Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 января 2016 г. N РНП-55-12/2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев сведения об индивидуальном предпринимателе <> (далее - ИП <> победитель, поставщик), представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - БУЗОО "КМСЧ N 9", Заказчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с уклонением от заключения договора при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку макаронных изделий (извещение N 0352300030715000129) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
Заказчика - <> (доверенность от 19.01.2016), <> (доверенность от 16.12.2015),
ИП <> - <> (доверенность от 01.01.2016), установила:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12329 от 31.12.2015, вх. N 207э от 14.01.2016) материалы электронного аукциона и информация, свидетельствующие, по мнению Заказчика, об уклонении ИП <> от заключения договора.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 02.11.2015 Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0352300030715000129 (далее - извещение) и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 65000 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 10.11.2015 на участие в аукционе поступило шесть заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
13.11.2015 в электронном аукционе приняло участие три участника закупки; наименьшая цена контракта 38675,34 руб. предложена участником с номером заявки 6 - ИП <> при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40,5%.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2015 указано, что заявки только двух участников соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе; победителем признан ИП <> с ценой контракта 41925 руб., при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 35,5%.
23.11.2015 Заказчиком через оператора электронной площадки направлен проект договора для подписания ИП <>
24.11.2015 проект договора отклонен победителем, направлен протокол разногласий, при этом платежным поручением N 13157 от 24.11.2015 перечислено обеспечение договора N 2015.443039 на поставку макаронных изделий в размере 4875 руб.
27.11.2015 Заказчиком через оператора электронной площадки вновь направлен проект договора для подписания ИП <>
30.11.2015 проект договора отклонен победителем, направлен протокол разногласий.
01.12.2015 истек 13-дневный срок для направления протокола разногласий.
03.12.2015 Заказчиком через оператора электронной площадки направлен проект договора для подписания ИП <>
04.12.2015 ИП <> направлен Заказчику подписанный проект договора, документ, подтверждающий внесение обеспечения исполнения контракта в полуторном размере.
08.12.2015 истек срок для подписания договора, участник признан уклонившимся от заключения договора.
08.12.2015 Заказчиком размещен протокол отказа от заключения договора на официальном сайте.
С участником аукциона, цена договора которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, договор не заключен.
2. В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе <> не подлежат включению в реестр, учитывая следующее.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Комиссия установила, что в соответствии с требованиями указанной нормы Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов аукциона был размещен на официальном сайте 18.11.2015.
Частью 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В регламентированный Федеральным законом о контрактной системе срок 23.11.2015 Заказчиком через оператора электронной площадки направлен проект контракта ИП <> для его подписания.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
На основании части 4 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
24.11.2015 ИП <> направлен протокол разногласий путем внесения в проект договора реквизитов индивидуального предпринимателя и заполненной спецификации. При этом на заседании Комиссии ни представителем Заказчика, ни представителем ИП <> не представлены замечания к проекту договора в виде отдельного документа, пояснив, что протокол разногласий в виде отдельного документа не создавался и не направлялся.
27.11.2015 проект контракта вновь был направлен победителю на подпись.
В связи с тем, что цена, предложенная победителем, была снижена более чем на 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта, в проект договора победителем внесен дополнительно пункт 5.1.10: "Размер обеспечения исполнения договора составляет 4875,00 руб.", в данной редакции проект контракта был направлен Заказчику (протокол разногласий от 30.11.2015).
В силу части 6 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
На основании части 13 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В силу пунктов 8 и 10 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию:
- о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
- о сроке, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
В извещении N 0352300030715000129 и в пункте 23 "Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок такого предоставления обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора" документации об аукционе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 5 %, что составляет 3250 руб.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе, в том числе пункте 23 документации об аукционе, не содержится информации о требованиях к обеспечению исполнения контракта и его размере в случае снижения при проведении аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Кроме того, в нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе фактически не содержит условий признания победителя аукциона или иного участника уклонившимися от заключения контракта.
При этом Комиссия отмечает, что в пункте 29 "Условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившимися от заключения договора" указано:
"Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Федерального закона, он не направил заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Федерального закона, по истечении тринадцати дней с даты размещения на официальном сайте протокола, указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены договора на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены договора").
Помимо условий признания участника уклонившимся от заключения контракта, предусмотренных частью 2 статьи 37, частями 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, частью 9 и пунктом 2 части 10 статьи 37 настоящего Федерального закона установлено следующее.
Согласно части 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
В силу пункта 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
По мнению Комиссии, отсутствие в документации об аукционе информации об условиях признания победителя аукциона уклонившимися от заключения контракта, в том числе, предусмотренных частью 9 и пунктом 2 части 10 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, могло послужить причиной непредоставления ИП <> обоснования цены контракта в срок, установленный для подписания контракта.
Данный вывод Комиссии основан на объяснениях и документах, представленных ИП <> на запрос Омского УФАС России (исх. N 113э от 14.01.2015), в частности в письменных пояснениях (вх.N 301э от 19.01.2016) ИП <>указано:
"На электронной площадке "РТС-Тендер" 02.11.2015 г. БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" был размещен электронный аукцион N 0352300030715000129 на поставку макаронных изделий. ИП <> подал заявку на участие в данном аукционе. В результате рассмотрения первых частей заявок ИП <> был допущен к участию в аукционе, который состоялся 13.11.2015 г. Согласно протоколу проведения аукциона ИП <> не является победителем данного аукциона. Аукцион на поставку макаронных изделий выиграл ИП <> но как Поставщик был отклонен от заключения контракта БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" по второй части заявок, в результате чего право поставки перешло к ИП <>
20.11.2015 г БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N 9" отправило на электронной площадке "РТС-Тендер" для подписания договор поставки N 2015.443039 ИП <> В процессе торгов по данному аукциону было произведено снижение цены контракта более чем на 25%, т.е. были применены антидемпинговые меры. В таком случае контракт заключается только после предоставления платежного поручения с увеличением обеспечения контракта в 1,5 раза, данное условие ИП <> было соблюдено (платёжное поручение прилагается). В таком случае, в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ИП <> обязан предоставить гарантийное письмо от производителя поставляемых по выигранному контракту товаров о наличии соответствующего товара в необходимом количестве и по заявленной цене на складе ИП <> Требуемое гарантийное письмо было запрошено у производителя в день получения (20.11.2015 г.) от БУЗОО "Клиническая медико-санитарная часть N9" договора поставки N 2015.443039, но получено ИП <> только 09.12.2015 г., поэтому оно не было приложено при подписании контракта.
На данный момент у ИП <> имеется весь требуемый для подписания контракта пакет документов, и он готов исполнить в полном объеме обязательства по поставке макаронных изделий в соответствии с условиями контракта N 2015.443039".
К вышеуказанным письменным пояснениям ИП <> представлены копии:
- платежного поручения от 24.11.2015 N 13157 о перечислении на счет БУЗОО "КМСЧ N 9" в качестве обеспечения исполнения контракта полуторное обеспечение в размере 4875 руб. с отметкой о проведении операции через Сибирский филиал АО "Банк Интеза";
- гарантийного письма ЗАО "МКХП-СИТНО" от 09.12.2015 о поставке продуктов питания в количестве и по ценам, указанным в спецификации к договору поставки N 2015.443039.
На заседании Комиссии представителем ИП <> представлена (вх. от 22.01.2015 N 501э) копия скрин-шота с электронной почты ИП <> о направлении 20.11.2015 участником в адрес ЗАО "МКХП-СИТНО" запроса о предоставлении гарантийного письма на поставку товара, а также копия скрин-шота с электронной почты о получении данного гарантийного письма от ЗАО "МКХП-СИТНО" 09.12.2015.
Кроме того, представителем ИП <> на заседании Комиссии даны пояснения о том, что имея на складе товар, необходимый для поставки в адрес Заказчика, располагая данными о стоимостной оценке склада в ценах номенклатуры, в частности на товар макароны "Ситно", по состоянию на 23.11.2015 и 30.11.2015, ИП <> не знал, что предоставление данных сведений в качестве обоснования предлагаемой цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, является достаточным, поэтому ИП <> дополнительно был сделан запрос о представлении гарантийного письма в адрес ЗАО "МКХП-СИТНО", ответ на который был получен только 09.12.2015, фактически за пределами срока подписания договора на электронной площадке.
Комиссии также представлены копии выписок, подтверждающих факт наличия товара (макарон "Ситно") на складе ИП <> по состоянию на 23.11.2015 и 30.11.2015.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу указанной нормы Федерального закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Однако вышеизложенное свидетельствует о том, что ИП <> совершал активные действия, направленные на соблюдение требований Федерального закона о контрактной системе, а именно подписание проекта договора и перечисление денежных средств на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения договора.
Учитывая отсутствие в документации об аукционе информации, предусмотренной пунктом 10 части 1 статьи 64 и частью 9 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, в том числе о возможности предоставления в качестве обоснования цены контракта документов, подтверждающих наличие товара на складе участника закупки, а также при надлежащем волеизъявлении Заказчика, у ИП <> имелась возможность в срок, установленный для заключения договора (08.12.2015), предоставить указанное обоснование цены контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие намеренное (виновное и умышленное) уклонение победителя аукциона ИП <> от заключения договора, следовательно, сведения об ИП <> не подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия решила:
1. Сведения об Индивидуальном предпринимателе <> (ИНН <> 644116, г. Омск, ул. <> д. <> кв.<> 644007, г. Омск, ул. Тарская, д. 25), представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" в связи с уклонением от заключения договора при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку макаронных изделий (извещение N 0352300030715000129), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" нарушение частей 2 и 9, пункта 2 части 10 статьи 37, пунктов 8 и 10 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <> Члены Комиссии: <> <> |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 января 2016 г. N РНП-55-12/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016