Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 31 декабря 2015 г. N 03-24/10883
Резолютивная часть решения оглашена 31 декабря 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N 03-24/11-2015 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Ответчик по делу: Общество с ограниченной ответственностью "Марикоммунэнерго" (ул. Зарубина, д. 53, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003).
ООО "Марикоммунэнерго" создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице 09.11.2007.
ООО "Марикоммунэнерго" является юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (п.1.1. Устава). Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Марикоммунэнерго" является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30).
Заявитель: М.
Заинтересованное лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (б. Победы, д.5а, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 27.01.2015 вх. N 23-М поступило заявление гражданина М., в котором указано, что ООО "Марикоммунэнерго" осуществляет неправомерные расчеты за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение жителям г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл.
ООО "Марикоммунэнерго" в письменных пояснениях от 19.02.2015 вх. N 1873 и от 30.03.2015 N 3781 указало, что при расчетах с гражданами за потребленную тепловую энергию применяло тарифы, утвержденные Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Общество расчет стоимости тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, где не установлены отдельные приборы учета тепловой энергии, потребленной на подогрев воды, определяло, как производное количества тепловой энергии, затраченной на подогрев 1 куб.м. воды, рассчитанного предприятием самостоятельно ввиду отсутствия утвержденного норматива количества подогреваемой воды и стоимости тепловой энергии.
Также ООО "Марикоммунэнерго" пояснило, что оказание услуги теплоснабжения осуществляется через закрытую систему теплоснабжения в двухтрубном исполнении. Тепловая энергия, вырабатываемая на источнике теплоснабжения (котельная) подается посредством теплоносителя (воды), в связи с чем ООО "Марикоммунэнерго" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Комиссия Марийского УФАС России исследовав материалы дела, изучив позицию ответчика и лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении ООО "Марикоммунэнерго" п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничение конкуренции или ущемление прав лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) ООО "Марикоммунэнерго" является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги теплоснабжения гражданам в географических границах г. Козьмодемьянска, что не отрицалось обществом.
Приказом Минстроя и ЖКХ РМЭ от 17.10.2012 N 937 установлен норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 3,36 куб.м/мес на 1 человека, а для подогрева горячей воды - 0,237 Гкал/мес (раздел "Справочно" приложения N 1).
Обществом самостоятельно осуществлен расчет удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды в объеме 0,07053 Гкал/куб.м.
Вместе с тем, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ письмом от 06.03.2015 исх. N 1141 указало, что приказом Минстроя РМЭ от 31.05.2013 N 367 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл" раздел "Справочно" приложения N 1 к приказу Минстроя и ЖКХ РМЭ от 17.10.2012 N 937, касающийся величины расхода тепловой энергии для подогрева воды исключен.
Согласно пункту 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования) органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) также определено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 1075) органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) также состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду разработано и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление N 129).
Постановлением N 129 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Внесенными Постановлением N 129 изменениями в Правила N 354 установлено, что в случае установления тарифов на горячую воду в виде двухкомпонентных тарифов, состоящих из компонента на холодную воду (теплоноситель) и компонента на тепловую энергию для потребителей, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется с применением компонентов на холодную воду и компонента на тепловую энергию к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Также Постановлением N 129 внесены изменения в Приложение N 2 к Правилам N 354, устанавливающие порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в комнате (комнатах) в коммунальной квартире.
При этом Правилами N 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении, и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В этой связи, Правилами N 354 предусматривается обязательное наличие компонента на холодную воду (теплоноситель) и компонента на тепловую энергию для потребителей и порядок в случае установления двухкомпонентных тарифов.
Кроме того, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Случаи, когда нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации не установлены, действующим жилищным законодательском не предусмотрены.
Правилами N 354 не предусмотрены случаи отсутствия установленных нормативов потребления коммунальных услуг, но при этом отсутствие таких нормативов не является следствием неисполнения своих обязанностей собственниками помещений в многоквартирных домах и не должно повлечь возложения на них дополнительных финансовых обязательств, которые противоречат положениям данных правил.
Указанная правовая позиция подтверждена также в письме Министерства строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.12.2015 вх. N 16034.
Однако ООО "Марикоммунэнерго" в нарушении указанных нормативно-правовых актов осуществляло самостоятельный расчет норматива, касающегося величины расхода тепловой энергии для подогрева воды, что является неправомерным при расчетах с гражданами за приобретенную тепловую энергию, и, следовательно, требования антимонопольного законодательства.
Применение ООО "Марикоммунэенрго" самостоятельного расчета норматива на подогрев воды нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования при расчетах с гражданами за поставляемую тепловую энергию, что повлекло ущемление интересов граждан, проживающих в жилом доме (N_).
Однако ООО "Марикоммунэнерго" в рамках рассмотрения дела признало в своих действиях факт нарушения в осуществлении неправомерных расчетов за тепловую энергию гражданам и добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства путем произведения перерасчета начисленных сумм по рассматриваемому жилому дому за коммунальную услугу "отопление" за период с 01.06.2013 по 31.05.2015 на общую сумму (_) руб.
Таким образом, общество восстановило нарушенные права граждан-потребителей тепловой энергии, проживающих в жилом доме (N_).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать в действиях ООО "Марикоммунэнерго" (ул. Зарубина, д. 53, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424003, ИНН 1215126037, ОГРН 1071215009425) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчетах с гражданами за поставляемую тепловую энергию.
2. Рассмотрение дела N 03-24/11-2015 прекратить в связи с добровольным устранением ООО "Марикоммунэнерго" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 31 декабря 2015 г. N 03-24/10883
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016