Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 19 января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Калинина О.Ю. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО ГК "ЭнергоПерспектива" на действия МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен", заказчика запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен",
в присутствии представителей ООО ГК "ЭНЕРГОПЕРСПЕКТИВА" "_" (по доверенности от 18.01.2016); МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" Колчиной С.И. (по доверенности от 18.01.2016), "_" (по доверенности от 18.01.2016), ООО НПП "Сибирьэнергосервис" "_" (по доверенности N001 от 19.01.2016) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО ГК "ЭнергоПерспектива" (вх. N 50 от 11.01.2016 г.) на действия МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен", заказчика запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен". Заявитель сообщает следующее.
04.12.2015 г. на сайте http://zakupki.gov.ru МУП "Новосибирский метрополитен" была размещена закупка, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен".
Согласно требованиям котировочной документации ООО ГК "ЭНЕРГОПЕРСПЕКТИВА" 15.12.2015 г. подало заявку на участие в запросе котировок N 31503041941, на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен".
Согласно протокола запроса котировок N 31503041941-01 от 25.12.2015 г. ООО ГК "ЭнергоПерспектива" не допущено к участию в запросе котировок по причине: "не выполнено требование п.п. 6) п. 3.2.1 документации, в заявке представлена копия выписки из ЕГРЮ/1, не соответствующая требованиям документации". По мнению Заявителя, действия Заказчика являются не законными, ущемляющими права Заявителя на основании следующего.
В соответствии с п.п. б п. 3.2.1. Документации котировочная заявка должна содержать сведения и документы, а именно: полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц). Таким образом, данный пункт не содержит конкретизации о необходимости заверения данной выписки собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", если документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
Кроме того, в соответствии с официальным Письмом ФНС от 03.12.2015 г. N ГД-3- 14/4585@; Выписка, содержащая квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при ее распечатывании, равнозначна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
Вышеизложенное, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о совершении организатором закупки действий, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недопустимо, и, в свою очередь, нарушает права и законные интересы ООО ГК "ЭнергоПерспектива" как потенциального участника закупки.
Жалоба ООО ГК "ЭнергоПерспектива" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" представило следующее возражение на жалобу (вх.N 282 от 18.01.2015 г.).
04.12.2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на сайте http://zakupki.gov.ru МУП "Новосибирский метрополитен" (далее - метрополитен) были размещены извещение и документация о проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 на СТП метрополитена (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен" (далее - документация).
Закупка была завершена 14.01.2016 года по факту заключения договора с победителем запроса котировок, то есть до момента поступления в метрополитен информации о поступлении жалобы.
Победителем запроса котировок было признано ООО "НПП "Сибирьэнергосервис", с которым был заключен договор от 14.01.2016 г. N 2 (номер в ЕИС 55411100064160000020000).
В соответствии с п.п. б п. 3.2.1. и п. 15 раздела VII "Информационная карта запроса котировок" документации о закупке котировочная заявка должна содержать в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц).
При этом в документации указано, что подача котировочных заявок в форме электронного документа не предусмотрена (п. 16 4.VII документации). В соответствии с п.п. 1 п. 5.1.4 документации о закупке котировочная заявка отклоняется и не рассматривается котировочной комиссией в случае не предоставления в составе заявки документов, требуемых документацией.
В соответствии с протоколом N185 от 23.12.2015 г. единой комиссии по проведению закупок товаров, работ, услуг МУП "Новосибирский метрополитен" (далее - комиссия) заявка ООО ГК "ЭнергоПерспектива" была отклонена, так как содержала бумажную копию выписки из ЕГРЮЛ, не заверенную нотариально.
Жалоба ООО ГК "ЭнергоПерспектива" на решение комиссии основаны на неверном толковании письма ФНС от 03.12.2015 N ГД-3-14/4585@, так как в нем речь идет о выписке из ЕГРЮЛ в форме электронного документа, однако запрос котировок проводился не в электронной форме, поэтому участники должны были представить выписку из ЕГРЮЛ на бумажном носителе либо нотариально заверенную копию оригинала выписки из ЕГРЮЛ.
В письме ФНС от 03.12.2015 г. N ГД-3- 14/4585@ не говорится, что электронная выписка, содержащая квалифицированную электронную подпись при ее распечатывании равнозначна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа, а речь идет именно о выписке в форме электронного документа.
Фраза в письме о том, что выписка содержит квалифицированную электронную подпись и её визуализацию, в том числе при распечатывании выписки, подателем жалобы была вырвана из контекста и неверно трактована. При распечатывании копии выписки из ЕГРЮЛ, полученной на бумажном носителе или в форме электронного документа, такая бумажная копия содержит визуализацию подписи, но не означает её подлинности без заверения у нотариуса.
Заказчик не ограничивал право участников предоставить бумажную копию выписки из ЕГРЮЛ, он лишь требовал, чтобы распечатанная копия выписки из ЕГРЮЛ была заверена нотариально.
В соответствии с п. 1.2.3 документации требования документации применяются в равной мере ко всем участникам запроса котировок.
Из условий документации о закупке отчетливо следует, что на участие в запросе котировок, проводимом не в электронной форме необходимо подавать документы на бумажном носителе, а в случае предоставления копии выписки из ЕГРЮЛ, она должна быть заверена нотариально.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" в своей закупочной деятельности руководствуется положениями Федерального закона РФ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положением о закупках товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Новосибирский метрополитен".
МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" проведена закупка в форме запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен". Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N 31503041941.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен" N 185 от 23.12.2015 г., на участие в рассматриваемом запросе котировок были поданы следующие заявки:
- ООО "Таврида Электрик Новосибирск",
- ООО "Минусинский завод комплектно-распределительных устройств Электрокомплекс",
- ООО ГК "Энергоперспектива",
- ООО "ЭМТВК- ГРУПП",
- ООО НПП "Сибирьэнергосервис",
ООО "ЭТМ".
Заявки ООО "Минусинский завод комплектно-распределительных устройств Электрокомплекс", ООО ГК "Энергоперспектива", ООО "ЭМТВК-ГРУПП", ООО "ЭТМ" отклонены.
Заявка ООО ГК "Энергоперспектива" по причине не выполнения требования п.п. 6) п. 3.2.1 документации, а именно- в заявке представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, не соответствующая требованиям документации".
В соответствии с п. 5.1.4 документации рассматриваемого запроса котировок, Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки в случаях:
1) несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным в настоящей документации, в том числе:
- требованиям к оформлению котировочной заявки,
- не предоставления в составе котировочной заявки документов, требуемых настоящей документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
- наличия в котировочной заявке предложения о цене договора превышающего начальную (максимальную) цену договора, указанную в части VII "Информационной карты запроса котировок";
2) несоответствия потенциального участника запроса котировок, требованиям которые предъявляются к участнику запроса котировок и установлены в настоящей документации.
В соответствии с п. 3.2.1 документации рассматриваемого запроса котировок, Котировочная заявка должна содержать сведения и документы, входящие в состав котировочной заявки, а именно:
1) сведения и документы о потенциальном участнике запроса котировок, подавшем такую заявку:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени потенциального участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени потенциального участника закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени потенциального участника закупки действует иное лицо, котировочная заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени потенциального участника закупки, заверенную печатью потенциального участника закупки и подписанную руководителем потенциального участника закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем потенциального участника закупки, котировочная заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) копии учредительных документов потенциального участника закупки со всеми изменениями и дополнениями, копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения (для юридических лиц), копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для потенциального участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения котировочной заявки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. В случае, если планируемый к заключению договор, внесение денежных средств в качестве обеспечения котировочной заявки, обеспечения исполнения договора не является для потенциального участника закупки крупной сделкой и решение о ее одобрении не требуется потенциальный участник закупки должен продекларировать указанный факт в письменном виде;
2) предложение о цене договора, о цене единицы товара, работы, услуги - указываются потенциальным участником запроса котировок в котировочной заявке;
3) анкету участника запроса котировок.
При этом в документации указано, что подача котировочных заявок в форме электронного документа не предусмотрена (п. 16 4.VII документации).
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Порядок получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) регулируется:
- ст. 6 - 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
- Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н;).
Из совокупного толкования вышеприведенных норм права следует, что выписка из единого государственного реестра юридических лиц (далее- выписка из ЕГРЮЛ) может быть оформлена как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО ГК "Перспектива" была представлена Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-15-1949407 от 07.12.2015 г.
Вышеуказанная выписка представляет собой распечатанную на бумажном носителе версию выписки из ЕГРЮЛ, полученную в электронной форме.
Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно ст. 11 ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;
2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;
3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ;
4) квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).
Следовательно, Выписка из ЕГРЮЛ, полученная в электронной форме равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа, так как подписана усиленной квалификационной электронной подписью.
Однако, при распечатке данной выписки на бумажный носитель, усиленная квалификационной электронная подпись теряет свою актуальность в силу того, что она удостоверяет подлинность электронного документа, а не печатного. Проверка подлинности электронной подписи возможна только при предоставлении документа в электронной форме. Распечатанный электронный документ, подписанный электронной подписью равнозначен незаверенной копии бумажного документа.
Согласно абз. 2 ст. 1 от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения
Согласно п. 11.1 ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Приложение N 2 к Административному регламенту предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 5н, содержит форму Выписки из единого государственного реестра юридических лих. Указанный документ включает такие реквизиты как подпись должностного лица и печать.
Поскольку распечатанная с электронного документа выписка из единого государственного реестра юридических лиц не содержит подписи должностного лица и печати, она не является надлежащим образом оформленным документом.
Так как согласно п. 16 раздела VII документации рассматриваемого запроса котировок, подача котировочных заявок в форме электронного документа не предусмотрена, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что представленная на бумажном носителе Выписка из ЕГРЮЛ, распечатанная с электронной версии таковой выписки не может являться надлежаще оформленным документом.
Отсюда следует, что у закупочной комиссии МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен" имелись основания для отклонения заявки ООО ГК "ЭнергоПерспектива", как не соответствующей требованиям закупочной документации.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО ГК "ЭнергоПерспектива" (вх. N 50 от 11.01.2016 г.) на действия МУП г. Новосибирска "Новосибирский метрополитен", заказчика запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по плановой замене высоковольтных выключателей ВЭМ-10 (замена на вакуумные выключатели) для нужд МУП "Новосибирский метрополитен" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016