэропорт Ставрополь" обязан руководствоваться требованиями Закона N223-ФЗ.
Положение о закупочной деятельности АО "Международный аэропорт Ставрополь" утверждено Советом директоров ОАО "Международный аэропорт Ставрополь" (Протокол N4 от 01.03.2013 года).
В рамках указанного Положения АО "Международный аэропорт Ставрополь" был объявлен открытый конкурс на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152).
Срок подачи заявок с 11.03.2015 года по 29.05.2015 года.
Дата вскрытия конвертов - 01.06.2015 года.
Дата рассмотрения заявок - 02.06.2015 года.
Место подведения итогов - 03.06.2015 года.
Согласно Протокола N1 от 01.06.2015 года для участия поступили две заявки:
1) ООО "Прогресс";
2) ООО "Еврострой".
АО "Международный аэропорт Ставрополь" своим письмом N611 от 02.06.2015 года запросила у участников конкурса уточненную информацию по сумме и дате выполнения работ, а также предоставить предварительную смету работ для уточнения соответствия заявки техническим требованиям.
Согласно Протокола N2 от 08.06.2015 года обе заявки были допущены к участию в конкурсе.
Согласно Протокола N3 от 09.06.2015 года победителем признано:
1) ООО "Еврострой" (предложенная цена - 2 090 000 рублей, а срок отсрочки платежа - 90 дней).
2) ООО "Прогресс" (предложенная цена - 2 049 934 рубля, а срок отсрочки платежа - 30 дней).
Согласно пункта 2.1.1. Конкурсной документации заявителем подается отдельная заявка на участие в конкурсе, которая должна содержать:
1) Опись документов (рекомендуемая форма N1 раздела 12).
2) Заявка на участие в конкурсе по лоту, включающая предложение о цене договора, предложения об условиях исполнения договора по форме, установленной формой заявки на участие в конкурсе:
Цена договора;
Срок рассрочки платежа.
При описании предложений участниками размещения заказа должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Сведения, которые содержатся в заявке на участие в конкурсе, не должны допускать двусмысленных толкований. Заявка на участие в конкурсе не должна содержать противоречивых сведений.
3) Сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем заявку:
а) Полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц);
б) Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица:
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее - руководитель).
В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
4) Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:
а) Копии учредительных документов участника размещения заказа.
5) Электронные копии: описи документов, письма-заявки на участие в конкурсе по лоту, предложения о цене договора. (Предоставление данных электронных копий является обязательным, для исключения неточностей при составлении Протоколов и Проекта договора).
6) Иные документы (или копии документов) по усмотрению участника размещения заказа (например, бухгалтерский баланс и т.д.), если иное не предусмотрено Информационной картой конкурса.
Таким образом, требование АО "Международный аэропорт Ставрополь" (письмо N611 от 02.06.2015 года) о предоставлении предварительной сметы работ для уточнения соответствия заявки техническим требованиям, не предусмотрено Конкурсной документацией.
Согласно пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Следовательно, АО "Международный аэропорт Ставрополь" запросило документ (предварительная смета работ), не предусмотренный Конкурсной документацией, что противоречит нормам пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме того, само по себе направление АО "Международный аэропорт Ставрополь" письма N611 от 02.06.2015 года не предусмотрено Конкурсной документацией, что является нарушением порядка определения победителя торгов, определенного конкурсной документацией.
По результатам рассмотрения жалобы было принято следующее решение:
1) Признать жалобу ООО "Прогресс" на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152) - обоснованной.
2) Признать в действиях АО "Международный аэропорт Ставрополь" факт нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупочной деятельности АО "Международный аэропорт Ставрополь" утвержденного Советом директоров ОАО "Международный аэропорт Ставрополь" (Протокол N4 от 01.03.2013 года) и Конкурсной документации на открытый конкурс на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152).
3) В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" выдать обязательное для исполнения предписание - аннулировать итоги открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152). При необходимости конкурс провести повторно.
Частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ определено, что несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, в действиях АО "Международный аэропорт Ставрополь" имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Время совершения АО "Международный аэропорт Ставрополь" административного правонарушения: 02.06.2015 года.
Место совершения АО "Международный аэропорт Ставрополь" административного правонарушения: г. Ставрополь.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1 КоАП РФ в процессе рассмотрения дела определено событие административного правонарушения - несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к оценки и (или) сопоставлению заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, состав административного правонарушения - совершение противоправного виновного действия, за которое статьей 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а именно, совершение осознано-волевых действий, направленных на нарушение норм Закона.
В соответствии с требованием статьей 4.1 КоАП РФ, при вынесении Постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.
Учитывая факты:
- оказания лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);
- добровольного исполнения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);
- совершения данного состава правонарушения впервые (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ),
возможно признание данных обстоятельств смягчающими, согласно статьи 4.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Понятие "Малозначительности административного правонарушения", в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не может быть применена в данном конкретном случае.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N10 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указывает, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительности судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ и учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
То есть совершенное АО "Международный аэропорт Ставрополь" правонарушение представляет угрозу общественным отношениям в сфере законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и не может быть квалифицированно в качестве малозначительного, а, следовательно, лицо совершившее такое нарушение, не может быть освобождено от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В связи с наличием смягчающих и отсутствием отягчающих обстоятельств подлежит применению минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 3.5, 4.1, 7.32.3, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать АО "Международный аэропорт Ставрополь" (355008 г. Ставрополь, Территория аэропорт, ИНН-2636805727; ОГРН-1132651002593) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Нарушение выразилось в требовании АО "Международный аэропорт Ставрополь" (письмо N611 от 02.06.2015 года) о предоставлении предварительной сметы работ для уточнения соответствия заявки техническим требованиям, что не предусмотрено Конкурсной документацией.
Назначить АО "Международный аэропорт Ставрополь" наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей (пять тысяч рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма штрафа, уплаченного за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам:
"Получатель" УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН-2634003887, КПП-263501001, ГРЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК-040702001, ОКТМО-07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему Постановление (факс: (8652) 35-51-19 или E-mail: to26@fas.gov.ru).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 января 2016 г. N 705
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016