Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 18 января 2016 г. N 07-01/18.1(223)/02-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N 07-01/18.1(223)/02-2016 по признакам нарушения Заказчиком - ООО "РН-Пурнефтегаз" (г. Губкинский, ЯНАО) при проведении закупки способом запроса цен по лоту "Нанесение наружного и внутреннего антикоррозионного покрытия на соединительные детали трубопроводов" (закупка N 31503151044), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба АО ВНИИСТ (г.Москва) на действия Заказчика (организатора закупки) - ООО "РН-Пурнефтегаз" (г.Губкинский, ЯНАО) при проведении закупки способом запроса цен по лоту "Нанесение наружного и внутреннего антикоррозионного покрытия на соединительные детали трубопроводов".
Заявитель считает, что Заказчик (организатор закупки):
- в Квалификационных требованиях и в Техническом задании (подпункт 3 пункт 6) установил требования о наличии положительного заключения экспертизы и технического аудита применяемой технологии, что нарушает принцип отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции;
- в подпункте 4 пункта 6 Технического задания установил требование о проведении технического аудита применяемой технологии и системы менеджмента качества, проведенного экспертной организацией, входящей в периметр Компании, что создает неопределенность в вопросе определения экспертных компаний, т.к. в Документации термин "периметр Компании" не раскрыт.
Из жалобы установлено.
25.12.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31503151044 на проведение закупки способом запроса цен по лоту "Нанесение наружного и внутреннего антикоррозионного покрытия на соединительные детали трубопроводов", запрос цены N 3733/18.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Технического задания требуется наличие положительного результата экспертизы покрытия и технической документации по применению и нанесению покрытия (ТУ) в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (лаборатория профессора В.Н. Протасова). Либо согласие на проведение технического аудита в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (лаборатория профессора В.Н. Протасова) по требованию Заказчика и за счёт претендента до окончания закупочных процедур.
Заявитель считает, что указанные требования на проведение экспертизы только в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (лаборатория профессора В.Н. Протасова) исключает привлечение Участниками закупки других экспертных организаций, в том числе и АО ВНИИСТ для организации аудита и экспертизы покрытия и технической документации.
АО ВНИИСТ выполняет комплекс научно-исследовательских и инжиниринговых работ на объектах топливно-энергетического комплекса, начиная от разработки нормативно-технической документации и проектирования до технического надзора и контроля качества за строительством объектов.
Испытательный центр АО ВНИИСТ аккредитован Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) и имеет в своей структуре специальную лабораторию, которая оснащена всем необходимым современным испытательным оборудованием и измерительными приборами и осуществляет полный комплекс физико-механических и теплофизических испытаний продукции, указанной в Техническом задании.
Кроме того, подпунктом 4 пункта 6 Технического задания предусмотрено наличие актов (заключения) по проведённому техническому аудиту применяемой технологии и системы менеджмента качества, проведённого экспертной организацией, входящей в периметр Компании. Либо согласие на проведение технического аудита (экспертной компанией, входящей в периметр Компании) по требованию Заказчика и за счёт претендента до окончания закупочных процедур.
Устанавливая требования, указанные подпунктом 4 пункта 6 Технического задания, Заказчик создаёт неопределенность в вопросе определения экспертных компаний, так как в конкурсной документации термин "периметр Компании" не раскрыт.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о закупках при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке (далее - Положение) является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из обоснований, представленных ООО "РН-Пурнефтегаз", установлено.
Относительно необоснованности установления в Квалификационных требованиях и в подпункте 3 пункта 6 Технического задания требований о наличии положительного заключения экспертизы и технического аудита применяемой технологии в нарушение принципа отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции Заказчик сообщает, что в соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принятыми и утвержденными с учетом положений правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе.
Согласно приказу ООО "РН-Пурнефтегаз" от 01.06.2015 N 1664 "О введении в действие по ООО "РН-Пурнефтегаз" Положения Компании "О закупке товаров, работ, услуг" N П2-08 Р-0019 версия 1.00; Альбома форм Компании "Типовая документация о закупке" N П2-08 Ф-0002 версия 1.00; Инструкции Компании "Требования к поставщику Компании для участия в мелкой закупке" N П2-08 И-0003 версия 1.00" Заказчиком утверждено для применения и введено в действие Положение ОАО "НК "Роснефть" "О закупке товаров, работ, услуг" NП2-08 Р-0019, версия 1.00, утвержденное Решением Совета директоров ОАО "НК "Роснефть" 03.04.2015. Информация о присоединении Заказчика к указанному Положению о закупке размещена Заказчиком на сайте Единой информационной системы, имеющий адрес www.zakupki.gov.ru.
Согласно подпункту 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 10.5.3 Положения о закупке определены требования к закупаемой продукции и к ее описанию.
В документации на проведение закупки способом запроса цен по лоту "Нанесение наружного и внутреннего антикоррозионного покрытия на соединительные детали трубопроводов" указаны критерии, которым должен соответствовать потенциальный поставщик.
В качестве одного из критериев, предъявляемых к потенциальным участникам закупки, определено наличие положительного заключения о возможности применения покрытий, нанесенных на соединительные детали на объектах ОАО "НК "Роснефть" полученного в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (лаборатория профессора В.Н. Протасова).
Определяя указанный критерий отбора Заказчик руководствовался принципом предоставления всем потенциальным участникам равных возможностей при проведение квалификационного отбора, исключая какие-либо ограничения либо преимущества.
Относительно нераскрытая термина "периметр Компании" в документации о закупке Заказчик сообщает, что в разделе 2 "Обозначения и сокращения" Положения о закупке приведено определения термина "Компания" - это группа юридических лиц различных организационно-правовых форм, включая ОАО "НК "Роснефть" и Общества Группы.
Термин "Общество Группы" подразумевает хозяйственное общество, прямая и/или косвенная доля владения ОАО "НК "Роснефть" акциями или долями в уставном капитале которого составляет 20 процентов и более.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений положений Федеральных законов от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении закупки способом запроса цен по лоту "Нанесение наружного и внутреннего антикоррозионного покрытия на соединительные детали трубопроводов" (закупка N 31503151044).
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу АО ВНИИСТ (г.Москва) на действия Заказчика - ООО "РН-Пурнефтегаз" (г.Губкинский, ЯНАО) при проведении закупки способом запроса цен по лоту "Нанесение наружного и внутреннего антикоррозионного покрытия на соединительные детали трубопроводов" (закупка 31503151044) необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2016 г. N 07-01/18.1(223)/02-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016