Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 12889/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:<_>
рассмотрев дело N 12 889/03-2016, возбужденное по жалобе ООО "Петрохим" (далее - заявитель) на действия единой комиссии (заказчик - ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N 0368100010815000336 на поставку авиационного бензина (начальная (максимальная) цена контракта - 61 425 000,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 13.01.2016 г. в 10:00) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, установила:
Вх. N 10 от 11.01.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Петрохим" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0368100010815000336, перенаправленная из ФАС России.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе N 0368100010815000336 содержит незаконное требование о предоставлении вместе с товаром разрешения на применение бензина на авиационной технике гражданской авиации РФ, заключения по результатам исследования проб бензина и паспорта качества, выданных ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА на каждую партию товара.
На заседании Комиссии 15.01.2016 г. представитель ООО "Петрохим" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика на заседании Комиссии 15.01.2016 г. не согласилась с доводами, изложенными в жалобе, предоставила письменные пояснения, указывающие, в том числе, на следующее.
По мнению заказчика, паспорт качества завода изготовителя бензина и декларации о соответствии не являются достаточными документами для подтверждения соответствия поставляемого товара требованиям отраслевого законодательства.
В рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 16:30 18.01.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.12.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0368100010815000336 на поставку авиационного бензина (начальная (максимальная) цена контракта - 61 425 000,00 руб.).
11.01.2016 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
На основании протокола рассмотрения заявок от 14.01.2016 г. на участие в аукционе было подано 3 заявки, 2 заявки были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 18.01.2016 г. предложения о цене контракта были поданы 2 участниками закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.01.2016 г., обе заявки были признаны соответствующей требованиям документации, победителем признано ООО "Инженерная смазочная компания "МИСКОМ".
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Петрохим" обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставлении при поставке товара заключения по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорта качества, выданных исключительно ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА на каждую партию товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом, согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Глава II "Техническая часть" и пункты 3.5, 4.3 главы III "Проект контракта на поставку товара для нужд бюджетного учреждения" аукционной документации предусматривает, что поставляемый товар сопровождается в том числе следующими документами: разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 N89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 N126-ДВ), заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества, выданные ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА на каждую партию товара.
Согласно части 4.13 статьи 4 "Требования безопасности" Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Частью 6.1 статьи 6 "Подтверждение соответствия" Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 установлено: "Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в статье 6 и описанным в приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза. Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории. Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением комиссии Таможенного союза".
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что установленное требование о предоставлении заключения по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорта качества, выданных исключительно ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА на каждую партию товара, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку декларирование соответствия проводит либо изготовитель, либо его представитель, либо импортер на основании заключения любой испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
Таким образом, действия заказчика, установившего в описании объекта закупки и в проекте контракта документации об аукционе указанное требование, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и жалоба ООО "Петрохим" является обоснованной в указанной части.
При этом, доводы заявителя о том, что качество авиационного бензина должно определяться исходя исключительно из требований Таможенного регламента Таможенного Союза (паспорта качества завода-изготовителя и декларации о соответствии, выданной в соответствии с ТР ТС), а требование о наличия разрешения на применение авиабензина на авиационную технику гражданской авиации является неправомерным, не могут быть приняты Комиссией Ульяновского УФАС России во внимание, на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять требования к условиям его исполнения в соответствии с собственными потребностями.
При этом, авиационный бензин должен быть разрешен к применению на авиационной технике гражданской авиации РФ согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 N 89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 N126-ДВ.
Таможенный регламент Таможенного Союза устанавливает ввоз и выпуск в оборот продукции, вышеуказанные же акты Министерства транспорта устанавливают применение авиабензина и авиатехники гражданской авиации.
Таким образом, в указанной части жалоба ООО "Петрохим" является необоснованной.
Учитывая, изложенное оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление размещения закупки N 0368100010815000336.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу ООО "Петрохим" обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставлении заключения по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорта качества, выданных исключительно ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА на каждую партию товара.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0368100010815000336 путем исключения из пунктов 3.5 и 4.3 контракта требования о предоставлении заключения по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорта качества на каждую партию товара, выданных исключительно ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА, на что выдать предписание.
4. Предать материалы дела N 12 889/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
18.01.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 18.01.2016 г. по делу N 12 889/03-2016, возбужденному по жалобе ООО "Петрохим" на действия на действия единой комиссии (заказчик - ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N 0368100010815000336 на поставку авиационного бензина (начальная (максимальная) цена контракта - 61 425 000,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 13.01.2016 г. в 10:00), предписывает:
1. ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) в срок до 17.02.2016 г. устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0368100010815000336 путем исключения из пунктов 3.5 и 4.3 контракта требования о предоставлении заключения по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорта качества на каждую партию товара, выданных исключительно ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА.
2. В срок до 19.02.2016 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12889/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016