г. Якутск Резолютивная часть оглашена 18 января 2016 г.
Изготовлено в полном объеме 21 января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель комиссии - Ярыгина Ольга Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
Члены комиссии:
Емельянова Людмила Валентиновна - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
Иванова Ольга Прокопьевна - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
при участии:
от Заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее ООО "Атлант") представители по доверенности Степанов Г.В. (от 14.01.2016 г. N17), Яковлев П.В. (от 14.01.2016 г. N18);
от Ответчика: члены конкурсной комиссии Министерства экономики Республики Саха (Якутия) <> (доверенность от 14.01.2016 г. N1), <> (доверенность от 14.01.2016 г. N2), <> (доверенность от 14.01.2016 г. N3), <> (доверенность от 14.01.2016 г. N4), от Правительства Республики Саха (Якутия) <> (доверенность от 01.12.2015 г. N1260-П1);
от Заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой+" <> (приказ о назначении директора от 15.10.2015 г. N1),
рассмотрев жалобу ООО "Атлант" на действия конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Атлант" (вх. N8853 от 31.12.2015 г.) с указанием на действия конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)" (далее - Конкурсная комиссия), нарушившие права заявителя и нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно нарушение со стороны Конкурсной комиссии п. 4 ч. 1 ст. 12, ч. 3.3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - необоснованный допуск ООО "Жилстрой+" к участию в конкурсе в связи с тем, что:
документы заявки ООО "Жилстрой+" не были прошиты и на обороте последнего листа заявки не указано общее количество страниц, содержащихся в заявке в нарушение требования по части (В) п. 2.11 Тома 2 Конкурсной документации "Предварительный отбор";
представленные ООО "Жилстрой+" документы и материалы в составе заявки в нарушение п. 2.6 Тома 2 Конкурсной документации неполны и/или информация, содержащаяся в документе не удостоверена должным образом: нет списка аффилированных лиц с описанием связи между лицами, выписка банка представлена без печати и отметки самого банка.
Ответчик не согласен с доводами заявителя и считает, что открытый конкурс был проведен в полном соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.11.2015 г. N446 "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурном проекте государственно-частного партнерства на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)" (далее постановление Правительства РС(Я) от 16.11.2015 г. N446), положениями конкурсной документации и пояснил следующее (от 15.01.2016 г. NИ-13/201):
Ссылка Заявителя на утративший юридическую силу нормативно-правовой акт не состоятельна, поскольку Федеральный закон от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утратил силу с 01.01.2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ;
На основании п. 2.16 приложения N2.2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.11.2015 г. N446 Конкурсная комиссия имеет право делать вывод о существенности нарушений требований к заявкам.
Представитель Правительства РС(Я) представил ходатайство (от 15.01.2016 г. вх. N0028ф), в котором пояснил, что согласно пунктам 7, 8 постановления Правительства РС(Я) от 16.11.2015 г. N446, уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) на проведение открытого конкурса и на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве является Министерство экономики Республики Саха (Якутия). Правительство РС(Я) не является ни организатором конкурса, ни органом государственной власти, уполномоченным на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве. Таким образом, представитель Правительства РС(Я) просит прекратить рассмотрение дела в отношении Правительства РС(Я).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, установила следующее.
18.11.2015 г. на сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет www.mineconomic.sakha.gov.ru было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.11.2015 г. N446 "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурном проекте государственно-частного партнерства на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)".
Открытый конкурс проводился согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. N1293-З N141-V "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства". В силу ст. 14 Закона РС(Я) от 02.04.2014 г. N1293-З N141-V решение о заключении соглашения принимается в форме указа Главы РС(Я) или постановления Правительства РС(Я), в котором в том числе утверждаются конкурсная документация, состав конкурсной комиссии, исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на заключение соглашения.
В соответствии с п. 6.1.3 раздела VI "Конкурсные процедуры на право заключения соглашения" Регламента подготовки и реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 28.05.2015 г. N170, организатором конкурса на право подписания концессионного и/или соглашения о государственно-частном партнерстве от имени Республики Саха (Якутия) является уполномоченный орган.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) на проведение открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)" определено Министерство экономики Республики Саха (Якутия).
21 декабря 2015 г. Конкурсная комиссия решила допустить к участию в конкурсе заявку ООО "Жилстрой+", при этом выявив следующие нарушения (протокол NПР2-10-2 от 21.12.2015 г.):
в нарушение п. 2.10 Тома 2 Конкурсной документации к открытому конкурсу, Документы в составе заявки не прошиты, на обороте последнего листа заявки не указано общее количество страниц, содержащихся в заявке;
в нарушение п. 2.6 Тома 2 Конкурсной документации к открытому конкурсу, в составе поданной заявки не представлен список аффилированных лиц участника конкурса с описанием связи между лицами;
в составе поданной заявки выписка банка представлена без отметки банка.
Комиссия отметила, что все документы в составе заявки в каждый отдельности, кроме выписки банка, заверены должным образом, и сочла, что заверение документов в составе заявки можно квалифицировать как заверение "отдельными томами". Отсутствие списка аффилированных лиц для заявителей с формой собственности "общество с ограниченной ответственностью" не является грубым нарушением. По вопросу ненадлежащего оформления выписки банка, представитель заявителя пояснил, что в составе заявки представлена бумажная копия выписки банка, получаемая заявителем в электронном виде "банк-клиент".
Комиссия Якутского УФАС России, проанализировав заявку ООО "Жилстрой+" на соответствие Конкурсной документации, установила:
Понятие "аффилированного лица" установлено ч. 6.1 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью": лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства РФ. Соответствующим актом является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в ст. 4 которого определено, что аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В составе заявки ООО "Жилстрой+" присутствует Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2015 г., где указано, что единственным учредителем (участником) юридического лица является Старостина С.Н., также являющаяся единоличным исполнительным органом общества.
Таким образом, в данном случае отсутствие отдельно оформленного документа не препятствует возможности установления аффилированности лиц.
Требование к предоставлению выписки с банковских счетов установлено в приложении N2 к Тому 2 "Предварительный отбор" Конкурсной документации в соответствии с п. 2.6 раздела 2 "Требования к заявкам" Тома 2 "Предварительный отбор", где отсутствует порядок удостоверения документа. ООО "Жилстрой+" в составе заявки предоставлена выписка по банковскому счету, открытому в АКБ "Алмазэргиэнбанк" с использованием системы "Банк-Клиент".
Положение Банка России от 19.06.2012 г. N383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" предусматривает осуществление банками такого перевода по распоряжениям клиентов как на бумажных носителях, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа (пункт 1.9).
Согласно пункту 1.24 вышеуказанного Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами). По правилам части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. N63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Таким образом, выписка с банковского счета, полученная по системе "Банк-Клиент", в силу того, что является документом, содержащим информацию о состоянии счета и движении денежных средств, не требует дополнительной отметки банка.
В соответствии с п. (В) пункта 2.11 раздела 2 "Требования к заявкам" тома 2 "Предварительный отбор" Приложения N2.2 к постановлению Правительства РС(Я) от 16.11.2015 г. N446 документы и материалы, входящие в состав оригинала заявки должны быть прошиты, на обороте последнего листа заявки должно быть указано общее количество страниц, содержащихся в заявке.
Согласно п. 2.15 раздела 2 "Требования к заявкам" тома 2 "Предварительный отбор" Приложения N2.2 к постановлению Правительства РС(Я) от 16.11.2015 г. N446 в качестве заявок Конкурсной комиссией рассматриваются только полные, надлежащим образом оформленные и соответствующие требованиям Конкурсной документации заявки.
Пункт 2.16 раздела 2 "Требования к заявкам" тома 2 "Предварительный отбор" определяет, что документы и материалы, входящие в состав заявки и предоставленные с нарушением требований к заявкам, предусмотренных Конкурсной документацией, когда такое нарушение по мнению Комиссии является существенным, не принимаются Комиссией в качестве части заявки. Такие документы и материалы возвращаются Комиссией подавшим их лицам.
Таким образом, Конкурсной документацией установлено требование об оформлении оригинала заявки о ее прошивке с указанием общего количества страниц.
Исходя из буквального толкования пункта 2.16 раздела 2 "Требования к заявкам", конкурсная комиссия допускает документы и материалы, входящие в состав заявки или отклоняет их как часть заявки в случае предоставления с нарушением требований к заявкам.
При этом следует отметить, что Конкурсной документацией не установлено положение о существенности или несущественности нарушений требований к частям заявок.
Пунктом 2.16 не предусмотрено условий о возможности допущения или отклонения поданной заявки Конкурсной комиссией в случае нарушения требования к оформлению заявки, установленной п. (В) пункта 2.11 раздела 2 "Требования к заявкам" тома 2 "Предварительный отбор".
На основании изложенного, довод Ответчика о том, что Конкурсная комиссия пришла к выводу о несущественности нарушения по оформлению заявки ООО "Жилстрой+" на основании п. 2.16 раздела 2 "Требования к заявкам", не принимается Комиссией Якутского УФАС России ввиду того, что п. 2.16 не предполагает возможности решения вопроса Конкурсной комиссией о допущении или отклонении заявки в случае ее ненадлежащего оформления.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что Конкурсная комиссия Министерства экономики РС(Я), допустив к участию в открытом конкурсе заявку ООО "Жилстрой+", которая не соответствует требованиям п. (В) пункта 2.11 раздела 2 "Требования к заявкам" тома 2 "Предварительный отбор" Приложения N2.2 к постановлению Правительства РС(Я) от 16.11.2015 г. N446, нарушила процедуру проведения предварительного отбора открытого конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), решила:
Признать жалобу ООО "Атлант" на действия конкурсной комиссии Министерства экономики Республики Саха (Якутия) по проведению открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)" обоснованной.
Прекратить рассмотрение жалобы в отношении Правительства Республики Саха (Якутия).
Признать конкурсную комиссию Министерства экономики Республики Саха (Якутия) нарушившей порядок организации и проведения торгов, а именно п. (В) пункта 2.11 раздела 2 "Требования к заявкам" тома 2 "Предварительный отбор" Приложения N2.2 к постановлению Правительства РС(Я) от 16.11.2015 г. N446 "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурном проекте государственно-частного партнерства на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)".
Выдать конкурсной комиссии Министерства экономики Республики Саха (Якутия) по проведению открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве на осуществление деятельности по созданию и технической эксплуатации объекта образования "Детский сад на 98 мест в с. Тополиное Томпонского района Республики Саха (Якутия)" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов и аннулировать итоги открытого конкурса.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражным суде.
Председательствующий О.А. Ярыгина
Члены Комиссии Л.В. Емельянова
О.П. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 января 2016 г. N 02-01/18.1-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016